Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.12 Коррекционная педагогика по программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.01 Дошкольное образование
учебно-методический материал
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Коррекционная педагогика разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) 44.02.01 Дошкольное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_po_mdk_korrektsionnaya_pedagogika.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРИМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Утверждаю
директор колледжа
________ Т.А.Грудо
«31» августа 2015
Комплект
контрольно-оценочных средств
учебной дисциплины
ОП.12 Коррекционная педагогика
по программе подготовки специалистов среднего звена
44.02.01 Дошкольное образование
Игрим, 2015
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Коррекционная педагогика разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) 44.02.01 Дошкольное образование.
Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Игримский политехнический колледж»
Разработчик: Велижанцева Татьяна Викторовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории , преподаватель бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Игримский политехнический колледж»
Рассмотрено: на заседании цикловой комисси (ЦК) общепрофессиональных дисциплин,
протокол от 29.08.2015 г.
Председатель ЦК С.В.Плюхина
Согласовано:
Л.Г. Гейстонина,
зам. директора по учебной работе
- ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Общие положения
Результатом освоения учебной дисциплины (ОП) Коррекционная педагогика являются, подлежащие проверке
умения:
применять техники и приемы коррекционной педагогики в профессиональной деятельности;
использовать средства образования и коррекции детей имеющих различные нарушения в развитии, в соответствии с ФГОС
знания:
биологические и социальные причины возникновения отклонения в развитии;
цели, задачи, принципы и методы коррекционной педагогики;
участвовать в ранней диагностике детей с отклонениями в развитии;
четко следовать компенсаторному пути развития ребенка в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы;
квалифицированно проводить педагогическими средствами профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии детей дошкольного возраста;
овладеть техниками и приемами автоматизации поставленных звуков речи, самомассажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Общие и профессиональные компетенции
|
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
Экзамен заключает в себя выполнение теоретических и компетентностно- ориентированных заданий.
Настоящий комплект контрольно – оценочных средств (КОС) может быть использован в программах дополнительного профессионального образования (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации).
- Матрица логических связей между видами аттестации, формами, методами оценивания и объектами, предметами контроля по дисциплине ОП. 12 Коррекционная педагогика
предметы оценивания (ПК, ОК, знания, умения – заданные ФГОС) | объекты оценивания | вид аттестации | формы и методы оценивания | критерии и показатели оценки | вид оценочных средств | |
ОК 1 - 11; ПК 1.2 - 1.3, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.3, 4.2 - 4.5 | уметь: - применять техники и приемы коррекционной педагогики в профессиональной деятельности; - использовать средства образования и коррекции детей имеющих различные нарушения в развитии, в соответствии с ФГОС знать: - биологические и социальные причины возникновения отклонения в развитии; -цели, задачи, принципы и методы коррекционной педагогики; -участвовать в ранней диагностике детей с отклонениями в развитии; -четко следовать компенсаторному пути развития ребенка в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы; - квалифицированно проводить педагогическими средствами профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии детей дошкольного возраста; - овладеть техниками и приемами автоматизации поставленных звуков речи, самомассажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики. | Процесс распознавания значения невербальных средств общения. Процесс установления контакта. Процесс использования приёмов эффективного слушания: выяснения, перефразирования, отражения чувств и эмоций, резюмирования. Процесс публичного выступления. Процесс использования приёмов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Объем профессионально-значимой информации. | Текущий контрольПромежуточная аттеста-ция.
| Экспертная оценка выполнения практических заданий по применению техник эффективного общения. Выполнение самостоятельной работы. Моделирование ситуации. Участие в тренинговых занятиях. Результаты тестирования. | Правильный выбор техник и приёмов эффективного общения. Правильное определение необходимых способов взаимодействия в практической деятельности. Правильное определение профессионально-значимой информации. Использование информационных технологий. Владение терминологией. Соблюдение требований, предъявляемых к различным видам работ. | Тестовые задания. Творческие задания. Педагогические ситуации. Задания проблемного характера. Практическое задание диагностики сформированности навыков эффективного общения. Гомогенный тест. |
II. Комплект оценочных средств по дисциплине Коррекционная педагогика
7
Контрольная работа Теоретические вопросы
- Дайте определение коррекционной педагогики. Укажите основные области коррекционной педагогики.
- Раскройте основные направления инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС.
- Актуальность коррекционной работы в современной педагогике.
