Коррекционная педагогика. Арттерапия средствами музыки.
статья на тему

Семёнова Тамара Павловна

Данный материал был представлен на семинаре музыкальных руководителей детских садов г. Волжска.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекционная педагогика.

Арттерапия средствами музыки.

Подготовила: музыкальный руководитель

ДОУ № 13 «Буратино» Семенова Т.П.

Волжск 2009г.


Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения Э. Цилковский писал так: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобно медикаментам. Она может и отравлять, и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка». Древние китайцы считали, что музыка избавляет от тех недугов, которые неподвластны врачам. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях «ритмах», которые не просто лечили, но «очищали» человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души. «Музыка оказывает более сильное влияние на человека, чем остальные виды искусства» - к такому выводу пришел доктор Патрик Эшвен врач и музыкант (автор книги «Музыка и медицина»). Музыковед из Берлина профессор Кристофер Рюгер разработал оригинальную методику - музыкотерапию. Музыкотерапия является одним из видов арттерапии (терапии искусством), это лекарство, которое слушают. В России музыкотерапия является официальным методом здравоохранения с 8 апреля 2003 года.

Музыкальная терапия сегодня - это направление восстановительной медицины, в основе которой лежит использование музыкального искусства. Основная её цель - гармонизация личности через самопознание, самовыражение. Музотерапия направлена на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами; приводит к разрешению внутреннею конфликта и, как следствие к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функции организма.

Практически все методы музыкальной терапии могут использоваться в работе как с больными, так и со здоровыми людьми. В зависимости от степени участия пациента в процессе лечения различаю! пассивные (рецептивные) и активные методы:

• Пассивный (во время которого человек принимает пассивное участие, то есть, находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия).

• Активный (во время которого человек принимает активное исполнительское участие). Активная музыкотерапия предполагает включение ребенка в музыкотерапевтический процесс

посредством: * вокалотерапии (пение) или

* кипе hi I ерапии (таицетерапия. логоритмика)

* инструментальная музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах).

Методы вокалотерапии (именно так по-научному называется лечение пением, врачевание пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо). Занятия вокалотерапией проводятся как в индивидуальной, так и подгрупповой форме.

Лидер российской музотерапевтической школы, руководитель научно-исследовательскою Центра музыкальной терапии Сергей Ваганович Шашурджан и его коллеги провели исследование влияния вокалотерапии на жизненно важные органы. В результате ученые пришли к выводу, что звук, зарождающийся во время пения только на 15-20% уходит во внешнее пространство остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему. После занятий ваколотерапией дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений влияет на хорошее функционирование сердечно- сосудистой системы, на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. «Лечебное» пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу.

Во всем мире с помощью вокалотерапии успешно лечат заикание: ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга (заикающимся свойственны излишнее напряжение мышц, мышечные зажимы).

Метод вокалотерапии основан на пропевании особых звукосочетаний мантр, издавна применяемых в практике йоги.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их "пропевания"), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими: Гласные звуки (кроме "звуков" <Е> и <Е>): <А>   снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

<И>   лечит глаза, уши. тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос:

<0>   оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

<У>       улучшает  дыхание,   стимулирует   и   гармонизирует   работу   почек,   мочевого пузыря.

предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

<Ы> - лечит уши, улучшает дыхание;

<Э>   улучшает работу головного мозга.

Звукосочетания:

<ОМ>   снижает кровяное давление; <АЙ>. <ПА> - снижают боли в сердце:

<АП>, <АМ>, <АТ>, <ИТ>, <УТ> - исправляют дефекты речи;

<УХ>, <ОХ>, <АХ> - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Практика работы в детском саду с «особыми» детьми показала результативность использования оздоровительных голосовых песенок- игр (интонационно - фонетические упражнения), в основе которых лежит фонопедический метод В.В. Емельянова:

в блок артикулярной гимнастики входит комплекс упражнений по подготовке речевою аппарата к дыхательным звуковым играм и элементы несложного самомассажа.

Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат. Применяются следующие упражнения:

• Высовывание языки до отказа с последовательным прикусыванием языка от копчика до все долее далеко отстоящей поверхности :

• Покусывание языка доковыми зудами;

• Покусывание внутренней поверхности щек;

• Круговые движения языком между зубами и щеками;

• Цоканье и пощелкивание языком.

• Занятия-игры «Прогулка», «Цветок» (вибрационные вокальные упражнения)

В песенках -играх используются особые звуки, которые называются сигналами доречевой коммуникации , например «Песенка слоника». «Песенка кота». «Мой голосок». «Цыпленок и гигренок», «Будем песни петь учиться.... » и др.

Эти мудрые веселые игры в звуки развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют опыт общения со звуками разного диапазона, развивают механизмы голосообразования. фонематический слух, устраняет координацию между слухом и голосом.

Открывающийся перед ребенком мир звуков имеет для него такое же значение, как окружающий его предметный мир.

В своей работе   мы используем очень коротенькие песенки - формулы, которые способствуют гармонизации    внутреннего   мира   ребенка   посредством   активной    вокальной деятельности. Адаптированные песенки-формулы (из методики В.И. Петрушина): «Формула радости», «Я хороший ты хороший», формулы повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих: «Устойчиво стою я на земле».

Помимо жизнеутверждающих песен-формул в занятие с дошкольниками включаются знакомые оптимистические по содержанию детские песенки, которые ребенок или ансамбль (2-5 детей) могут исполнять под «живое» музыкальное сопровождение или фонограмму. Если ребенок поет и улыбается, то звук становится светлым, чистым, свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка. И в улыбающемся педагоге дети видят друга (улыбкотерапия). Такой вариант является коррекционной поддержкой, так как внешняя улыбка становится улыбкой внутренней, и ребенок через нее начинает взирать на мир и на людей. Русский детский песенный фольклор- это естественная система арттерапии. Включение в работу народных песен развивают не только слух и голос, но и легкие, дыхание (музыкальная фраза заканчивается обычно четвертной нотой), учат светлому полетному звуку, мягкой атаке звука, экономной артикуляции.

Сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процессе музыкального творчества, где акцент делается на уникальной роли «живой» музыки как средство коммуникации. Для этого выбираются инструменты, которые, будучи достаточно выразительными по звучанию, могут должным образом вознаградить усилия ребенка и не требуют специальной подготовки для игры на них. Это. например, барабан, бубен, ложки, колокольчик, трещотки, ксилофон, треугольник - такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но в тоже время передают эмоциональные нюансы.

Более сложной и совершенной формой инструментального музицирования является шумовой оркестр, в основе которого - опора на ритм, ритмическую композицию. Шумовой оркестр это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки, обмен ролями... Элементарное музицирование позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

Музыка определенным образом влияет на физическое состояние человека через ритм. «Ритм» называют «сердцем музыки» именно он имеет наиболее сильное влияние на физическое состояние и эмоции человека. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: сердце, дыхание легких и т.д. если в организме есть нарушения ритма значит человек заболевает, есть отклонения.

Еще древние китайцы говорили, что музыка избавляет от тех недугов, которые не подвластны врачам. Современные ученые тоже пришил к выводу, что музыка лечит. Лечение «движением под музыку» ученые назвали кинезитерапия.

Движения и танец снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребенку подружиться с другим ребенком, а также дает психотерапевтический эффект. Ритмические движения по музыку используют в коррекционной работе с детьми с разными нарушениями в развитии: речи, слуха, зрения. ЗПР, умственной отсталости. Во всех вариантах основная задача состоит в том, чтобы с помощью системы двигательных упражнений по музыку развивать чувства ритма.

Кинезитерапия может проводится в различных формах: танцетерапия. ритмопластика, этюды, импровизации и т.д. принципы кинезетерапии лежат в основе лечебной ритмики . одним из более узких разделов которой является логоритмика (комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания). Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика- это движение, музыка и речь. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико- фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикания (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).

Танцетерапия - это выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Связь музыки и движения лежит в основе коррекционной ритмики, при этом ведущей является музыка, которая задет ритм движений и соответственно определенных процессов в организме. Танец является одним из способов выражения чувств и переживаний. Движение по музыку развивает в детях эмоциональный отклик. Для пластических импровизаций подбираются музыкальные произведения, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.

