Основы Православной Культуры
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Координационный совет «__»___________2013 года | «Утверждаю» Начальник управления образования администрации Балашовского муниципального района __________Н.Н. Шехматова «__»___________2013 года |
ПРОГРАММА
муниципальной экспериментальной площадки
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества»
в ДОУ Балашовского муниципального района Саратовской области
2013-2016 гг.
Паспорт Программы
1. Наименование | Программа муниципальной экспериментальной площадки «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества» в ДОУ Балашовского муниципального района Саратовской области. |
2. Заказчик, координатор |
|
3. Основные разработчики |
|
4. Цели программы |
|
5. Задачи |
|
6. Сроки реализации | сентябрь 2013 года - май 2016 года |
7. Исполнители |
г.Балашова Саратовской области». |
8. Программа разработана на основе следующих документов |
|
9. Ожидаемые | Реализация мероприятий, предусмотренных программой, направлена на:
|
10. Оценка эффективности реализации программы | 1. Анкетирование родителей по следующим вопросам: качество образования, формирование межличностных отношений, мотивации к дополнительному образованию; продолжение образования по программе «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества» в МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г.Балашова Саратовской области» . 2. Мониторинг развития воспитанников МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г.Балашова Саратовской области». |
11. Организация контроля за исполнением программы | Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет начальник управления образования Балашовского муниципального района. |
Этапы реализации программы
Время | Сентябрь 2013 г. – май 2014 г. | Сентябрь 2014 г. – май 2015 г. | Сентябрь 2015 г. – май 2016 г. | Май 2016 г. |
Этапы | Введение программы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества» в МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г.Балашова Саратовской области» в качестве дополнительного образования в подготовительной группе «Ветерок» (6-7 лет) Разработка программно-методического обеспечения для подготовительной группы. | Введение программы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества» в МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г.Балашова Саратовской области» в качестве дополнительного образования в младшей группе «Ветерок» (3-4года) Подготовка методического обеспечения (младшая группа 3-4 года). | Введение программы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества» в МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г.Балашова Саратовской области» в средней группе «Ветерок» (4-5 лет) Продолжение подготовки методического обеспечения для детей среднего возраста.
| Анализ результатов работы по ведению программы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества» в МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г.Балашова Саратовской области» в средней группе «Ветерок» (4-5 лет). . |
Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе воспитателей в данном направлении.
Воспитание патриотизма и нравственности - лучшее средство борьбы с бездуховностью. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном уже возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что их земля их страна, все богатство природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, потомкам первых переселенцев – казаков, приемникам их традиций Казачество играет огромную роль в духовно – нравственном восприятии подрастающего поколения.
Необходимость решения проблемы духовно-нравственного воспитания вызвана ростом негативных явлений, бездуховностью, высоким уровнем преступности среди молодежи в нашем районе Козловка и разрушением семейных и общественных устоев, снижением общей культуры.
За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Кто, как не мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен.
Казаки исторически отличались такими славными чертами, как мужество, уважение к старшим, любовь к Родине.
Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как наиболее сильной и активной части русского народа. Первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций.
Взаимодействие с МОУ СОШ № 9, в которой был открыт первый казачий класс, помогли нам в выборе темы кружковой деятельности. Наши выпускники МДОУ д/с «Золотой ключик» в дальнейшем обучаются в МОУ СОШ № 9, которая продолжает работу в данном направлении.
В связи с этим по согласию атамана Балашовского станичного казачьего общества старшины Подкорытова Н.М. был начат эксперимент в нашем детском саду «Золотой ключик» по ознакомлению детей с жизнью, традициями и обрядами казаков.
Дошкольные учреждения не могут отворачиваться от этих общегосударственных, общекультурных и социальных проблем и не использовать своих возможностей для их решения.
Наш Саратовский край богат историческими событиями. В нашем детском саду ведется работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры.