- Основные принципы используемые при проведении коррекционно-оздоровительных мероприятий с детьми.
- Дефектология-отрасль педагогической науки. Цели, задачи, принципы.
- .Тифлопедагогика. Характеристика. Методы исследования. Основные принципы работы педагога с детьми, имеющими нарушение зрения.
- Сурдопедагогика. Характеристика. Методы исследования. Основные принципы работы педагога с детьми, имеющими нарушение слуха.
- Раскройте основные принципы и методы работы с детьми, имеющими нарушения в поведении
- Раскройте основные принципы и методы работы с детьми ,имеющими нарушения в опорно-двигательном аппарате.
- Раскройте основные принципы и методы работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития.
- Организация и принципы работы Медико-психологической службы в МБДОУ.
- 12.Укажите пренатальные, натальные и постнатальные причины речевого развития детей.
- Раскройте роль педагога в коррекционной работе с детьми.
- Принципы и методы, используемые педагогом в работе с детьми, имеющими тяжелые речевые отклонения.
- 15.Формы и методы взаимодействия с семьей в организации коррекционной помощи.
- Создание единого коррекционного пространства как важнейшее условие успешности коррекционной работы с.
17.Раскройте причины появления первичных дефектов развития у детей.
18.Укажите основные правовые документы современной коррекционной педагогики. 19.Раскройте значение ранней помощи в коррекционном образовании. 20.Личностно-ориентированный подход в образовании детей с ОВЗ.
2.2 Практические задания
- Проведение упражнений, укрепляющих зрение у детей.
- Представьте диагностические методики на определение уровня развития речи старших дошкольников.
- Укажите основные различия между заиканием и нарушением темпа речи ребенка.
- Проведение упражнений, укрепляющих осанку у детей.
- Представьте таблицу становления речи детей дошкольного возраста..
- Проведение упражнений на снятие усталости у детей.
- Составьте индивидуальный маршрут автоматизации звука Р (ротоцизм) у ребенка старшего дошкольного возраста.
- Проведение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастик.
- Представьте приемы и методы работы с детьми с РДА.
- Проведение упражнений улучшающими общее соматическое состояние ребенка.
- Проведение упражнений на развитие мелкой мускулатуры рук.
- Укажите методы и приемы формирования нормального голосоведения у детей.
- Представьте план работы с родителями по развитию звуковой культуры речи у детей.
- Представьте тематический план по профилактике нарушения темпа речи дошкольников.
- Укажите режимные моменты в которых проводятся коррекционные мероприятия по формированию нормального говорения.
- Укажите признаки, по которым можно определить снижение слуха у детей.
- . Укажите признаки, по которым можно определить снижение остроты зрения у детей
- Представьте план работы по воспитанию положительного отношения к коррекционно-оздоровительной работе.
- Представьте игры на развитие самоконтроля над звукопроизношением у детей старшего дошкольного возраста.
- Представьте игры и тренинги по коррекции речи детей в семье.
Уважаемые студенты!
Перед выполнением заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией.
В заданиях на выбор ответа (ответов) требуется внести номера правильных, на Ваш взгляд, ответов в соответствующие ячейки бланка ответа.
В заданиях на соответствие рядом с цифрами задания следует поставить выбранные Вами буквы.
В заданиях открытой формы необходимо дать ответы на предложенные в заданиях вопросы.
Время на выполнение теста – 15 мин.
За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Желаем удачи!
Тестовые задания
Вариант 1. Закрытые тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Инструкция: Выберите единственный правильный ответ.
- Специальная (коррекционная) педагогика являются неотъемлемой частью науки …
1) | дефектологии | 2) | психопатологии |
3) | медицины | 4) | невропатологии |
- Специальная (коррекционная) педагогика – это …
1) | наука о создании специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья | 2) | наука, изучающая систему специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей | 3) | раздел психиатрии, изучающий симптомы, синдромы психических болезней, их взаимосвязь и развитие, а также их природу и причины |
4) | наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей | 5) | наука, изучающая теорию и практику специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднительно или невозможно |
- Объектом специальной педагогики является …
1) | личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении | 2) | воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс |
3) | специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями | 4) | социальная адаптация лиц с ОВЗ |
- Процесс замещения, перестройки нарушенных, недоразвитых или утраченных функций организма относительно сохранными называется …
1) | реабилитация | 2) | компенсация | 3) | коррекция | 4) | адаптация |
Вариант 2. Закрытые тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Инструкция: Выберите единственный правильный ответ.
