Дистанционный проект "Тольятти-Шахты: дружба, толерантность"
проект по теме
Дистанционный проект "Мост дружбы" адресован российским и зарубежным старшеклассникам, интересующимся культурой, искусством, традициями своей родной страны, желающим общаться с иногородними и зарубежными друзьями и в процессе общения открывать для себя новые города и страны.
Сотрудничество между школами – хорошая возможность узнать что-то новое о других и от других, особенно, если друзья представляют другие культуры и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Мост дружбы»
(дистанционный проект с городом Шахты Ростовской области)
Руководитель проекта: Афанасьева Ольга Викторовна, заместитель директора по ВМР МБОУ гимназии № 9 г.о. Тольятти
Координатор проекта: Афанасьева Анастасия Сергеевна, студентка СГАУ имени С.П. Королева
2012г.
Описание проекта
Обоснование актуальности проекта
Россия – страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов - важное достижение всех россиян.
Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией.
В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам.
Тольятти с первых дней своего существования является многонациональным городом. В нем представлено множество национальностей и все основные мировые конфессии. Национальные диаспоры Тольятти внесли большой вклад в его развитие и на сегодняшний день глубоко интегрированы во все сферы жизни города. Судьбы представителей многих народов тесно связаны с городом с первых дней его строительства.
По численности населения Тольятти занимает 17-е место в России. В этническом составе преобладают русские (83,2%), проживают татары (3,8%), украинцы (2,8%), мордва (2,0%), чуваши (1,8%), прочие национальности составляют в сумме 6,4% (по данным на 2002г.).
При изучении национального состава учащихся были получены следующие результаты: русские – 74%, татары – 12,6%, армяне – 9,4%, другие национальности – 4 %.
Творческая группа педагогов и учащихся, исходя из потребностей региона в повышении уровня толерантности, воспитания культуры межнационального общения в образовательных учреждениях, разработала дистанционный проект с городом Шахты Ростовской области.
На базе учреждения был апробирован опыт организации дистанционного проекта и в текущем учебном году планируется расширение состава образовательных учреждений, вовлеченных в данную форму работы.
Анонс проекта «Тольятти-Шахты: дружба, толерантность» был представлен на региональном конкурсе «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска-2010» в номинации «Система духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», где получил диплом и медаль за 2 место.
Результаты проекта представлены на шестом международном конкурсе образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов и представителей иноэтничных групп средствами образования в октябре 2011г.
Аннотация
Дистанционный проект "Мост дружбы" адресован российским и зарубежным старшеклассникам, интересующимся культурой, искусством, традициями своей родной страны, желающим общаться с иногородними и зарубежными друзьями и в процессе общения открывать для себя новые города и страны.
Сотрудничество между школами – хорошая возможность узнать что-то новое о других и от других, особенно, если друзья представляют другие культуры и общества.
Школы могут разработать общий проект, а могут просто дружить и обмениваться информацией.
Цели и задачи
Цель: развитие созидательной активности учащихся, стимулирование их инициативы в решении социально-значимых проблем своего региона, создание условий для их творческой самореализации.
- Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости.
- Учить доброте, без чего невозможна дружба, да и вообще, истинные человеческие отношения.
- Повышение уровня знаний учащихся о миграционной ситуации в России, воспитание культуры межнационального общения
- Создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению культуры иноэтнических групп
- Организация толерантного диалога педагогов и учащихся из разных городов, создание копилки передового педагогического опыта по вопросам организации работы в дистанционном режиме.
- Активизация творческих и коммуникативных способностей детей в процессе проведения совместной исследовательской деятельности.
Цели проекта:
- совместное освоение культуры мира учащимися Самарской и Ростовской области;
- обмен опытом учебно-воспитательной работы по национальным региональным проектам;
Механизм реализации проекта
Мост Дружбы — название ряда мостов, соединяющих страны через реки или проливы. Мы решили построить свой мост дружбы. Преодолеть все преграды нам помог интернет.
Породнённые школы или школы-побратимы, живут каждый своей жизнью, не забывая при этом приобщать к важным событиям друг друга. В общем, все как в жизни двух друзей.
Проект совместно организуют МБОУ гимназия № 9 г. Тольятти Самарской области и школа № 38 г. Шахты Ростовской области. В проекте принимают участие учащиеся 8 – 11 классов, в дальнейшем планируется привлечение учащихся других возрастов.
Участники проекта получили возможность обменяться информацией, поделиться опытом и просто пообщаться, а главное, научиться организовывать и проводить проекты в дистанционном формате.
В ходе реализации проекта осуществлялось развитие творческого потенциала учащихся и на этой основе – уважительности, доброты и терпимости к иному: языку, культуре, религии, обычаям... («Наша новая школа» Д.А.Медведева)
Авторы проекта
- Афанасьева Ольга Викторовна – заместитель директора по ВМР; Лауреат областного конкурса «Учитель года - 2003», Почетный работник общего образования Российской Федерации (2010г);
- Мельников Александр Ильич – учитель географии МОУ СОШ № 38 г. Шахты; Заслуженный учитель школы РСФСР (1987г), отличник народного просвещения (1983г), победитель ПНП «Образование» (2007г)
- Афанасьева Анастасия Сергеевна – студентка СГАУ;
- Токарев Никита - учащийся 10 класса МОУ СОШ № 38 г. Шахты.
- обобщение и обмен накопленным опытом исследовательской работы;
- систему учебно-воспитательной работы, способствующую формированию толерантного сознания, его развитию и закреплению;
- создание методической базы патриотического воспитания;
- проектную научно-исследовательскую деятельность учащихся.
Конкретная цель соучастников проекта состоит в том, чтобы ученики и учителя при помощи проектной деятельности смогли лучше понять и оценить культурные национальные ценности как свои, так и партнёров.
Благодаря использованию медиатехники (компьютер, Интернет, email, презентационная техника, фотография, видеосъёмки) появляется возможность расширить культурный обмен и усовершенствовать учебные навыки в образовательном процессе.
Участники проекта, ученики и учителя, расширяют свои знания о ценностях культур других народов (в рамках и вне проекта). Предполагается, что партнёры получают объективную картину культурного наследия обоих городов и народов, в них проживающих, узнают и акцептируют общее и различия в культурах. Благодаря использованию новых информационных технических средств у учеников и учителей повысится медиакомпетентность.
Опыт, приобретённый как школьниками, так и их руководителями в рамках проекта, без сомнения, будет способствовать:
- обмену опытом работы по гражданскому становлению личности между образовательными учреждениями;
- формированию активной жизненной позиции подростков и юношества, приобщении его к нравственным, духовным ценностям различных народов.
Таким образом, произошло взаимное «обогащение» в процессе дистанционных контактов:
- у ребят повысилась ответственность в учении, в дополнительном образовании (стремление добиваться успехов), ведь мы почти всё узнавали друг о друге (открытость, честность отношений);
- к нашему проекту проявляют интерес ребята школ других городов и они готовы подключиться к проекту;
- в этом учебном году мы планируем обмен делегациями (развитие проекта): прямые контакты. Планируется организовать совместный поход – это сближает.
Проект был организован и проведен в течение 11 месяцев, и его итоги были подведены на межшкольной научно-практической конференции.
Таким образом, две школы, достаточно удаленные, расположенные в разных регионах России, вступили в проект. Участники проекта, общаясь по электронной почте, совместно обсуждали вопросы тем исследований, был организован обмен информацией.
На этапе реализации проекта учащиеся самостоятельно обменивались информацией, делились впечатлениями и решали возникшие проблемы.
По теме «Все мы разные, но все мы вместе» осуществлялась совместная научно-практическая деятельность учащихся.
Было принято решение о создании общего веб-сайта, с приглашением к участию в дальнейшей работе над проектом школ из других регионов. Все данные собирались творческими группами, структурировались. Учащиеся и педагоги школы сделали общую сборку результатов проекта, таким образом, появилась единая презентация по всему проекту.
На заключительном этапе проекта была проведена межшкольная онлайн-конференция.
План реализации проекта «Мост дружбы»
Этапы, сроки проекта | Название этапа | Цель | Содержание работы | Результат | |
Тольятти | Шахты | ||||
Подготовительный этап Декабрь | «Знакомство» | Организация толерантного диалога педагогов и учащихся | - Создание фильма в формате Windows Movie Maker «Давайте познакомимся» | - Оформление электронной презентации «О нас» | Вовлечение участников в деятельность |
Обмен фотографиями, электронными адресами и e-mail | |||||
1 этап Январь | «Мой город – моя родина» | Проведение информационных исследований на тему «Тольятти-шахты: дружба, толерантность» | - Подготовка презентаций «Памятные места Тольятти», «Самарская Лука – жемчужина России»; - Фильм в формате Windows Movie Maker «Тольятти - трижды рожденный»; - Подбор материалов периодической печати, характеризующей особенности города (промышленность, культура, конфессиональный состав); - Создание базы электронных ресурсов (ссылок) для формирования целостного образа города | - Видеофильм «Знакомьтесь – город Шахты»; - Подготовка презентаций «Донская земля», «Река Дон»; Подбор материалов периодической печати, характеризующей особенности города (промышленность, культура, конфессиональный состав) | Разноплановая практическая деятельность, развитие познавательной активности |
2 этап Февраль | «Все мы разные, но все мы вместе» | - Подготовка презентации «Музей народного костюма» (армянского, татарского, русского); Создание презентации «Национальный состав Тольятти»; - Создание фильма в формате Windows Movie Maker «День этнографии»; | - Подготовка презентации «Атрибуты, символы и знаки казаков», «Жилище казака»; | - Развитие навыков системного мышления - Развитие ответственности за результат своей работы - Умение увидеть проблему и наметить пути решения | |
- Организация виртуальной викторины «Народные традиции в вопросах и ответах» | |||||
3 этап Март-апрель | «Мероприятия, которые нас объединяют» | Обмен опытом исследовательской деятельности | - Презентация проектов «Закамская линия», «Река Чернушка», «Наследники Самарской Луки», выполненных учащимися эколого-биологического центра | - Презентация проекта «Геоэкологическое состояние левобережного парка «Победа» г. Шахты» выполненного учащимися геолого-экологического клуба | Актуализация знаний учащихся по теме |
Конкурс стихотворений и сочинений по тематике проекта | |||||
4 этап Май-август | «Мост дружбы» | - Проведение дистанционных семинаров по методам исследований (гидрология, геоботаника, геохимия). - Общение ребят в свободном формате | Обмен опытом практической деятельности | ||
5 этап Сентябрь | «Дружат дети на планете, дружат города» | - Скайп-чат конференция «Знаете ли вы город друга» (блиц конкурсы: «Очень похоже», «Городские мифы», «Неизвестный Тольятти / Шахты» и т.д.); - Акция «Подарок другу» (обмен сувенирами по почте) | Расширение знаний о родине друзей, своей малой родины | ||
6 этап Октябрь | «Породненные школы» | Подведение итогов проекта, рефлексия | - Создание фильма в формате Windows Movie Maker «Подводя итоги» | - Высказывания участников проекта | Формирование умений делать аргументированные выводы |
- Вовлечение в участники проекта «коллективных участников» - 6-10 классы школ | |||||
7 этап Ноябрь | Развитие проекта | Расширение рядов участников проекта, вовлечение коллективов других школ города и области | Пропаганда проекта, создание сайта «Мост Дружбы» с приглашением к участию в дальнейшей работе над проектом школ из других регионов. | Расширение географии проекта |
Планируется:
- Расширение географии проекта: включение в него ребят Самарской, Ростовской областей, возможно, других регионов России.
- Обмен группами участников проекта для прямых дружеских контактов (весна-лето 2012г.).