Поэтому в целях сохранения и возрождения казачества, как исторически сложившейся культурно- этнической общности, в детском саду, в старшей группе «Ветерок» создана программа духовно-нравственного воспитания детей «Основы культуры казачества», разработанная на основе программы «Культура и творчество в детском саду» ред. А.В. Бородина, и программа изучения музыкального фольклора «Горенка» М. В Хазовой. С помощью народного творчества и казачьих обычаев мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье.
Программы определяют цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия для детей на 2012-2014 учебный год и ориентированы на повышение статуса патриотического воспитания. Они охватывают все основные виды деятельности дошкольников и рассчитаны для детей 5-7 лет. Учебный план усвоения детей материала о казачестве составлен с учетом возрастных особенностей детей.
Реализация программы кружка «Казачок» предполагает совместную деятельность атамана Балашовского станичного казачьего общества старшины Н.М., казаков, педагогического коллектива МОУ СОШ им. Столыпина, педагогов МДОУ д/с «Золотой ключик» и других общественных организаций города Балашова.
Экспериментальная работа кружка «Казачок» ведется на уровне МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г.Балашова Саратовской области» по следующим направлениям:
- гендерное – атаман Балашовского станичного казачьего общества старшина Н.М. Подкорытов (мальчики), воспитатель Струговщикова С.А. (девочки)
- нравственно-патриотическое - воспитатель Струговщикова С.А.;
- духовно-нравственное – воспитатель Тамалинцева О.М.
- художественно – эстетическое – музыкальный руководитель Смирнова Н. Ю.
Основные направления программы эксперимента
| |||||
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Место проведения | Результаты | Ответственные |
1. | Анкетирование родителей с целью определения социального заказа | Август 2013г, 2014г, 2015г. | Д/с «Золотой ключик» | Анкеты | Заведующая Андрианова Е.Т. воспитатели: Тамалинцева О.М., Струговщикова С.А. муз. руководитель Смирнова Н. Ю. |
2. | Анализ образовательных возможностей ДОУ | Сентябрь, 2013г, 2014г, 2015г. | Д/с «Золотой ключик» | Протокол | Заведующая Андрианова Е.Т. Управляющий совет |
| |||||
1. | I этап мониторинга знаний, умений, навыков детей на начало учебного года по теме эксперимента. | Сентябрь 2013г, 2014г, 2015г. | Д/с «Золотой ключик» | Диагностическая карта | Воспитатели: Тамалинцева О.М., Струговщикова С.А. Муз. руководитель Смирнова Н. Ю. |
2. | II этап мониторинга знаний, умений, навыков детей в середине учебного года по теме эксперимента. | Январь 2014г, 2015г, 2016г. | Д/с «Золотой ключик» | Диагностическая карта | Воспитатели: Тамалинцева О.М., Струговщикова С.А. муз руководитель Смирнова Н. Ю. |
3. | III этап мониторинга знаний, умений, навыков детей на конец учебного года по теме эксперимента. | Май 2014г, 2015г, 2016г. | Д/с «Золотой ключик» | Диагностическая карта | Воспитатели: Тамалинцева О.М., Струговщикова С.А. муз руководитель Смирнова Н. Ю. |
4. | Информирование родителей о результатах реализации программы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества» | Май 2014г, 2015г, 2016г. | Сайт д/с «Золотой ключик» | Информация в скрин–шот | Воспитатели: Тамалинцева О.М., Струговщикова С.А. муз руководитель Смирнова Н. Ю. |
| |||||
1. | Курсовая подготовка преподавателей | В течение года | Учреждения города Балашова | Документ о повышении квалификации | Заведующая Андрианова Е.Т. |
2. | Посещение РМО по основам православной культуры | в течение года | Учреждения города и района | Приказы, справки об участии | Зам. зав. по ВОР Каковкина Е.А.; |
| |||||
1. | Разработка рабочих программ по курсу «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества». | Август 2013г, 2014г, 2015г. | МДОУ д\с «Золотой ключик» | Приказ об утверждении | Зам. зав. по ВОР Каковкина Е.А.; воспитатели: Тамалинцева О.М., Струговщикова С.А. муз руководитель Смирнова Н. Ю. |
2. | Подготовка рекомендаций воспитателям по следующей тематике: -алгоритм разработки рабочей программы по курсу «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества». | По мере необходимости | МДОУ д\с «Золотой ключик» | Рекомендации | Зам. зав. по ВОР Каковкина Е.А. |
