Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной край – люби и знай».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной край-люби и знай"
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Моя семья"
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Беседа о городе Наро-Фоминске»
Непосредственно образовательная деятельность детей в подготовительной группе «Экскурсия в музей «Боевой славы»
Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №1
по патриотическому воспитанию старших дошкольников
Тема: « Родной край – люби и знай».
Название проекта: « Родной край – люби и знай».
Сроки проведения: с 1.09.2015 – 20.05.2016г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели Мордовина И.С. Фостик С. В. и музыкальный руководитель Ярославская И.Ю.
Пояснительная записка: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Воспитание любви к родному дому, детскому саду, своему городу – это и есть первая и самая главная ступень в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.
В настоящее время далеко не все родители стремятся привить ребенку чувство любви к семье и детскому саду, своему городу. У некоторых на это не хватает времени, у других – отсутствует желание. Поэтому задачей воспитателей становится создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, своей малой Родины. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.
Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.
Актуальность темы:
- Создание особого психологического пространства для развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы самопознания, самоопределения;
- Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами;
- Создание условий для творческого развития каждого ребенка;
- Вовлечение родителей в процесс проекта.
Наша работа по патриотическому воспитанию детей, основывается на «Программе от рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Основной раздел программы: образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (чтение художественной литературы), «Художественно-эстетическое развитие».
Условия реализации проекта: Комплексный интегративный подход в содержании и организации образовательной деятельности. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов, наглядного и дидактического материала. Накопление, систематизация материалов по патриотическому воспитанию, наличие методической и художественной литературы. Сотрудничество с руководителем по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Проблема: вопросы воспитания патриотизма, гражданственности в молодых семьях не считаются важными, а дошкольники имеют довольно смутные представления о родном крае или не имеют их вовсе.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Интеграция образовательных областей
Область «Познание»:
1. Расширять кругозор детей о семье и родном крае.
2. Закрепить знание о родах войск, военных профессиях, о боевой
технике.
3. Воспитывать чувства патриотизма к своей Родине, армии
Область «Коммуникация»:
1. Активизировать словарь за счет названия родов войск, техники и
оружия
2. Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь,
понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи
3. Закреплять знания слов связанных с военной тематикой
4. Формировать умение подбирать определения к заданным словам
Область «Художественная литература»:
1. Продолжать знакомить с литературными произведениями в виде
стихотворного текста
2. Эмоционально следить за содержанием и развитием событий
Область «Социализация»:
1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослым
игровую ситуацию
Область «Музыка»:
1.Развивать способность эмоционально воспринимать музыку.
2.Развитие умения воплощать в творческом движении настроение,
характер и процесс развития образа.
Область «Художественное творчество
1. Создание выразительного художественного образа,
2. Организация коллективной работы при создании
многофигурных сюжетных композиций,
3. Обучение самостоятельному нахождению приѐмов изображения,
материалов
Цель проекта: обогащать имеющий опыт детей и полученные ранее знания о своей Родине, через культурно - историческое наследие своего родного края.
Задачи:
- Расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране.
- Расширять знания о малой родине, месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой он должен беречь.
- Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
- Воспитывать детей в духе патриотизма, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну: от былинных героев до героев великой отечественной войны.
- Способствовать общему развитию ребенка, прививать ему любовь к семье, близким людям.
- Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
- Создание предметно-развивающей среды к детском саду и на участках.
Методы проекта:
- Беседы
- Экскурсии
- Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов, былин)
- Игры
- Литературно-развлекательные мероприятия (праздники, равлечения)
- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
- Анкетирование
Подготовительный этап:
Определение инициативной группой темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение проекта с родителями и инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Основной этап реализации проекта:
Участие родителей в проектной деятельности:
Участие в подборе информации (фотографий, иллюстраций, книг, видеороликов и т.п.) по теме проекта, иного познавательного материала;
Участие в совместных мероприятиях (праздниках, развлечениях, экскурсиях).
Заключительный этап:
1 Выявление знаний и навыков поведения, полученных в ходе выполнения проекта
Беседы с детьми о результатах работы за время осуществления проекта.
— Рассматривание фотоальбома «Люблю тебя мой край родной»
— Составление картотеки игр
— Выставка детских рисунков в детском саду
2 Отчет о выполнении и результатах работы
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
План реализации проекта.