Результаты деятельности
- презентации, выполненные учащимися
- совместные дистанционные мероприятия
Предполагаемые результаты
- воспитание толерантности и социального партнёрства как основы фактора снижения рисков социальных конфликтов;
- содействие взаимовлиянию национальных культур и традиций двух регионов как общего достояния;
- формирование у учащихся мировоззренческой устойчивости, в основе которой - универсальные гуманитарные ценности;
- укрепление дружественных связей с другими регионами;
- привитие и развитие культуры дистанционного общения со сверстниками;
- совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности природоведческой направленности;
- развитие культуры творческой деятельности (целеполагание, планирование, реализация, анализ результативности).
Для реализации межшкольного проекта был разработан управленческий проект, целью которого была координация деятельности разных школ-участниц. Управленческий проект состоял из нескольких этапов, на каждом из которых решались определенные задачи и проводились мероприятия:
- Коммуникативный этап (договоренность о согласии участвовать в проекте)
Определение целей, задач и названия проекта. Обсуждение плана работы, выбор формы представления результатов. Составление плана реализации проекта.
- Этап реализации совместного проекта
Поиск необходимой информации по теме индивидуально каждым учащимся. Анализ материала совместно в группах. Оформление результатов в виде презентации и докладов по теме. Подготовка к защите проекта.
- Заключительный этап (подведение итогов проекта, рефлексия)
Несколько слов о нашем проекте: что было сложно, интересно, что больше всего понравилось делать.
Описание сделанного по проекту
Подготовительный этап. Знакомство
Сроки: декабрь
Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);
координаторы проекта (Афанасьева Анастасия, Токарев Никита)
Организация толерантного диалога педагогов и учащихся.
Этап 1. Мой город – Моя Родина
Сроки: январь
Ответственные: координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);
творческие группы учащихся по направлениям «История», «Экономика»
- Рассказываем друг другу интересные факты о своем образовательном учреждении, городе (проектная деятельность в рамках темы учащихся старших классов; помощь мэрии г.о. Тольятти – предоставление полнометражного фильма о городе «Тольятти – трижды рожденный»; помощь Краеведческого музея – видео-экскурсия по истории города с 1917г. по 2007г.«Ставрополь-Тольятти. Век XX»);
- Подбираем и отсылаем в город Шахты материалы периодической печати: газета «Площадь свободы» - события и факты повседневной жизни города; газета «Волжский автостроитель» - новости с Волжского автомобильного завода;
- Создаём фотогалерею своего города;
- Формируем базу электронных ресурсов (ссылок) для формирования целостного образа города.
Этап 2. Все мы разные, но все мы вместе
Сроки: февраль
Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);
координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);
творческая группа учащихся по направлению «Население».
- Подготовка учащимися презентаций по народным костюмам народностей, проживающих в городе Тольятти (русские, татары, армяне);
- Организация виртуальной викторины «Народные традиции в вопросах и ответах». Составление интересных вопросов о культуре и традициях своего народа, нахождение ответов на вопросы, предложенные твоими друзьями (помощь Краеведческого музея – видео-экскурсия «Народы Поволжья»);
- Организация «Дня этнографии» на базе школы, структурного подразделения эколого-биологического центра и подшефного детского сада: защита проектов учащихся 7-11 классов по теме; конкурс чтецов (стихотворения на татарском, армянском и мордовском языках); показ спектакля «Колобок» на татарском языке.
По итогам работы был сделан фильм «День этнографии в Тольятти» для отправки в город Шахты с целью обмена опытом работы по патриотическому воспитанию.
Этап 3. Мероприятия, которые нас объединяют
Сроки: март - апрель
Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);
координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);
творческая группа учащихся по направлению «Природа».
- Подготовка и отправка в город Шахты презентаций исследовательских проектов по геоботанике, выполненных учащимися эколого-биологического центра;
- Разработка положения и организация дистанционного конкурса стихотворений и сочинений по тематике проекта.
Этап 4. Мост дружбы
Сроки: май - август
- Организация и проведение дистанционных семинаров по методам исследования:
- Геоботаника
Ответственные: руководитель проекта г. Тольятти - Афанасьева О.В.;
координатор проекта - Афанасьева А.;
творческая группа учащихся по направлению «Природа».
- Гидрология, геохимия
Ответственные: руководитель проекта г. Шахты Мельников А.И.;
координатор проекта - Токарев Н.
- Общение ребят в свободном формате с целью более тесного знакомства, выявления общих интересов.
Этап 5. Дружат дети на планете, дружат города
Сроки: сентябрь
Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);
координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);
творческие группы по направлениям «История»,
«Население», «Экономика», «Природа».
- Подготовка и проведение скайп-чат конференции «Знаете ли вы город друга»;
- Акция «Подарок другу» (обмен посылками с сувенирной продукцией)
Этап 6. Породненные школы
Сроки: октябрь
Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);
координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);
- Итоги проекта, рефлексия. Организация видео-интервью с участниками проекта (что было сложно, интересно, что больше всего понравилось делать).
Приведем некоторые выдержки мнений педагогов и учащихся о проекте:
- Участвовать в проекте с детьми было интересно. Тема проекта очень актуальная, проект воспитывает познавательную активность, гражданские чувства, чувство гордости за свою Родину.
- Мы нашли много новых друзей. Они живут в другом городе, и общение происходит через интернет. Очень хотелось бы встретиться и познакомиться поближе.
- В мире много общительных, дружелюбных людей. Проект помог нам найти друг друга, объединил нас общим делом.
- В ходе проекта мы узнали много нового о культуре Ростовского края, да и о своем городе тоже узнали много интересного. Особенно понравилось участвовать в викторине «Знаете ли вы город друга».
Этап 7. Породненные школы
Сроки: ноябрь
Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);
координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);
- Создание сайта «Мост дружбы» с целью расширения географии проекта.
В ходе реализации данного проекта, школы находятся в творческом взаимоотношении друг с другом
Опыт, приобретённый как школьниками, так и их руководителями в рамках проекта, без сомнения, будет способствовать:
- активизации участия команд в патриотических интернет-инициативах российского масштаба;
- -обмену опытом работы по гражданскому становлению личности между образовательными учреждениями;
- формированию активной жизненной позиции подростков и юношества, приобщении его к нравственным, духовным ценностям различных народов.
В нашем проекте самое ценное (для нас) – это глубокое знакомство с Ростовской областью, о которой ребята краем уха что-то слышали, но никогда не представляли реально, что Россия – это не какой-то набор областей, республик, городов, а реальные люди, другая (или похожая) природа, замечательные достопримечательности, предприятия. Толерантность к другим вытекает из серьёзного знания, видения того, что «другие» в общем-то очень похожи на нас любимых. И это знание должно перерасти в рефлекс.
«Мост дружбы» - интересный проект: наши дети не замыкаются в школе, в городе – они дружат с учениками средней общеобразовательной школы № 38 города Шахты. Делиться опытом, достижениями, мыслями – здорово! Нам жить вместе! Будем дружить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-92549-1363724584.jpg)
К дню толерантности:"Что такое дружба"
Впервые в старшей ясельной группе проводилось занятие на тему толерантности.С детьми был просмотрен мультфильм " От улыбки станет всем светлей".После просмотра мы решили побеседовать на тему что же та...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-765446-1471096641.jpg)
Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»
P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/15/picture-428983-1397549468.jpg)
Проект по воспитанию толерантности у дошкольников в условиях многонационального общества "Венок Дружбы"
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личност...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-871736-1483984956.jpg)
«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»
Основная цель проекта - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми с разными физическими возможностями...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-873231-1484395143.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ко Дню Толерантности «С чего начинается дружба» группа раннего возраста (2-3 года)
Цель:Формировать у детей представление о том, что такое дружба.Задачи:Воспитывать необходимость соблюдения правил поведения .Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-969856-1510050914.jpg)
НОД по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста "Сила России в единстве и дружбе наших народов!"
Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними. Если все народы России будут помогать друг другу, уважать друг д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926448-1495378766.jpg)
Конспект новогоднего дистанционного мероприятия "Для дружбы нет расстояний!"
События весны 2020 года поставили перед учреждением дошкольного образования задачу организовать работу с родителями в формате онлайн. В результате, каждое дошкольное учреждение столкнулось с необходим...