- Кто выдвинул тезис об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка?
1) | А.Р. Лурия | 2) | М.С. Певзнер |
3) | В.В. Лебединский | 4) | Л.С. Выготский |
- Первичные дефекты возникают в результате…
1) | нарушений социального поведения | 2) | психического недоразвития |
3) | органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы | 4) | нарушения познавательных процессов |
- Что Л.С. Выготский относил к вторичным дефектам?
1) | недоразвитие или повреждение мозга, нарушения умственной работоспособности, мозговые дисфункции и т.д. | 2) | нарушение речи, двигательная расторможенность, нарушение общения и поведения, личностная деформация и т.д. |
3) | нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, паралич и т.д. | 4) | нарушения анатомических особенностей артикуляционного аппарата |
Вариант 3. Закрытые тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Инструкция: установите соответствие.
К каждому из элементов [1), 2), 3), 4), 5)] в левом столбце таблицы подберите один соответствующий элемент, обозначенный буквами [А, Б, В, Г, Д, Е и т.д.], в правом столбце таблицы. Полученный результат занесите в бланк ответа. В задании 1 останутся два лишних варианта ответа, в задании 2 – распределяются все варианты ответов.
1. Установите соответствие и распределите степени олигофрении по их тяжести:
№ | Степень олигофрении | № | Тяжесть нарушения |
1) | дебильность | А | глубокая умственная отсталость |
2) | имбецильность | Б | задержка познавательного развития |
3) | идиотия | В | наиболее легкая, неглубокая умственная отсталость |
Г | наиболее глубокая, тяжелая умственная отсталость | ||
Д | психический инфантилизм |
2. Установите соответствие причин развития детских аномалий.
№ | Части глаза | № | Функции |
1) | эндогенные причины | А | асфиксия новорожденного |
2) | экзогенные причины | Б | использования вакуума во время родовой деятельности |
В | увеличение хромосомного набора в несколько раз | ||
Г | хронические заболевания родителей | ||
Д | грипп, краснуха | ||
Е | интоксикации | ||
Ж | авторитарный стиль воспитания | ||
З | удвоение отдельных участков хромосомы | ||
И | травмы конечностей, анализаторов, черепно-мозговые травмы | ||
К | токсикоз | ||
Л | недостаток белковой пищи | ||
М | наследственные заболевания | ||
Н | биохимические вредности |
Вариант 4. Закрытые тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Инструкция: Выберите единственный правильный ответ
1. Употребление какого термина в отечественных правовых документах целесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики?
1) | аномальный ребенок | 2) | ребенок с ограниченными возможностями здоровья |
3) | проблемный ребенок | 4) | ребенок с нарушениями в развитии |
2. Согласно Федеральному Закону № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» «лицом с ограниченными возможностями здоровья» принято считать …
1) | лицо, состояние здоровья которого исключает возможность его пребывания в учреждениях общего типа | 2) | лицо, имеющее отклонения в психическом и (или) физическом развитии и нуждающееся в специальных условиях обучения и воспитания |
3) | лицо, в развитии которого происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы | 4) | физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий |
3. Согласно Федеральному Закону № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» «инклюзивное обучение» – это …
1) | обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей | 2) | форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья |
3) | предоставление ребенку с ОВЗ прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии | 4) | специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства |
4. Государственные гарантии на получение образования лицам с ограниченными возможностями здоровья закреплены в:
1) | Конституции РФ | 2) | Законе РФ № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» |
3) | Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) | 4) | Федеральном Законе № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» |
Вариант 5. Закрытые тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Инструкция: Выберите единственный правильный ответ.
1. Для какого синдрома характерны двигательная расторможенность, неусидчивость, нарушения внимания, нетерпеливость, суетливость, назойливость, снижение чувства опасности?
1) | умственная отсталость | 2) | синдром дефицита внимания и гиперактивности |
3) | эпилепсия | 4) | ранний детский аутизм |
2. Для детей с задержкой психического развития характерны …
1) | незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности | 2) | предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении |
3) | двигательные расстройства | 4) | задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи |
3. Наиболее сохранной стороной психического развития ребенка с нарушением зрения является …
1) | речь | 2) | тактильная чувствительность |
3) | практическая деятельность | 4) | мышление |
4. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен …
1) | раздражительностью | 2) | вынужденной изоляцией ребенка в связи с затруднениями в передвижении |
3) | сенсорными нарушениями | 4) | эмоционально-волевыми нарушениями |
5. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями (исключить неверный ответ):
1) | соответствуют возрасту говорящего | 2) | часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка |
3) | носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают | 4) | связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи |
Вариант 6. Закрытые тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Инструкция: Выберите единственный правильный ответ.
1. Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями …
1) | речи | 2) | познавательной деятельности | 3) | слуха | 4) | зрения |
2. Какое определение соответствует понятию олигофренопедагогика?
1) | наука о закономерностях развития, воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции в общества детей с нарушениями речи | 2) | наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью |
3) | наука, изучающая социальные девиации (девиантность) и реакцию общества на них (социальный контроль) | 4) | наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
3. Педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением – это …
1) | артикуляционная гимнастика | 2) | логопедическое воздействие |
3) | логопедическое обследование | 4) | коррекция нарушений речи |
4. Что означает ранняя помощь в специальном (коррекционном) образовании?
1) | коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка | 2) | лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам, направленные на адаптацию их к жизни |
3) | формирование способов усвоения социального опыта у детей и подростков с проблемами в развитии | 4) | семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя: скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи |
5. Для каких целей необходимо раннее начало коррекционно-педагогического воздействия на детей?
1) | своевременного преодоления или ослабления имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка | 2) | своевременного формирования сенсорных эталонов |
3) | своевременного оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим проблемного ребенка | 4) | своевременного выявления нарушений в психофизическом развитии ребенка |
6. Принцип личностно ориентированного подхода в образовании детей с ОВЗ отражает …
1) | обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения | 2) | систему взаимосвязанных понятий, идей, способов действий, обеспечивающую и поддерживающую процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности |
3) | интенсивность ранней коррекции: чем активнее ведется коррекция, тем значительнее результаты развития ребенка | 4) | воспитание типологических свойств и качеств личности, соответствующих предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде |
Вариант 7. Закрытые тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Инструкция: Выберите все правильные ответы.
1. Тифлопедагогика – наука о ____________, ____________, ____________ лиц с нарушениями зрения.
1) | воспитании | 2) | своевременном формировании зрительного восприятия |
3) | обучении | 4) | лечении |
5) | комплексном обследовании | 6) | социальной адаптации |
2. К специфическим принципам коррекционно-педагогической деятельности относятся … (выберите четыре ответа)
1) | принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе | 2) | принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач |
3) | принципа единства диагностики и коррекции | 4) | принцип гуманистической направленности |
5) | принцип индивидуального и дифференцированного подхода | 6) | принцип целостности и системности педагогического процесса |
7) | принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности |
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА | |||||||
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ | |||||||
ОП. 12 Основы коррекционной педагогики | |||||||
[наименование учебной дисциплины (профессионального модуля)] | |||||||
КЛЮЧИ ТЕСТА
Критерии оценивания
За каждый правильный ответ дается один балл | ||||||||
«Отлично» | 85-100% баллов | «Удовлетворительно» | 51-64% баллов | |||||
«Хорошо» | 65-84% баллов | «Неудовлетворительно» | 0-50% баллов |
Вариант 1 | ||||||
Место ответа | Результаты проверки | Место ответа | Результаты проверки | |||
Вопрос № 1 | 1 | Вопрос № 1 | ||||
Вопрос № 2 | 5 | Специальная (коррекционная) психология – это наука, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение | ||||
Вопрос № 3 | 3 | |||||
Вопрос № 4 | 2 | |||||
Вариант 2 | ||||||
Вопрос № 1 | 4 | |||||
Вопрос № 2 | 1 | |||||
Вопрос № 3 | 3 | |||||
Вопрос № 4 | 2 | |||||
Вопрос № 5 | 3 | |||||
Вопрос № 6 | 1 | |||||
Вопрос № 7 | 2 | |||||
Вопрос № 8 | 4 | |||||
Вопрос № 9 | 3 | |||||
Вопрос № 10 | 2 | |||||
Вопрос № 11 | 5 | |||||
Вопрос № 12 | 2 | |||||
Вопрос № 13 | 3 | |||||
Вопрос № 14 | 1 | |||||
Вариант 3 | ||||||
Вопрос № 1 | 1 | В | ||||
2 | А | |||||
3 | Г | |||||
Вопрос № 2 | 1 | В, Г, М | ||||
2 | А, Б, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, Н | |||||
Вариант 4 | ||||||
Вопрос № 1 | 2 | |||||
Вопрос № 2 | 4 | |||||
Вопрос № 3 | 1 | |||||
Вопрос № 7 | 4 | |||||
Вариант 5 | ||||||
Вопрос № 1 | 2 | |||||
Вопрос № 2 | 1 | |||||
Вопрос № 4 | 2 | |||||
Вопрос № 6 | 2 | |||||
Вопрос № 7 | 1 | |||||
Вариант 6 | ||||||
Вопрос № 1 | 3 | |||||
Вопрос № 2 | 2 | |||||
Вопрос № 3 | 2 | |||||
Вопрос № 4 | 4 | |||||
Вопрос № 5 | 1 | |||||
Вопрос № 6 | 2 | |||||
Вариант 7 | ||||||
Вопрос № 1 | 1, 3, 6 | |||||
Вопрос № 2 | 2, 3, 5, 7 |
2.3. Педагогические ситуации для самостоятельного анализа
Ситуация 1.
