"Музыка как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста". Методические рекомендации.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Перед Вами представлены методические рекомендации по использованию музыкального компонента в процессе НОД по сенсорному развитию детей младшего возраста , а так же вне ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_-_sredstvo_sensornogo_v-ya.doc | 63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Болящий дух врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть
Тяжелые искупит заблужденья
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца, согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей,
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей
Е. Баратынский
Фундамент гармонизации личности, наряду с семьей, закладывается в системе дошкольного образования, которая в последнее время притерпивает серьезные изменения, как в организационной, так и содержательной сторонах, в общем характере и стиле самого процесса. Все большее распространение приобретает вариативность программ, средств обучения, что значительно обогащает содержание дошкольного образования.
Наметился отказ от строго регламентированных форм обучения, первостепенное значение принимают идеи гуманистической педагогики. Однако многочисленные идеи педагогов и психологов показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки в дошкольных учреждениях должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, т. е. формирование:
- любознательности, - произвольности,
- инициативности, - творческого самовыражения ребенка.
- самостоятельности,
В связи с этим, в последнее время, выдвигается на первый план воспитательная функция искусства.
Музыка – искусство, которое напрямую обращено к эмоциональной сфере человека, является идеальной средой для полноценного развития ценностных ориентаций ребенка, его познавательного потенциала, духовных основ его личности. Опираясь на это, в своей работе с детьми мы стараемся ставить акцент на музыкальном изо - творчестве в процессе занятий, рассматриваем музыкальную игру как родственную детской игре вообще, т.е. как эффективное воспитательное средство, направленное на развитие личности ребенка в целом.
Мы считаем музыкальную игру разновидностью полихудожественной деятельности: она опирается на художественные образы различных видов искусства, но при этом выходит за пределы каждого из них - т. е. находится в области выразительного речевого интонирования, ритмических движений, тембровой, шумовой, цветовой, графической, двигательной импровизаций. В музыкально – игровую деятельность дети входят с позиций творцов: пользуясь элементарными, доступными им средствами, они могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания.
Так же чрезвычайно велик и развивающий потенциал музыкально – игровой деятельности, что позволяет обратиться к нему, как наиболее комфортному «элементу», средству, образовательного процесса.
При использовании музыки в работе с детьми раннего возраста мы опираемся на идею, ярко выраженную в современных научно методических разработках, о способности личности к бессознательному «самовыражению» в процессе восприятия произведений музыкального искусства.
Наибольшими возможностями в развитии познавательного потенциала детей раннего возраста (наряду с музыкальными играми – драматизациями, музыкально – ритмическими играми) музыкальное искусство обладает при использовании его в процессе формирования и накопления сенсорного опыта детей. При этом мы используем музыку как фоновое сопровождение, музыку - звучащую «вторым планом», без установки на сознательное, осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
Использование фоновой музыки является одним из эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решить многие задачи воспитательно-образовательного процесса:
- создание благоприятного эмоционального фона, позитивного настроя,
- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности,
- активизация мыслительной деятельности, повышение познавательной активности, качества усвоения материала,
- сбалансированное распределение внимания в процессе изучения сложного материала (предупреждение быстрой утомляемости),
- психо-эмоциональная и физиологическая разгрузка во время занятий (психологические паузы, физ. минутки).
Педагог, включая музыку в занятия, может ориентироваться на возможности как пассивного, так и активного ее восприятия детьми.
При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (для старших дошкольников).
При пассивном восприятии она (музыка) выступает фоном к основной деятельности.
Степень активности восприятия детьми на занятиях воспитатель должен определять в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также дидактическими целями и задачами, поставленными педагогом.
Мы в своей работе с детьми, опираясь на то, что особое значение в раннем возрасте (как и дошкольном детстве) имеет осуществление сенсорного воспитания, как основы всестороннего развития ребенка (т. е. развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, запахе, вкусе) используем музыкальный материал таким образом, что бы накопление сенсорного опыта, непрерывно связанное с деятельностью органов чувств, формировалось в определенной последовательности, как в процессе специально организованных музыкально-дидактических игр, так и посредством использования музыки как фонового звучания, но не исподволь, а мягко, не навязчиво, не заметно для самого ребенка.
Для создания оптимальных условий образовательного процесса, способствующих накоплению сенсорного опыта, мы обогатили развивающую среду игровыми и дидактическими зонами с использованием разнообразного музыкального материала:
- мини – студия, - выставочный «зал»,
- фоно – зал, - творческая мастерская,
- уголок сенсо-творчества, - зона релаксации.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) помогает создавать эмоционально комфортный климат в группе, а внедрение непроизвольно воспринимаемого музыкального компонента в такие формы деятельности как занятие, досуги и праздники, игровое сотворчество позволяет активизировать познавательные процессы, умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития ребенка.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры (см. приложение 2).
Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение. Например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. А. Моцарта и др. посредством реализации различных методов образования (см. приложение 1) позволяют воспитателю добиваться поставленных им дидактических задач в процессе вовлечения ребят в разнообразные виды детской деятельности (см. приложение 1).
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основы воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Приложение 1.
Компоненты образовательного процесса, формирующие сенсорную культуру малышей посредством музыкального искусства.
Развивающая среда | ||||||||||||||||||
Мини-студия | Фоно- зал | Уголок сенсорики | Творческая мастерская | Выставочный «зал» | Зона релаксации | |||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Методы | ||||||||||||||||||
Наглядно-иллюстративный | Метод вариативности ответов | Метод действия по образ цу | Художественно-эвристический | Метод тождества и различия | Пластическое «интони рование» | Метод моделирования | Метод «Разрушения» | |||||||||||
Формы деятельности | ||||||||||||||||||
Занятие | Досуги и праздники | Прогулки | Игровое сотворчество | |||||||||||||||
Виды деятельности | ||||||||||||||||||
Сюжет но-ролевая игра | Физкуль турные игры и упражнения | Рече вая | Театрали зованная | Музы кально-игровая | Исследова тельская | Изодеятельность | Конструи рование |
Педагог |
Ребенок |
Семья |
Приложение 2.
Рекомендуемый музыкальный материал
Функции музыкального компонента | Примерный репертуар |
Релаксирующая (расслабляющая) | К. Дебюсси «Облака» А.П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета К. В. Глюк «Мелодия» |
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) | Э. Григ «Утро» И.С. Бах «Шутка» И. Штраус Вальс «Весенние голоса» П. И. Чайковский «Времена года» («Подснежник») |
Стимулирующая (активизирующая) | П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (Финал) М.И. Глинка «Камаринская» В. А. Моцарт «Турецкое рондо» |
Успокаивающая (умиротворяющая) | М. И. Глинка «Жаворонок» А.К. Лядов «Музыкальная табакерка» К. Сен-Санс «Лебедь» Ф. Шуберт «Серенада» |
Организующая (способствующая организации внимания) | И. С. Бах «Ария» А. Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето») С. С. Прокофьев «Марш» Ф. Шуберт «Музыкальный момент» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...
Средства сенсорного воспитания детей.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни.Сенсорная культура ребенка-результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством....
Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания детей 2-3 лет.
Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания детей 2-3 лет.Выполнила воспитатель ГБДОУ д/с №47 Гончаренко Екатерина Михайловна.Цель работы: выявление особенности сенс...
«Развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста»
Предметно-развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста....
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста...