Конспект НОД по образовательной области "Художественное творчество" с воспитанниками седьмого года жизни.Тема: "Весна идет, весне мы рады!"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Калинкина Алла Юрьевна.

Тема: "ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ МЫ РАДЫ"

Работа с детьми по образовательным областям: Художественное творчество, Коммуникация, Художественная литература, Музыка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» с воспитанниками седьмого года жизни

Тема: «Весна идёт, весне мы рады!»

Программные задачи:

Художественное творчество: Продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства; вызвать у детей эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания при рассматривании репродукций картин И. А. Левитана «Весна. Большая вода», В.Н. Бакшеева «Голубая весна». Формировать умение подбирать художественные средства, цветовую гамму для передачи более выразительной картины весеннего пейзажа. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, эстетические чувства.

Коммуникация: Активизировать речь детей, уточняя и систематизируя представления о характерных признаках весны, обогащать речь детей эмоционально-окрашенной лексикой, продолжать формировать умение вести беседу по картине, рассказывать о своей работе.

Художественная литература: Продолжать знакомить детей с творчеством русских поэтов, вызвать у детей эмоциональный отклик на стихотворение А. Н. Плещеева «Весна», закреплять умение чётко и выразительно читать стихи.

Музыка: Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (танцевальные движения), совершенствовать умение импровизировать под музыку.

Материалы и оборудование:

  Тонированные листы бумаги, акварель, кисти, салфетки, клеенки, стаканы с водой.

  Пособия для проведения дидактических и коммуникативных игр: палитра, карточки с    образцами цветов и оттенков, цветок-подснежник.

  Музыкальный центр, атрибуты для танца, мультимедиа.

  Зрительный ряд: слайды репродукций картин Левитана «Весна. Большая вода», Бакшеева «Голубая весна», слайды фотопрезентации «Весна идет».

  Поэтический ряд: А. Н. Плещеев «Весна», И. Беляков «Подснежник проснулся».

  Музыкальный ряд: «Песенка о хорошем настроении» муз. А. Лепина, сл. В. Коростылева; песня «Весна идет» муз. И. Дунаевского, сл. М. Вольпин; «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковский из цикла «времена года».

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулках за весенними изменениями в природе; рассматривание иллюстраций, репродукций картин Левитана и Бакшеева- беседа по ним; знакомство с произведениями русских писателей, поэтов. Разучивание стихов, загадок, песен о весне, слушание музыки Чайковского из цикла «Времена года», дидактические игры, обучение детей технике рисования подмалёвка.

Открытый вход в деятельность

Дети по музыку входят в зал, свободно располагаются. (Музыкальное оформление «Песенка о хорошем настроении» муз. А Лепина, сл. В.Коростылева)

Приветствие

Воспитатель: Дети, посмотрите, как солнечно и тепло сегодня у нас в зале – к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.

Улыбнулось солнышко.

 От улыбки той

 Заглянул в окошко

 Лучик золотой.

 Окунулся в краски,

 Кисточки задел,

 Пожелал, как в сказке,

 Всем нам добрых дел.

Вводно-организационный

– Возьмитесь все за руки и сделайте большой круг, такой как солнышко. А теперь улыбнитесь и подарите друг другу свои улыбки. Давайте подарим улыбки и нашим гостям.

Мотивация на деятельность

Воспитатель: Прислушайтесь, дети. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окошком?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так прийти не мог.

И никто из вас не слышал,      

Как листок из почки вышел.

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.        

И повсюду красота:    

Это значит, это значит

В гости к нам пришла весна.

И сегодня мы с вами поговорим о весне. Проходите, садитесь.

Дети располагаются полукругом.

Расширение имеющихся знаний

Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время года прекрасно по - своему. Но есть в природе время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет  ожиданием тепла, солнца. Это время называется «весна».  И нет уже сна. Что – то радостное, беспокойное звучит  в этом имени.  

Весна — удивительное время года. Что за чудеса происходят весной, когда пригреет солнышко и подует теплый ветерок?

- Какие изменения в природе можно наблюдать ранней весной?

 Дети /примерные ответы: Пригревает солнце. Светит ярче. Появляются проталинки. Бегут ручьи. Небо стало выше, просыпаются первые цветы – подснежники. Пробуждаются от зимнего сна деревья, в них начинается сокодвижение. Набухают почки; вырастает первая травка, первые листочки. Набухают почки, появляются листочки. Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку/.

- Русский народ любит весну и придумал пословицы и поговорки, в которых рассказывается о весенних приметах. Давайте вспомним их.            

 (Ответы детей).

- Какие звуки у весны?

Дети отвечают.

- А чем весна пахнет?

- Вам нравится весна? Почему? Чем?

Весна несет всем радость любви, жизни, радость творчества. Это чувство охватывает всех людей, поэты  пишут стихи, композиторы - музыку, художники - свои картины.

Сейчас я прочту стихотворение русского поэта  А.Н. Плещеева,  а вы закройте глаза и представьте то, о чем я буду читать:

«Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала...

-  Вы увидели весну? Почувствовали, как поэт  передал свое радостное настроение? Весна приходит  со своей палитрой красок. Сейчас мы посмотрим, как о весне  рассказали художники.

- Вспомните, кто написал эту картину и как она называется?      

- Правильно Исаак Ильич Левитан. «Весна. Большая вода».

 - Что же интересного увидел художник в природе и изобразил на своем полотне?

- Да, художник изобразил весенний разлив реки, затопивший пологие берега. Деревья отображаются в воде и кажутся еще выше.

- И ещё одна картина, кто написал её и как она называется.

- Правильно, «Голубая весна» художник Василий Николаевич Бакшеев.

 - Что же интересного увидел художник и нарисовал?

- Да, художник нарисовал березовую рощу, снега нигде нет. Воздух прозрачный, свежий. Небо высокое, чистое, голубое. Даже слышится пение птиц.

- Ребята, а какое настроение,  какие чувства возникают у вас глядя, на картины?

- Да, возникает чувство  нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, чувство радости от ожидания тепла.

 

 Художники передают настроение с помощью цвета и цветосочетаний. У весны есть своя палитра красок. Давайте поиграем в игру – подберём цвета и оттенки для  картины с весенним настроением.

Дидактическая игра «Весенняя палитра»

Воспитатель: У нас есть палитра и капельки разных цветов и оттенков. Каждый из вас выберет и назовёт  цвет, наиболее подходящий для весеннего настроения. (Дети заполняют палитру) Как вы думаете все ли цвета на нашей палитре подходят для весны? Эти нежные, прозрачные цвета и оттенки помогают художникам передать радостное весеннее настроение.

 

- А как мы ещё можем выразить своё чувство радости от пробуждения природы?

Ответы детей: (можно спеть песню, исполнить танцевальный номер).

А какой танец вы хотели бы исполнить?  Выходите, пожалуйста.

Дети исполняют танцевальный номер под музыкальное сопровождение (песня «Весна идет» муз. И. Дунаевского, сл. М.  Вольпин).

Воспитатель: Весна быстротечное время года, в марте – бывают метели, холодно - ещё зима, а май – тёплый с ярким солнцем уже лето. Апрель месяц весёлой капели, большой воды, первых проталин и подснежников.

А сейчас я предлагаю вам отгадать музыкальную загадку – вы услышите отрывок из знакомого вам музыкального произведения и отгадаете название этого произведения и имя автора. Готовы слушать?

Звучит «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правильно назвали – это «Апрель» П.И. Чайковского. Давайте прослушаем это произведение.

Слушание музыки в сопровождении фотопрезентации.

Воспитатель: Какое настроение возникает при прослушивании произведения? Давайте пофантазируем…

 (Дети предполагают, что это весна, бегут ручьи, звенит капель)

Воспитатель: Какое настроение возникает при прослушивании произведения? Давайте расскажем о своём настроении – поиграем в игру «Поделись своим настроением» .

 Коммуникативная игра «Поделись своим настроением» - дети передают друг другу цветок подснежник и произносят слова-эпитеты, выражающие возникшее у них настроение.

Воспитатель: Весна — утро года: природа просыпается от зимнего сна. Как радуется все вокруг теплому весеннему солнышку. Самая большая и яркая радость — это первые весенние цветы. Как они называются?

Дети отвечают. (Первоцветы)

Почему они так называются?

Дети отвечают. 

Воспитатель: А вот так написал о подснежнике поэт (читает ребенок)):

 

«Подснежник проснулся»

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Запахло, повеяло прелью,

 Чуть слышно подснежник твердил:

 - Спасибо, спасибо апрелю

 За то, что меня разбудил!

                                             (И. Беляков.)

Воспитатель:  А хотите, мы с вами поиграем и превратимся с вами в маленькие бутончики этого первого весеннего цветка?

А поможет нашему перевоплощению волшебная музыка («Признание» муз. А.Рыбникова). Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял первый снег и появился первый цветок, а на нем прекрасный бутончик, Этот бутончик каждый из вас. Он ещё закрыт. Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он раскрылся и стал прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнышком, легкий ветерок раскачивает его. Подснежник все время следит за солнышком, куда оно идет, туда и цветочек поворачивается. И вот подснежник распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком… Вот такая история произошла с маленьким подснежником. А теперь закроем глаза и превратимся в ребят: «Раз, два, три, Вот и дети снова мы».

 

Воспитатель: Вот мы и побывали в весеннем лесу.

Я предлагаю вам стать художниками и нарисовать  картину весеннего пробуждения природы – это и проталины, и первоцветы, и проснувшаяся речка, и просыпающиеся деревья… Мы с вами уже подготовили фон для весеннего пейзажа. А сегодня мы с вами «оживим» наши пейзажи, дополним их. Проходите в нашу творческую мастерскую. Выбирайте свои работы и располагайтесь на рабочих местах.

