Родной край, люби и знай!
материал (подготовительная группа) на тему

Шатохина Наталья Николаевна

Экскурсия в музей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_muzey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в музей

«Родной край, люби и знай!»

Цель:

познакомить дошкольников с предметами быта русской старины (орудиями крестьянского труда, национальной одеждой, домашней утварью). Рассмотреть старинное рукоделие русских мастериц (рушники, скатерти, столешницы, сарафаны). Рассказать о народных приметах, обычаях, традициях, связанных с православными праздниками (Святки, Рождество, Крещенье);

расширить словарный запас детей (запомнить слова, обозначающие предметы одежды и головных уборов – рубаха, сарафан, понева, сорока, кокошник;

вспомнить старые и познакомиться с новыми пословицами и поговорками о труде;

прививать чувство любви и гордости за свою Родину, за свой народ.


Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

Россия…Русь…Сколько прекрасных песен, стихов сложил русский народ о своей Родине.

А какие пословицы и поговорки знаете вы, о Родине?

(Дети называют пословицы и поговорки).

«Родина любимая – это мать родная».

«Человек без Родины – что соловей без песни».

«Жить – Родине служить».

«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, матерью потому, что  она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов… Много есть на свете, кроме Родины всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина» (К.Ушинский).

В грамзаписи звучит песня «Ромашковая Русь», муз. Ю.Чичкова.

Издавна селились на русской земле люди. Они пахали землю, сеяли хлеб, слагали прекрасные песни, былины, сказки.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну!

(Экскурсовод открывает дверь, и дети заходят в комнату – музей).

Перед нами деревенская изба. В ней есть много необычного, незнакомого. Многие предметы крестьянского труда и быта, которые мы сегодня можем увидеть только в музее, еще в начале века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина. И с самых малых лет хорошо были известны каждому ребенку. А сможете ли вы сегодня правильно назвать предметы нашей выставки и рассказать о том, как они назывались в старину.

(Показ различных предметов крестьянского труда и быта: ступа и пест, гребень с донцем, люлька, прялка и другие предметы, имеющиеся в комнате).

Ребята, я загадаю вам загадки, а вы найдите ответ на этом макете деревенской избы.

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода (Самовар)

Новая посуда,

А вся в дырах (Сито, решето).

Три братца

Пошли на реку купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли (Ведра, коромысло)

Смастерили из досок

И надели поясок,

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето (Бочка)

Черный конь

Скачет в огонь (Кочерга)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет (Ухват)

Черныш – загорыш!

Куда поехал?

- Молчи, кручено – вверчено,

Там же будешь (Чугун и горшок)

Глядя на эти вещи сегодня, мы и не подозревали, как тесно связаны были в старину они с духовной жизнью русского народа, с древними обрядами, традициями, обычаями.

Желание украшать свою одежду, предметы быта было рождено суеверие людей. Они верили, что птицы, звери, изображенные на их одежде помогут быть им такими же быстрыми, проворными, смелыми, уберегут от злых духов.

Красный ромбик на народной вышивке у древних славян символизировал солнце, ряд соединенных столбиков – дерево жизни. Ромбики окружали другие символы (круг, крест, квадрат). Эти знаки – символы предохраняли древних славян от враждебных сил природы. Позднее, прямое мистическое значение этих знаков забылось, осталось только стремление к работе.

Посмотрите на эти расшитые умелыми руками мастериц рушники. В крестьянском быту рушник (полотенце) играл важную роль. На полотенце принимался новорожденный. Широким полотенцем прикрывалась сверху зыбка – колыбель. В Красном углу украшенное красочной вышивкой полотенце обрамляло икону. С полотенцем связывались и обряды. В святочных гаданиях, вышивали на ночь белое полотенце со словами: «Приди суженый, приди ряженый, приди утрися». Если полотенце на утро оказывалось замоченным, то девушка могла рассчитывать, что в этом году ее отдадут замуж.

Вышивкой украшали одежду. В вышивке мастерицы стремились передать ощущение праздника и мечты о счастье. Одежда передавалась из поколение в поколение, от матери к дочери.

Наши предки связывали образ птицы с символом добра и благополучия. И женщину они связывали с образом птицы. «Лебедушка», «Пава», «Утушка» - вот эпитеты, которыми русский народ награждал женщину.

Русский костюм имеет свободный прямой крой. Значительную длину и многослойность. Сначала одевалась рубаха с широкими рукавами. Рукава украшались ярким цветом. Красный цвет в вышивке – это цвет солнца, цвет крови, то есть всего, с чем связана жизнь. Поверх рубахи женщины носили сарафан – высокую юбку с лямками. Будничный сарафан шили из льняной холстины, праздничный из многоцветного красочного ситца, атласа, бархата, парчи.