Определите, о каком виде аномального развития идет речь: «Этот малыш может часами бегать по одному и тому же маршруту, постоянно включать и выключать свет, предпочитает определенный вид продуктов и отказывается от любой другой предложенной пищи. Он боится настольной лампы и черных ботинок, но совсем не боится темноты. С первых месяцев жизни малыш избегает взаимодействия со взрослыми, даже к маме он никогда не прижимается сам и не протягивает к ней ручки».
Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?
Ситуация 2.
За ребенком в детский сад пришла мама. Сын выбегает и радостно кричит: «Мамочка , послушай как я научился, Р_Р_Р!!!» Мама устало опустила глаза и сказала: «Не кричи, у меня голова раскалывается от твоей болтовни ,побыстрее собирайся домой я очень устала!»
Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?
Ситуация 3.
Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за речью своих детей вы замечаете частые повторения одних и тех же слов, неоправданно затянутые паузы в ответах на занятиях или просто мычание вместо ответа на вопрос .
О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?
Ситуация 4.
Ребенок, рассматривая картину начинает заметно нервничать. Просит подойти поближе, поворачивается к изображению то одной стороной тела ,то другой и если педагог не обратит внимание на ситуацию быстро теряет интерес к происходящему и начинает отвлекаться.
Что в восприятии ребенком картины настораживает? Ваши предположения причин поведения ребенка. Ваши дальнейшие действия?
Ситуация 5.
Бабушка Сережи посещающего среднюю группу, забирая внука домой частенько в присутствии родителей и детей выговаривает внуку: «Ну почему ты так плохо разговариваешь?! Ничего понять невозможно! Вот твоя мама уже в три года так чисто и красиво разговаривала, стихи читала так что ей все хлопали,ну в кого ты у нас такой?!
?Вы воспитатель мальчика .Став свидетелем такой ситуации как Вы поступите?
Ситуация 6.
К вам обратилась мама вашего воспитанника: « Моему ребенку уже четыре года он не проговаривает звуки Л и Р .Нам нужно обращаться к логопеду или можно подождать?»
О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в пока еще не совершенном произношении звуков? Как долго маме можно подождать?
Ситуация 7.
Вы обратили внимание на то ,что Маша Г. стала сосредоточенно смотреть на ваше лицо во время объяснения заданий .Если Вы отворачиваетесь она Вас обходит или настойчиво просит подойти к ней и объяснить еще раз .Просит добавить звук во время просмотров мультфильмов.
Как вы отнесетесь к ее просьбе? Какие выводы сделаете для себя ?Ваши дальнейшие действия?
Ситуация 8.
Вы планируете организацию Новогоднего праздника. Мама Коли просит дать ее сыну стихотворение , при этом сильно волнуется, ведь у ее сына алалия.
Что вы ответите встревоженной маме?? О чем вы побеседуете с детьми перед началом праздника, чтобы предупредить возникновение конфликтов? Какие нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности вы разъясните детям?
Ситуация 9.
Вечер. За Владом Г. и Настей К. пришли родители. Дети стали жаловаться друг на друга : « А ваша Настя меня очкариком обзывает!» Настя спокойно отвечает: « Ну ты же очки носишь вот и поэтому ты очкарик.» Родители смутились и не знают что ответить .Неприятная пауза. .
Работа должна вестись с ребенком или с его родителями? Какую работу будет целесообразно провести? Какие выводы педагог должен сделать относительно своей работы? Что вы сделаете во избежание конфликта.