Практическая работа

Беседа о последовательности выполнения работы, проговаривание выбора цветовой гаммы.

Воспитатель: Мы с вами уже вспомнили, какие цвета и оттенки  можно использовать для изображения весеннего пейзажа (обращает внимание детей на «весеннюю палитру»).

Как можно «оживить» наши пейзажи?

Дети отвечают: нарисовать деревья, весенние ручейки, проталины, первые весенние цветы.

Вспомните, пожалуйста, как изображают предметы, находящиеся близко от нас, на переднем плане?

Дети отвечают: крупно, чётко прорисовывают. 

А как мы изобразим то, что находится далеко от нас?

Дети отвечают: на заднем плане предметы изображают мелко, не прорисовывая детали.

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: давайте подготовим наши пальчики к работе:

Пальчиковая гимнастика    «Солнечные колечки»

Осталось только превратиться в художников:

Закройте глаза и представьте свою картину весны -

Пришел художник молодой

С веселой кистью озорной

Пейзаж весенний рисовать.

Прозрачно небо голубое,

Сияет солнце золотое,

Весенний воздух свеж и чист…

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинках земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Весна готовит свой парад –

Весь мир весне весёлой рад!

Открывайте глаза и постарайтесь нарисовать то, что увидели.

- Начинаем работать, а музыка поможет вам нарисовать приход весны.

Самостоятельная работа детей. (музыкальное сопровождение «Весна» А.Вивальди, «Весна» Г. Свиридов, «Весна, ручьи, капель» А.Рыбников (из к/ф «Вам и не снилось», «Подснежник» П.И.Чайковский )

Помощь затрудняющимся, по запросу. 

В процессе рисования воспитатель обращает внимание на композиционное решение, выбор цветовой палитры.

Пока наши работы подсохнут,  давайте поиграем и наполним нашу весеннюю сказку звуками природы. Звуки весны на нашей поляне можно изобразить с помощью музыкальных инструментов.  Какие вы выберете инструменты?  (перед детьми разные музыкальные инструменты).

Дети:       Металлофон, колокольчики, бубенчики, треугольник.  

Воспитатель: Я предлагаю  исполнить замечательное произведение «Вальс - шутку» Д. Шостаковича.  Возьмите инструменты, пожалуйста.

(Дети исполняют на инструментах «Вальс-шутку» Д.Шостаковича)

Итог

Наши работы готовы, давайте их красиво расположим на доске, чтобы мы все могли ими полюбоваться. 

Какое настроение природы отражено в ваших рисунках?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, у нас получилась радостная картина пробуждающейся природы. Солнышко ярко светит, на деревьях появились первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы, звери проснулись после зимней спячки. Сколько в рисунках солнца, голубизны! Всё это создаёт у нас радостное настроение.

Что вам захотелось бы сделать, оказавшись в пространстве картины? (послушать тишину, полюбоваться, подождать, чтобы увидеть, что же будет дальше; вдохнуть воздух, напоенный ароматами весны, прочитать стихотворение, спеть песню, увидеть первые зелёные листочки, первые весенние цветы...)

М ы с вами оформим в группе выставку весенних картин, а весна из окошка полюбуется на наши работы.

Открытый выход из деятельности

Вам понравилась наша сегодняшняя встреча?

Что вам больше всего запомнилось? Что было особенно интересным?

Спросим об этом и у наших гостей. Кто желает взять у них интервью? Кто будет корреспондентом, репортером? (Один из детей берет интервью, другой «снимает» происходящее на камеру).

 Вам понравилось у нас в гостях? Что больше всего запомнилось? Какое впечатление у Вас от того, как мы работали? Спасибо за интервью. Приходите. Будем рады вас видеть.

(Дети выходят из зала под  «Песенку о хорошем настроении» муз. А Лепина, сл. В.Коростылева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН"

Программное содержание: Способствовать развитию познавательной активности средствами конструктивной деятельности с помощью конструкторов нового поколения. Способствовать обучению детей создавать...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "МОЙ АВТОМОБИЛЬ"

Программное содержание:Способствовать развитию познавательной активности средствами конструктивной деятельности с помощью конструкторов нового поколения.Продолжать способствовать обучению детей сооруж...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "Избушка Деда Мороза"

Программное содержание:Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям. Поощрять желание передавать их особенности вконструктивнойдеятельности. Продолжать способствовать обучению детей соору...

Конспект итогового интегрированной образовательной деятельности с воспитанниками седьмого года жизни дошкольной группы №4 Тема «Цветик - семицветик»

Конспект итогового интегрированной образовательной деятельностис воспитанниками седьмого года жизни дошкольной группы №4 Тема: «Цветик - семицветик»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с воспитанниками седьмого года жизни дошкольной группы №5 для учителей и родителей тема: «Поможем Весне победить холод»

Цель: обобщить и систематизировать с детьми знания о характерных признаках весны.Задачи: Образовательные:Закрепить с детьми характерные признаки весны, учить грамотно строить ответ на заданный вопрос,...