- методика оценивания программы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества». | Регулярно | МДОУ д\с «Золотой ключик» | Критерии оценивания, система мониторинга результативности изучения курса | Зам. зав. по ВОР Каковкина Е.А. | |
- рекомендации по использованию дистантных форм обучения по курсу «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества». | В течение года | МДОУ д\с «Золотой ключик» | Электронные адреса | Зам. зав. по ВОР Каковкина Е.А. | |
3. | Создание диагностической базы мониторинга качества преподавания курса «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества» | 2013-2014 уч. год, 2014-2015 уч. год. 2015-2016 уч. год. | МДОУ д\с «Золотой ключик» | Банк диагности- ческих материалов | Зам. зав. по ВОР Каковкина Е.А. |
4. | Обновление сайта педагогического сообщества преподавателей курса «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества» | Регулярно | МДОУ д\с «Золотой ключик» | Сайт | Делопроизводитель Милованова Е. Н., воспитатели: Тамалинцева О.М., Струговщикова С.А. муз руководитель Смирнова Н. Ю. |
5. Нормативно-правовое обеспечение эксперимента | |||||
1. | Подготовка приказа об участии в эксперименте | Август 2013г. | Д/с «Золотой ключик» | Приказ | Заведующая Андрианова Е.Т. |
2. | Корректировка, дополнение, рабочих программ по курсу «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества». | Сентябрь 2013 г. 2014г, 2015г. | Д/с «Золотой ключик» | Документы ОУ | Зам. зав. по ВОР Каковкина Е.А. |
3. | Утверждение плана по дополнительной образовательной деятельности эксперимента | Сентябрь 2013 г, 2014г, 2015г. | Д/с «Золотой ключик» | Документы ОУ | Заведующая Андрианова Е.Т. |
| |||||
1. | Пополнение библиотечного фонда. Приобретение (по возможности) учебников, программ курса «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества»; научно-популярной литературы | В течение всего периода | Д/с «Золотой ключик» | Отчёт о библиотечном фонде | Заведующая Андрианова Е.Т. |
2. | Пополнение предметами старины, учебными пособиями комнаты «Русская изба» | В течение всего периода | Д/с «Золотой ключик» | Отчет о содержании «Русской избы» | Заведующая Андрианова Е.Т. |
Структура организации системы экспериментальной работы
по введению курса «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций казачества»
Координационный совет | ||||
Координатор эксперимента в ДОУ Зам. зав. по ВОР | ||||
| ||||
Педагоги опытно – эксперементальной площадки | ||||
Общественные организации | воспитанники | Родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по факультативу "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста" на тему: "Наш удивительный мир. Творение мира и человека"
В некоторых дошкольных учреждениях введен факультатив по основам православной культуры. Считаю это правильным. А все споры по поводу нашей многоконфессиональной страны звучат издевательски. Так и хоче...

Мониторинг уровня знаний детей 6-7 лет по факультативу "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста"
Мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста по основам православной веры....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
беседа по основам православной культуры "Спасо-Преображенский собор".
Я старалась познакомить детей с правилами поведения в храме.Воспитывать любовь к богу, благоговение перед святынями.Дать детям понятие о храме,как о доме божьем....
"Обучение основам православной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством факультативного внедрения бесед на основе программы духовно-нравственного воспитания «Родник» Е.Г. Карасевой, Т.А. Яриной».
Благодаря модернизации дошкольного образования, педагоги получили возможность осуществлять образовательную деятельность по основной образовательной программе учреждения с применением вариативных прогр...

Конспект по основам православной культуры для детей подготовительной группы. Тема: "Православный храм"
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры важная задача дошкольного воспитания....