Ходит жена по двору

В кумачном сарафане,

Во парчовых рукавах,

В кокошнике – рогаче,

В коноватною фате.

Русские женщины всегда ходили с покрытой головой. На головах были кокошники (кокоша – курица, кичка – утка). Птицы являлись символом – оберегом.

На Руси существовал обычай, по которому девичий головной убор и прическа отличались от головного убора и прически замужней женщины. Девушка могла носить распущенные волосы или заплетать их в одну косу. Замужняя женщина должна была заплетать две косы и не появляться с непокрытой головой на улице. Считалось, что открытые волосы женщины приносят неурожай, несчастье. Поверх кокошника женщина могла носить головной платок.

С отдаленных времен неотъемлимой частью русского костюма стал пояс. Ему издавна в обрядах придавалось большое значение. Пояса носили и мужчины и женщины. Считалось неприлично на народе появляться без пояса. Не зря если мы хотим охарактеризовать плохое поведение человека, говорим что он распоясался. Пояса были льняными и шерстяными, повседневными и праздничными. Мужчины к поясу подвешивали кошелек, кресало, нож, кисет, а за поясом находилось оружие. У женщины к поясу прикреплялся карман, где хранились лакомства для детей, ключи от сундуков.

(Рассказ сопровождается показом старинной одежды).

В старые времена соблюдались обычаи и обряды. И у каждого народа есть свои традиции в убранстве стола. Русский стол немыслим без хлеба и соли. Не случайно до нас дошли поговорки:

«Без хлеба не сытно, без соли не вкусно»,

«Без соли и хлеба не красна беседа»,

«Хлеб-соль кушай – отца, мать слушай», а гостеприимного хозяина именуют словом «хлебосольный». Соль подавали в солонках. Делали их из дерева, бересты. (Показ образцов солонок).

С еще большим уважением относились к хлебу. О нем народ сложил пословицы и поговорки:

Уд обед, когда хлеба нет»,

«Хлебушко – калачу дедушка»,

«Хлеб – всему голова»,

«Хлеба ни куска, и в городе тоска»,

«Будет хлеб, будет и обед».

Желая во время обеда приятного аппетита, говорили: «Хлеб – соль». Муку для выпечки хлеба получали в домашних условиях. Зерно толкли в ступах, выдолбленных из части ствола березы. (Показ ступы и песта из дерева).

Ступа по древним поверьям считалась вместилищем духа хлеба. Мужчина к ступе никогда не прикасался. Выпечка хлеба была чисто женским делом.

Еще в глубокой древности русский народ овладел тайнами дрожжевого теста, поэтому в питании большую роль играли блины, оладьи, калачи, пироги. Пироги были праздничной едой. Кроме пирогов хозяева предлагали гостям щи, каши, холодец, кисели. Из напитков - квас, пиво, медовый сбитень. С XVIII века – чай.

С XIX века чай становится украшением праздничного стола. Подавали его в самоварах. Самовары изготовлялись по всей Руси. Особенно знамениты были тульские самовары. Первоначально изготовление самоваров было налажено по избам. Часть мастеров специализировались на изготовлении кранов. Меткие названия давались туловищу самовара – бочонок, груша, шар. Самовар стал символом русского гостеприимства. И хоть много переменилось в русском быту, мы остались верны русским обычаям. И когда мы садимся за новогодний стол и поздравляем друг друга, желаем друг другу счастья, мы, сами того не подозревая, немного колдуем, совсем как наши древние предки. И когда на Масленицу печем блины – древний языческий символ Ярилы – солнца. И когда встречаем дорогих гостей, непременно угощая их сладким чаем и пирогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родной край – люби и знай

Работа позволит детям расширить знания о родном крае, познакомить с достопримечательностями края, узнать о растительности Урала, природных ископаемых. Воспитывает любовь и чувство гордости за св...

Формирование у детей начальных представлений о малой Родине. Конспект НОД во 2 младшей группе "Родной край люби и знай!"

Любовь к Родине начинает закладываться уже с младшего возраста. Вначале дети знакомятся со своим родным краем, местом, где они родились и живут. Разработанный мною конспект НОД помогает дать детям зна...

Творческий отчет дополнительного образования по курсу "Родной край - люби и знай"

Творческий отчет воспитателядополнительного образования по курсу "Родной край  - люби и знай"Цель: воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной край – люби и знай».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной край-люби и знай"Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Моя семья"Конспект занятия по нравственно-патриотическ...

Конспект родительского собрания в средней-старшей группе «Родной край – люби и знай»

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...