Ситуация 10.
Вы воспитатель детского сада. Вашу группу посещает ребенок Саша с синдромом Дауна. Родители других детей постоянно жалуются ,что их дети стали хуже разговаривать, копируют поведение Саши. Многие из родителей требуют перевести мальчика в специальное учреждение.
Что вы ответите родителям? Какую работу будет целесообразно провести? Какие выводы педагог должен сделать относительно своей работы?
Ситуация 11.
Лена (4 года) во время говорения стала закатывать глаза ,сильно сжимать губы ,неровно и даже судорожно набирать воздух. Запинки не значительны. Время от времени эти симптомы исчезают и появляются вновь.
Как вы оцениваете высказывание ситуацию, и каковы могут быть ее последствия ?Стоит ли обращать на эти проявление внимание родителей и специалистов.
Ситуация 12.
В группе детского сада есть ребёнок с задержкой психического развития с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
Какую работу будет целесообразно провести? Какие выводы педагог должен сделать относительно своей работы?
Ситуация 13.
Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик всегда делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: «Я не умея, у меня не получается». «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»
Назовите причины, вызывающие у Пети нежелание учиться. Какие ошибки часто допускают взрослые? Какую работу будет целесообразно провести? Какие выводы педагог должен сделать относительно своей работы?
Ситуация 14.
Сеня (6 лет), постоянно отказывается выполнять домашние задания по автоматизации звука Р в речи. Ругает родителей : «Вы меня замучили, правильно скажи ,да правильно скажи! Вот в садике нас воспитатели не поправляют! А бабуля говорит что я бедный ребенок. Пристали все ко мне ! Вырасту сам научусь!»
Проанализируйте суждения бабушки .Какую работу вам как педагогам необходимо проводить с Сеней?
Ситуация 15.
Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.
Назовите причины, вызывающие конфликт. Какую работу будет целесообразно провести? Какие выводы педагог должен сделать относительно своей работы?
Ситуация 16.
Вы – воспитатель старшей группы. Даша стесняется разговаривать с детьми и взрослыми. Она плохо выговаривает звуки и сильно стесняется. Но оставшись наедине с Вами рассуждает и говорит изумительно, грамотно хоть и с дефектами речи.
О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?
Ситуация 17.
Пятилетний Гена впервые выполняя упражнения артикуляционной гимнастики расплакался потому что не справился с упражнениями.
Как вы организуете работу с Геной? Какие советы вы дадите ему и его родителям?
Ситуация 18.
На улице шел дождь, и дети играли в группе. Ребята играли то в кубики, то в машинки, то рисовали, то складывали пазлы… Перед обедом воспитатель предложил провести самомассаж биологически активных зон .Маша сказала : «Это просто баловство. Как мы перестанем из-за этого болеть?
В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему? Какую работу будет целесообразно провести? Какие выводы педагог должен сделать относительно своей работы?
Ситуация 19.
Дети собираясь на прогулку дружно проговаривали забавные чистоговорки которые вы вместе с детьми выучили на занятии. Миша возмутился: «Зачем все повторяют одно и то же?!»
Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе таких действий ребенка? В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему?
Ситуация 20.
К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын выполняет ваши задания: и не хочет выполнять мои просьбы выучить стихотворение или выполнить задания, Говорит ,что со мной не так интересно как с вами или логопедом. Но дома его ничего не заставишь сделать! Как мне следует поступать?»
О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?
3.3. Алгоритм действий для анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач
Алгоритм анализа педагогической ситуации
- Характеристика педагогической системы:
− назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;
− дайте оценку уровня развития педагогической системы;
− каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?
- Выявление объектов и субъектов воспитания:
− определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную);
− дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
3. Характеристика взаимоотношений субъектов:
− определите стили отношений, руководства, общения педагога;
− дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;
− оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач:
− сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе;
− определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации;
− конкретизируйте задачу, которую следует решить
Алгоритм решения педагогической задачи
1. Выдвижение гипотезы:
− выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;
− прогнозирование их результативности;
− рассмотрение различных вариантов действий педагога.
2. Выбор оптимального варианта действий педагога:
− выбор методов педагогического воздействия;
− определение соответствующих методических приемов;
− выбор организационных форм;
− подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.
3. Детализация:
− продумывание оперативной структуры действий педагога.
4. Анализ предполагаемых результатов:
− характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
Пример педагогической ситуации с анализом возможных вариантов ответов
Ситуация.