Для русских танцев характерна релаксация рук особенно кистей, что позволяет производить сбросы накопившихся зажимов не пристанная смена ритмов, различные по характеру рисунки танца несут в себе освобождающий и терапевтический заряд огромной силы.

С детьми, которые зажаты или слишком расторможены, то есть у кого есть проблемы в общении, следует разучивать танцы с несложными включениями. В этих танцах есть направлен носи, на поддержание взаимных контактов (тактильность). взаимопонимания, выражения положительных эмоций.

Активно участвуя в танцетерапии (кинезитерапия). ребенка получает возможное!в выразить себя, свое эмоциональное состояние движением, что приводит к разрешению внутреннего конфликта, и как следствие, к стаблизации психоэмоционального состояния и регуляции функций организма.

Активная музыкотерапия во всех ее вариантах помогает формировать у ребенка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение, с которым он мог бы жить, побеждая и радуясь. Активная музыкальная деятельность (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) обеспечивает возможность выстроить «Я-концепцию» в музыкально-творческом проявлении

детям (сборник

НА Метлов)

musichild.r и.

произведения для всех видов детской музыкальной деятельности с учётом музыкального и жизненного опыта ребёнка, его музыкальных предпочтений__

9. Музыкальный калейдоскоп

http://spbap po.com/

Данный      сайт      содержит методические

рекомендации по музыкально-педагогическому просвещению родителей воспитанников ДОУ

10. Звук-волшебник

http://zvukl 8.narod.ru.

На     сайте     представлена образовательная

программа по ознакомлению дошкольников с окружающими звуками природы, с инструментами народов стран мира__j

Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных чипов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменений содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций Это требует от педагога широты "эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству способности к анализу и самоанализу, готовности к

нововведениям |2.с.14].

Работа в рамках выбранной проблемы будет продолжена, к ней будут привлечены педагоги как сельских, гак и городских дошкольных образовательных

учреждений.

Литература:

1. Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение. 2004 . - 270 с.

2. Гедримович. Г.В. Актуальные проблемы информированности педагогов ДОУ / Г.В. Гедримович // Инновации в образовании. - 2007. - №5. - С.

13-25.

3. Федеральные государственные требования к структуре основное общеобразовательной программы (ФГ'Г) в сфере дошкольного образовали» [Электронный ресурс] / Федеральный государственный образовательный стандарт - Режим доступа: http://babv-school.narod.ru/ свободный.

Открывает и достаёт большую красочную книгу сказок или красивую коробку с плоскостными фигурками — изображениями персонажей знакомых детям сказок; предлагает детям назвать их имена и вспомнить названия сказок; дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Оздоровительно-коррекционная работа средствами музыки"

    Проект  «Оздоровительно-коррекционная работа средствами музыки» актуален и полезен в работе с детьми, у которых есть трудности в психологическом развитии, нуждающ...

Значение и возможности музыки в коррекционной педагогике.

В настоящее время в обществе востребованы личности с демократи­ческими взглядами, максимально самостоятельные, креативные, ориенти­рованные на достижение успехов в самых различных областях. Де...

Использование коррекционных технологий, арттерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с логоневрозом

Пояснительная записка:В данной работе раскрывается необходимость работы над эмоциональной сферой детей дошкольного возраста с логоневрозом и разнообразные методы коррекционной работы.Цель: Через разви...

Арттерапия средствами музыки. Коррекционная педагогика.

Музыкальная терапия сегодня - это направление восстановительной медицины, в основе которой лежит использование музыкального искусства. Основная её цель - гармонизация личности через самопознание, само...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.12 Коррекционная педагогика по программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.01 Дошкольное образование

Комплект  оценочных средств  для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Коррекционная педагогика разработан  в соответствии с требованиями  федерального государс...

Доклад на конференцию»Основы коррекционной педагогике и психологии. Общее представление о коррекционной педагогике и психологии»

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенности такого развития &mdash...

"Музыка в коррекционной педагогике"

Инногвационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...