Временной период | Блоки (тематика) | Компоненты (формы и методы работы) |
Сентябрь-октябрь | «Мой дом, моя семья» Цель: воспитание добротолюбия, христианской любви в родной семье, проявлять заботу и любовь к каждому члену семьи | Культурно-патриотический: Приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города , а также путешествие по родному краю – с помощью фотографии, слайдов, небольших видеороликов. Драматизации русских народных сказок и сказок разных народов рассказывающих про былинных героев-богатырей, чтение стихов, разучивание песен и т.д. Посещение с детьми музея |
Ноябрь-декабрь | «Мой детский сад» «Мой край и город, в котором я живу» Цель: воспитание гордости за свою малую Родину, свой детский сад (детский сад – моя большая семья, где много друзей, общих интересных дел). Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного города, своего детского сада, улицы, украшая новыми посадками и воспитывая бережное отношение к насаждениям и постройкам. | |
Декабрь-январь | «Наша Родина - Россия» «Москва-главный город нашей Родины» Цель: воспитание гордости за свою Родину и главный город страны – Москва, ее народ и достижения. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. | Гражданско-патриотический: Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины (флаг, герб, гимн), улицы и проспекты в главном городе страны названные именами герой Советского Союза и Героев России, памятники воинам. (просмотр видеороликов, альбомов, слайдов и т.п.) |
Февраль-март | «Наши защитники» «Герои малой Родины моей» Цель: знакомство детей с различными родами войск, специальной техникой и вооружением, углубление и расширение знаний о героях – летчиках родного края и памятных местах связанным с увековечиванием их героических подвигов детей с Героями ВОВ и героями России погибшими при исполнении своего гражданского и воинского долга. | Героико-патриотический: Тематические занятия- «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества». Беседы «Русские традиции проводы в армию», о Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героев освободителей родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, высаживание цветов у обелиска погибшим воинам ВОВ. Участие в педагогическом марафоне проведение музыкально– литературного развлечения посвященного «Дню защитника Отечества» |
Апрель-май | «Этот День победы» Цель: знакомство детей с памятными захоронениями и памятниками расположенными в городе посвященных памяти героев ВОВ. Воспитание заботливого отношения к цветникам, как дань памяти героям воинам. Закрепить знания о героях воинах родного края защитниках Отечества Герои Советского Союза : Петр Самохин, Петр Медведев, а также Василий Пойденко – летчики защищавшие родное небо от немецких захватчиков, Матрена Бурмистрова - защитница блокадного Ленинграда несла службу на «дороге жизни», различных родах войск. | |
Ожидаемые результаты:
•Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
•Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
•Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.
•Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Литература:
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. — Издательство Детство-пресс, 2004.
5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. с. 45 – 55.
6. Якушева Т. А. Воспитание Гражданско – патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ .
Тема: «Моя семья»
Тип: комплексное
Цель: Конкретизировать представления детей о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи ближайшие родственники по линии матери отца.
Задачи: Образовательные
- Учить детей понимать, как поддерживаются родственные отношения в семье (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь уважение друг к другу.
-Уточнить представления о культурных традициях семьи (кулинария, путешествия, фотография, коллекционирование). Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей.
-Учить разгадывать кроссворды.
- Активизировать в словаре детей употребление стихов, пословиц, поговорок в которых отражена забота и любовь детей к близким, семье.
Развивающие
Развивать у детей умение передавать различные эмоциональные или физические состояния (позу, жест, мимику).
Воспитательные
Воспитывать желание заботиться о близких, проявлять уважение по
отношению к людям разного возраста, воспитывать чуткость к близким
людям, развивать чувство гордости за свою семью.
Оборудование: демонстрационный материал: стенд - фотовыставка «Моя
семья», фланелеграф, мяч, конструктор для изображения семейного древа
«Цветок».
Раздаточный материал: карандаши, альбомный лист.
Предварительная работа: семейные рисунки «Мой малыш», изготовление
семейных «островков» (фотографии, их композиции). Оформление семенных
альбомов: «Веселые истории моей семьи», «раскроем тайну пословиц»,
«Семейные хлопоты».
Чтение художественной литературы: Л. Квитко «Бабушкины руки»,
А. Яковлева «Мама», Л Воронкова «Что сказала бы мама»
Ход занятия:
I –ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель собирает детей вокруг себя детей и делает хоровод
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты – мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
-Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Татьяна
Васильевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (Дашенька,
Юлечка…)
-Милые мои дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших и
пригожих я приглашаю поиграть.
Психогимнастика:
-Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они
радуются, когда у них хорошее настроение.
-А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?
II-ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья».
-Кто мне скажет, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят
друг друга, помогают, жалеют, сочувствуют. Относятся друг к другу
уважительно. Говорят друг с другом ласково).
-Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к
фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен.)
По ходу воспитатель спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, где
сфотографировалась семья.
-С кем ты живешь?
-Кто самый старший в вашей семье?
-Кто самый младший?
-Кто кому мама?
-Кто кому сын (дочка)?
-А для бабушки ты кто?
-Для брата, сестры?
-Ты любишь своих близких?
-Почему? (потому что они ласковые, добрые, заботливые).
-Кто чем занимается в семье?
-Кто о тебе заботится?
-А ты заботишься о других?
Этюд: «Изобрази походку младенца, взрослого и пожилого человека».
Стихотворение: (читает ребенок)
Мама с папой – моя родня
Нет роднее родни у меня
И сестренка родня, и братишка
И щенок лапаухий Тишка
Я родных своих очень люблю
Скоро всем подарки куплю
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестренке, конфета – Тишке,
А еще есть друг у меня,
Друг сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра,
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Я. Аким
Воспитатель: -Как вы считаете все ли герои стихотворения являются
членами одной семьи? Все ли они родные, родня?
Дети: Не все его персонажи являются членами одной семьи. Папа, мама,
сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка не член семьи и не
родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только
родственников, но и друзей. Домашних животных мы все очень любим,
заботимся о них, иногда считаем их членами своей семьи. Но он не человек,
поэтому не является родней герою стихотворения.
Воспитатель: А как вы думаете все семьи одинаковые? Или они разные.
Дети: Разные. Семьи бывают большие и маленькие.
Воспитатель: Все семьи разные, правильно.
Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они
живут в разных домах и квартирах.
Дети: Семь бывают дружные и не очень.
Восптатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во
все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.
Давайте вспомним их. (дети читают пословицы)
«Вся семья вместе и душа на месте».
«Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют».
«Русский человек цены не имеет».
«Нет дороже дружка, чем родная матушка».
«Дети – цветы жизни».
«Семья ладом полна».
Физминутка (с элементами массажа пальцев рук).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька.
Этот пальчик – наш малыш,
Зовут его Ванечка!
Воспитатель: У Ванюши дружная сплоченная семья, потому что все
пальчики собрались вместе в кулачек. Какой должна быть семья?
Игра «Подбери слово».
Подобрать слова признаки к слову «семья» (дружная, крепкая,
трудолюбивая, заботливая, ласковая).
А сейчас, дети, мы соберем цветок, который зовется «Родная семья».
Папа и мама
У нас стебельки,
Дедуля с бабулей
В семье корешки
Цветок наш красуется
В зелени луга
Все мы в семье своей
Любим друг друга.
Воспитатель: Посмотрите на цветок «Родная семья».
Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга. Как
хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому
что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к
другу.
Дети: А еще в семье надо помогать друг другу.
Стихотворение «Уборка». (читают дети)
На столе – посуда горкой,
Под столом – с водою таз,
Генеральная уборка начинается у нас.
Генеральная! Аврал! Наша мама - генерал!
Я ужасно, храбрый,
Я хожу со шваброй
Папа с мусорным ведром
В пятый раз обходит дом
И от дяди много толку,
Он помыл на кухне полку.
Дедушка с бабушкой
Вышли во двор-
Палкой они выбивают ковер.
Все мы грязи не выносим,
Из квартиры сор выносим,
Полотенцем, пылесосом
Под сервантом и столом –
Так, что пыль стоит столбом.
Этюд «Ласковый ребенок» - дети дарят свою любовь маме.
-Как ты ласково называешь свою маму (мамочка, мамуля)
-Как ты называешь своего папу? (папочка, папуля).
-Как ты жалеешь свою маму?
-Какие ласковые слова ты говоришь своим родителям?
-Молодцы, вы очень ласковые дети
Воспитатель: А сейчас, посмотрите внимательно. Перед вами кроссворд.
Давайте постараемся его разгадать.
1.Мне она тетя, а моей маме…
(сестра)
2.Моему папе он папа, а мне…
(дед)
3.Моему папе она жена, а мне…
(мама)
4.Вставь мягкий знак.
5.Папе он родной брат, а мне…
(дядя)
Какое ключевое слово получилось? (СЕМЬЯ)
Воспитатель: А сейчас давайте каждый из вас нарисует свою семью.
(стихи о членах семьи).
III- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (пожелания детей своей
семье. Дети стоят в кругу и говорят пожелания)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Беседа о городе Наро-Фоминске»
Задачи:
- уточнить знания детей о родном городе;
- рассказать об истории возникновения города Наро-Фоминска;
- развивать интерес к истории родного города;
- воспитывать чувство любви и привязанности к родному городу, к своей малой Родине.
Интеграция областей
Образовательная область «Социализация». Развивать необходимые психические качества – любознательность, внимание, память, мышление.
Образовательная область «Коммуникация». Развивать речь детей, активизировать словарь.
Образовательная область «Познание». Развивать интерес к истории родного города, воспитывать любовь и уважение к своей Родине.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с видами г.Наро-Фоминска, герба и флага г.Наро-Фоминска, чтение художественной литературы.
Ход НОД
Дети, скажите, в какой стране мы живем? (ответы детей). Правильно, в России. Наша страна богатая, большая, в ней много городов, сел, деревень. Кто мне скажет, где живем мы? Да, мы с вами живем в городе. Как он называется? Правильно, наш город называется Наро-Фоминск.
Какой наш город? Наш город красивый, в нем много улиц, тенистых парков, много домов, течет красивая речка Нара.
Дети, а вы заметили, что наш город становится все краше, появилось много красивых клумб, много фонтанов, строятся новые дома.
Наш город готовится ко дню рождения. Ему исполняется 85 лет. А как вы думаете, это много или мало? Для человека это много, а для города еще не много. Наш город еще молодой. Когда-то давным-давно русские люди поставили здесь свои первые дома. Здесь им понравилось и они тут остались.
Дети, а вы как думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему они поселились здесь? Люди селились там, где была вода, которая нужна для приготовления пищи, для питья. Да, вода- это реки. А у нас протекает река Нара. Раньше она была судоходна. По ней ходили пароходы, плавали баржи. Здесь было два села: Фоминское и Нара, потом образовался город Наро-Фоминск.
Каждый город имеет свой герб и флаг (рассматриваем с детьми герб, флаг Наро-Фоминска). Что на нем изображено? Какой цвет здесь преобладает? (правильно, зеленый). Зеленый цвет показывает, что в нашем районе очень много лесов. Белый цвет означает чистоту, красный цвет принадлежность к Московской области.
А теперь послушайте стихотворение о Наро-Фоминске (ребенок читает стихотворение о Наро-Фоминске).
Дети, а теперь объясните, почему наш город называют город-труженик? Да, правильно, в городе есть много фабрик и заводов. Есть трикотажная фабрика, где вяжут платья, кофты, юбки. Есть хлебозавод, где пекут вкусный хлеб. Есть молокозавод, где изготавливают кефир, творог, ряженку, сливочное масло, йогурты, сыр. Есть мясоперерабатывающий завод, где выпускают вкусные сосиски и колбасу.
А почему наш город называют город-воин? Потому, что была война, погибло много воинов, защищая наш город. На одном берегу реки Нары были враги, а на другом – русские солдаты. Неширока река Нара, но враг не прошел. Наши войска победили.
В нашем городе есть улицы, названные в честь героев. Кто их знает? (улица Шибанкова, улица Пешехонова, Ермолаева, улица братьев Курзенковых, Найдова-Железова, Куркоткина). Установлены памятники этим героям (показ иллюстраций).
А сейчас дети прочитают стихотворения о войне.
Слава нашим генералам
И солдатам рядовым!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в семье сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой!
С.Михалков
День Победы
Майский праздник-
День Победы
Отмечает вся страна,
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Т. Белозеров
Пусть будет мир
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат, чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Н.Найденова
Дети, о чем сегодня говорили на занятии? Что мы пожелаем своему городу? Какие сделаем подарки?
Подведение итогов занятия.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.
Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.
Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.
Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в соответствии с проектом "Родной край - люби и знай" Блок: "Мой дом, моя семья, моя страна"
Тема: "Моя Родина - Россия"...
Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию «Воронежский край - люби и знай»
. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении лично...
Познавательный проект по патриотическому воспитанию "Родной край люби и знай" город Вязьма
Знакомство детей с историей города и его замечательными людьми!...
Проект по региональному компоненту «Родной край люби и знай!»
Цель: Систематизация и расширение представлений дошкольников о своем крае, городе, развитие чувств патриотизма, воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, городу....
Проект по патриотическому воспитанию " Родной край- люби и знай"
Проект по патриотическому воспитанию...
Проект в подготовительной группе «Родной край Люби и знай»
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и...
Проект "Родной край - люби и знай"
В настоящее время дети мало знают своём о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.Сегодня очень важно изучать историю малой Родины. Малая Родина – это не просто г...