В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
Какую работу будет целесообразно провести? Какие выводы педагог должен сделать относительно своей работы?
Решение: подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
А как давно мальчик стал посещать данную группу? Он пришёл в уже сформировавшийся коллектив? Ведь как правило дети сами не принимают новичков, а если ребёнок тих и замкнут, тем более. Он для остальных как невидимка. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что достойный человек пришёл в группу. Достойный их внимания. Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям. Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми. Есть книга психотерапевтических сказок О. В. Хухлаевой "Лабиринт души".
Инструкция для испытуемых.
1.В бланке ответа укажите ФИО и номер варианта.
2. Перед вами 3 задания: вопрос на знание теории, задание на преставление методических материалов своего портфолио, педагогическая ситуация. Начать можно с любого задания.
3. При ответе на первый вопрос можно пользоваться разрешенными нормативными документами. Важно показать не только знание педагогической и нормативной литературы, но и умение рассуждать по предложенной проблеме, используя при этом педагогическую терминологию.
4. При ответе на второй вопрос необходимо отметить заданный методический материал в своем портфолио.
5. При анализе педагогической ситуации воспользуйтесь схемой анализа. Обязательно ответьте на вопросы, сопутствующие педагогической ситуации.
6. Время выполнения заданий – 45 минут.
IV. Критерии оценки
Итоговая оценка на экзамене выставляется путем выведения среднего балла за ответ на теоретический вопрос и практические задания. Вопросы билета являются равнозначными.
Оценка | Теоретический вопрос | Практическое задание | |
Задание на представление методических материалов | Анализ педагогической ситуации | ||
5 (отлично) | Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание по дисциплине демонстрируется на фоне понимания ее в системе междисциплинарных связей. Умеет иллюстрировать теоретические положения примерами. Ответ изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. Хорошо владеет современными методами исследования, способен к самостоятельному пополнению и обновлению знаний. | Студент пользуется своими наработками. Представляет методически грамотно составленный материал в соответствии с заданием. | Даны ответы на поставленные вопросы, приведено их качественное обоснование. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей воспитанников; описание возможных ответных реакций воспитанников и других участников ситуации, предвидение результатов воздействия. |
4 (хорошо) | Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя. | Студент пользуется своими наработками. Представляет материал в соответствии с заданием, Однако в материале есть методические неточности. | Даны ответы на поставленные вопросы. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к воспитанникам, учитываются условия проблемной ситуации. Однако ответы не содержат достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста воспитанников, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др. |
3 (удовлетв.) | Дан недостаточно полный и развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. | Представляет материал в соответствии с заданием, но в материале есть 2-3 методические ошибки. | Даны ответы на поставленные вопросы. Но ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Дан ответ на 1 вопрос с достаточно глубоким обоснованием. |
2 (неудовл.) | Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса по билету с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента. | Представляет материал в соответствии с заданием, но в материале есть более 3 методических ошибок. Материал не представлен | Вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы воспитанников (нарушение дисциплины, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. |
4.1. Нормативные документы, использование которых разрешено на зачете
- ФГОС дошкольного образования.
- Программа дошкольного образования.
4.2. Набор для обучающегося
- Комплект КОС на проверку знаний, умений (вариант контрольной работы с вопросом, заданием, педагогической ситуацией, инструкцией)
- Алгоритм действий для анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач
- Критерии оценивания.
- Портфолио по МДК
4.3. Набор для преподавателя
- Комплект КОС на проверку знаний, умений
- Перечень педагогических ситуаций для самостоятельного анализа
- Алгоритм действий для анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач
- Критерии оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая группа по подготовке к переходу образовательного учреждения на ФГОС дошкольного образования
Важной целью любого коллектива является стремление к сотрудничеству, решение единых задач как внутри образовательного учреждения, так и страны в целом. Успешность в решении задач связана с конструктив...
Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовател...
Рабочая группа по подготовке к переходу образовательного учреждения на ФГОС дошкольного образования
Важной целью любого коллектива является стремление к сотрудничеству, решение единых задач как внутри образовательного учреждения, так и страны в целом. Успешность в решении задач связана с конструктив...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Методика работы с одаренными детьми по программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.01 Дошкольное образование
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Методика работы с одаренными детьми разработан в соответствии с требованиями федерально...
Конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в дошкольном образовании» с детьми средней группы.
Тема занятия: Благородное слово....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисцип...