Дистанционный проект "Тольятти-Шахты: дружба, толерантность"
проект по теме

Афанасьева Ольга Викторовна

Дистанционный проект "Мост дружбы" адресован российским и зарубежным старшеклассникам, интересующимся культурой, искусством, традициями своей родной страны, желающим общаться с иногородними и  зарубежными друзьями и в процессе общения открывать для себя новые города и страны.

Сотрудничество между школами – хорошая возможность узнать что-то новое о других и от других, особенно, если друзья представляют другие культуры и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дистанционный проект38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Мост дружбы»

(дистанционный проект с городом Шахты Ростовской области)

Руководитель проекта: Афанасьева Ольга Викторовна, заместитель директора по ВМР  МБОУ гимназии № 9  г.о. Тольятти

Координатор проекта: Афанасьева Анастасия Сергеевна, студентка СГАУ имени С.П. Королева

2012г.

Описание проекта

Обоснование актуальности проекта

 Россия – страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов - важное достижение всех россиян.

Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией.

В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам.

Тольятти с первых дней своего существования является многонациональным городом. В нем представлено множество национальностей и все основные мировые конфессии. Национальные диаспоры Тольятти внесли большой вклад в его развитие и на сегодняшний день глубоко интегрированы во все сферы жизни города. Судьбы представителей многих народов тесно связаны с городом с первых дней его строительства.

По численности населения Тольятти занимает 17-е место в России. В этническом составе преобладают русские (83,2%), проживают татары (3,8%), украинцы (2,8%), мордва (2,0%), чуваши (1,8%), прочие национальности составляют в сумме 6,4% (по данным на 2002г.).

При изучении национального состава учащихся были получены следующие результаты: русские – 74%, татары – 12,6%, армяне – 9,4%,  другие национальности – 4 %.

Творческая группа педагогов и учащихся, исходя из потребностей региона в повышении уровня толерантности, воспитания культуры межнационального общения в образовательных учреждениях, разработала дистанционный проект с городом Шахты Ростовской области.

На базе  учреждения был апробирован опыт организации дистанционного проекта и в текущем учебном году планируется расширение состава образовательных учреждений, вовлеченных в данную форму работы.

Анонс проекта «Тольятти-Шахты: дружба, толерантность» был представлен на региональном конкурсе «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска-2010» в номинации «Система духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», где получил диплом и медаль за 2 место.

Результаты проекта представлены на шестом международном конкурсе образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов и представителей иноэтничных групп средствами образования в октябре 2011г.

Аннотация

Дистанционный проект "Мост дружбы" адресован российским и зарубежным старшеклассникам, интересующимся культурой, искусством, традициями своей родной страны, желающим общаться с иногородними и  зарубежными друзьями и в процессе общения открывать для себя новые города и страны.

Сотрудничество между школами – хорошая возможность узнать что-то новое о других и от других, особенно, если друзья представляют другие культуры и общества.

Школы могут разработать общий проект, а могут просто дружить и обмениваться информацией.

Цели и задачи

Цель: развитие  созидательной активности учащихся, стимулирование их инициативы в решении социально-значимых проблем своего региона, создание условий для их творческой самореализации.

Задачи:

  • Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости.
  • Учить доброте, без чего невозможна дружба, да и вообще, истинные человеческие отношения.
  • Повышение уровня знаний учащихся о миграционной ситуации в России, воспитание культуры межнационального общения
  • Создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению культуры иноэтнических групп
  • Организация толерантного диалога педагогов и учащихся из разных городов, создание копилки передового педагогического опыта по вопросам организации работы в дистанционном режиме.
  • Активизация творческих и коммуникативных способностей детей в процессе проведения совместной исследовательской деятельности.

Цели проекта:

  • совместное освоение культуры мира учащимися Самарской и Ростовской области;
  • обмен опытом учебно-воспитательной работы по национальным региональным проектам;

Механизм реализации проекта

     Мост Дружбы — название ряда мостов, соединяющих страны через реки или проливы. Мы решили построить свой мост дружбы. Преодолеть все преграды нам помог интернет.

     Породнённые школы или школы-побратимы, живут каждый своей жизнью, не забывая при этом приобщать к важным событиям друг друга. В общем, все как в жизни двух друзей.

      Проект совместно организуют  МБОУ гимназия № 9 г. Тольятти Самарской области и школа № 38 г. Шахты Ростовской области. В проекте принимают участие учащиеся  8 – 11 классов, в дальнейшем планируется привлечение учащихся других возрастов.

       Участники проекта  получили возможность обменяться информацией, поделиться опытом и просто пообщаться, а главное, научиться организовывать и проводить проекты в дистанционном формате.  

   В ходе реализации проекта осуществлялось развитие творческого потенциала учащихся и на этой основе – уважительности, доброты и терпимости к иному: языку, культуре, религии, обычаям... («Наша новая школа» Д.А.Медведева)

   Авторы проекта

  • Афанасьева Ольга Викторовна – заместитель директора по ВМР; Лауреат областного конкурса «Учитель года - 2003», Почетный работник общего образования Российской Федерации (2010г);
  • Мельников Александр Ильич – учитель географии МОУ СОШ № 38 г. Шахты; Заслуженный учитель школы РСФСР (1987г), отличник народного просвещения (1983г), победитель ПНП «Образование» (2007г)

Координаторы проекта

  • Афанасьева Анастасия Сергеевна – студентка СГАУ;
  • Токарев Никита  - учащийся 10 класса МОУ СОШ № 38 г. Шахты.

Проект реализуется через:

  • обобщение и обмен накопленным опытом исследовательской работы;
  • систему учебно-воспитательной работы, способствующую формированию толерантного сознания, его развитию и закреплению;
  • создание методической базы патриотического воспитания;
  • проектную научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Конкретная цель соучастников проекта состоит в том, чтобы ученики и учителя при помощи проектной деятельности смогли лучше понять и оценить культурные национальные ценности как свои, так и партнёров.

 Благодаря использованию медиатехники (компьютер, Интернет, email, презентационная техника, фотография, видеосъёмки) появляется возможность расширить культурный обмен и усовершенствовать учебные навыки в образовательном процессе.

 Участники проекта, ученики и учителя, расширяют свои знания о ценностях культур других народов (в рамках и вне проекта). Предполагается, что партнёры получают объективную картину культурного наследия обоих городов и народов, в них проживающих, узнают и акцептируют общее и различия в культурах. Благодаря использованию новых информационных технических средств у учеников и учителей повысится медиакомпетентность.

Опыт, приобретённый как школьниками, так и их руководителями в рамках проекта, без сомнения, будет способствовать:

- обмену опытом работы по гражданскому становлению личности между образовательными учреждениями;

- формированию активной жизненной позиции подростков и юношества, приобщении его к нравственным, духовным ценностям различных народов.

Таким образом, произошло взаимное «обогащение» в процессе дистанционных контактов:

   - у ребят повысилась ответственность в учении, в дополнительном образовании (стремление добиваться успехов), ведь мы почти всё узнавали друг о друге (открытость, честность отношений);

  - к нашему проекту проявляют интерес ребята школ других городов и они готовы подключиться к проекту;

  - в этом учебном году мы планируем обмен делегациями (развитие проекта): прямые контакты. Планируется организовать совместный поход  – это сближает.

Проект был организован и проведен в течение 11 месяцев, и его итоги были подведены на межшкольной научно-практической конференции.

Таким образом, две школы, достаточно удаленные, расположенные в разных регионах России, вступили в проект. Участники проекта, общаясь по электронной почте, совместно обсуждали вопросы тем исследований, был организован обмен информацией.

На этапе реализации проекта учащиеся самостоятельно обменивались информацией, делились впечатлениями и решали возникшие проблемы.

По теме «Все мы разные, но все мы вместе» осуществлялась совместная научно-практическая деятельность учащихся.

Было принято решение о создании общего веб-сайта, с приглашением к участию в дальнейшей работе над проектом школ из других регионов. Все данные собирались творческими группами, структурировались. Учащиеся и педагоги школы сделали общую сборку результатов проекта, таким образом, появилась единая презентация по всему проекту.

На заключительном этапе проекта была проведена межшкольная онлайн-конференция.


План реализации проекта «Мост дружбы»

Этапы, сроки проекта

Название этапа

Цель

Содержание работы

Результат

Тольятти

Шахты

Подготовительный этап

Декабрь

«Знакомство»

Организация толерантного диалога педагогов и учащихся

- Создание фильма в формате Windows Movie Maker  «Давайте познакомимся»

- Оформление электронной презентации «О нас»

Вовлечение участников в деятельность

Обмен фотографиями, электронными адресами и e-mail

1 этап

Январь

«Мой город – моя родина»

Проведение информационных исследований на тему «Тольятти-шахты: дружба, толерантность»

- Подготовка презентаций «Памятные места Тольятти», «Самарская Лука – жемчужина России»;

- Фильм в формате Windows Movie Maker  «Тольятти - трижды рожденный»;

- Подбор материалов периодической печати, характеризующей особенности города (промышленность, культура, конфессиональный состав);

- Создание базы электронных ресурсов (ссылок) для формирования целостного образа города

- Видеофильм «Знакомьтесь – город Шахты»;

- Подготовка презентаций «Донская земля», «Река Дон»;

Подбор материалов периодической печати, характеризующей особенности города (промышленность, культура, конфессиональный состав)

Разноплановая практическая деятельность, развитие познавательной активности

2 этап

Февраль

«Все мы разные, но все мы вместе»

- Подготовка презентации «Музей народного костюма» (армянского, татарского, русского);

Создание презентации «Национальный состав Тольятти»;

- Создание фильма в формате Windows Movie Maker  «День этнографии»;

- Подготовка презентации «Атрибуты, символы и знаки казаков», «Жилище казака»;

-  Развитие навыков системного мышления

- Развитие ответственности за результат своей работы

- Умение увидеть проблему и наметить пути решения

- Организация виртуальной викторины «Народные традиции в вопросах и ответах»

3 этап

Март-апрель

«Мероприятия, которые нас объединяют»

Обмен опытом исследовательской деятельности

- Презентация проектов «Закамская линия», «Река Чернушка», «Наследники Самарской Луки», выполненных учащимися эколого-биологического центра

- Презентация проекта «Геоэкологическое состояние левобережного парка «Победа» г. Шахты» выполненного учащимися геолого-экологического клуба

Актуализация знаний учащихся по теме

Конкурс стихотворений и сочинений по тематике проекта

4 этап

Май-август

«Мост дружбы»

- Проведение дистанционных семинаров по методам исследований (гидрология, геоботаника, геохимия).

- Общение ребят в свободном формате

Обмен опытом практической деятельности

5 этап

Сентябрь

«Дружат дети на планете, дружат города»

- Скайп-чат конференция «Знаете ли вы город друга» (блиц конкурсы: «Очень похоже», «Городские мифы», «Неизвестный Тольятти / Шахты»  и т.д.);

- Акция «Подарок другу» (обмен сувенирами по почте)

Расширение знаний о родине друзей, своей малой родины

6 этап

Октябрь

«Породненные школы»

Подведение итогов проекта, рефлексия

- Создание фильма в формате Windows Movie Maker   «Подводя итоги»

- Высказывания участников проекта

Формирование умений делать аргументированные выводы

- Вовлечение в участники проекта «коллективных участников» - 6-10 классы школ

7 этап

Ноябрь

Развитие проекта 

Расширение рядов участников проекта, вовлечение коллективов других школ города и области 

Пропаганда проекта, создание сайта «Мост Дружбы» с приглашением к участию в дальнейшей работе над проектом школ из других регионов.

Расширение географии проекта

Планируется:

  1.         Расширение географии проекта: включение в него ребят Самарской, Ростовской областей, возможно, других регионов России.
  2. Обмен группами участников проекта для прямых дружеских контактов (весна-лето 2012г.).

Результаты деятельности

  • презентации, выполненные учащимися
  • совместные дистанционные мероприятия

Предполагаемые результаты

  • воспитание толерантности и социального партнёрства как основы фактора снижения рисков социальных конфликтов;
  • содействие взаимовлиянию национальных культур и традиций двух регионов как общего достояния;
  • формирование у учащихся мировоззренческой устойчивости, в основе которой - универсальные гуманитарные ценности;
  • укрепление дружественных связей с другими регионами;
  • привитие и развитие культуры дистанционного общения со сверстниками;
  •  совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности природоведческой направленности;
  •  развитие культуры творческой деятельности (целеполагание, планирование, реализация, анализ результативности).

Для реализации межшкольного проекта был разработан управленческий проект, целью которого была координация деятельности разных школ-участниц. Управленческий проект состоял из нескольких этапов, на каждом из которых решались определенные задачи и проводились мероприятия:

  •  Коммуникативный этап (договоренность о согласии участвовать в проекте) 

Определение целей, задач и названия проекта. Обсуждение плана работы, выбор формы представления результатов. Составление плана реализации проекта.

  •  Этап реализации совместного проекта 

Поиск необходимой информации по теме индивидуально каждым учащимся. Анализ материала совместно в группах. Оформление результатов в виде презентации и докладов по теме. Подготовка к защите проекта.

  •  Заключительный этап (подведение итогов проекта, рефлексия)

 Несколько слов о нашем проекте: что было сложно, интересно, что больше всего понравилось делать.

Описание сделанного по проекту

Подготовительный этап. Знакомство

Сроки: декабрь

Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);

                     координаторы проекта (Афанасьева Анастасия, Токарев Никита)

Организация толерантного диалога педагогов и учащихся.

Этап 1. Мой город – Моя Родина

Сроки: январь

Ответственные: координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);

          творческие группы учащихся по направлениям «История», «Экономика»

  1. Рассказываем друг другу интересные факты о своем образовательном учреждении, городе (проектная деятельность в рамках темы учащихся старших классов; помощь мэрии г.о. Тольятти – предоставление полнометражного фильма о городе «Тольятти – трижды рожденный»; помощь Краеведческого музея – видео-экскурсия  по истории города с 1917г. по 2007г.«Ставрополь-Тольятти. Век XX»);
  2. Подбираем и отсылаем в город Шахты материалы периодической печати: газета «Площадь свободы» - события и факты повседневной жизни города; газета «Волжский автостроитель» - новости с Волжского автомобильного завода;
  3. Создаём фотогалерею своего города;
  4. Формируем базу электронных ресурсов (ссылок) для формирования целостного образа города.

Этап 2. Все мы разные, но все мы вместе

   Сроки: февраль

Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);

                              координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);

                               творческая группа учащихся по направлению «Население».

  1. Подготовка учащимися презентаций по народным костюмам народностей, проживающих в городе Тольятти (русские, татары, армяне);
  2. Организация виртуальной викторины «Народные традиции в вопросах и ответах». Составление  интересных вопросов о культуре и традициях своего народа, нахождение ответов на вопросы, предложенные твоими друзьями (помощь Краеведческого музея – видео-экскурсия  «Народы Поволжья»);
  3. Организация «Дня этнографии» на базе школы, структурного подразделения эколого-биологического центра и подшефного детского сада: защита проектов учащихся 7-11 классов по теме; конкурс чтецов (стихотворения на татарском, армянском и мордовском языках); показ спектакля «Колобок» на татарском языке.

По итогам работы был сделан фильм «День этнографии в Тольятти» для отправки в город Шахты с целью обмена опытом работы по  патриотическому воспитанию.

Этап 3. Мероприятия, которые нас объединяют

   Сроки: март - апрель

Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);

                              координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);

                               творческая группа учащихся по направлению «Природа».

  1. Подготовка и отправка в город Шахты презентаций исследовательских проектов по геоботанике, выполненных учащимися эколого-биологического центра;
  2. Разработка положения и организация дистанционного конкурса стихотворений и сочинений по тематике проекта.

Этап 4. Мост дружбы

   Сроки: май - август

  1. Организация и проведение дистанционных семинаров по методам исследования:
  • Геоботаника

Ответственные: руководитель проекта г. Тольятти - Афанасьева О.В.;                                              

                               координатор  проекта - Афанасьева А.;

                               творческая группа учащихся по направлению «Природа».

  • Гидрология, геохимия

Ответственные: руководитель проекта г. Шахты  Мельников А.И.;

                              координатор  проекта - Токарев Н.

  1. Общение ребят в свободном формате с целью более тесного знакомства, выявления общих интересов.

Этап 5. Дружат дети на планете, дружат города

   Сроки: сентябрь

Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);

                              координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);

                               творческие группы по направлениям «История»,  

                               «Население», «Экономика», «Природа».

  1. Подготовка и проведение скайп-чат конференции «Знаете ли вы город друга»;
  2. Акция «Подарок другу» (обмен посылками с сувенирной продукцией)

Этап 6. Породненные школы

   Сроки: октябрь

Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);

                              координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);

  1. Итоги проекта, рефлексия. Организация видео-интервью с участниками проекта (что было сложно, интересно, что больше всего понравилось делать).

Приведем некоторые выдержки мнений педагогов и учащихся о проекте:

  •   Участвовать в проекте с детьми было интересно. Тема проекта очень актуальная, проект воспитывает познавательную активность, гражданские чувства, чувство гордости за свою Родину.
  •  Мы нашли много новых друзей. Они живут в другом городе, и общение происходит через интернет. Очень хотелось бы встретиться и познакомиться поближе.
  •  В мире много общительных, дружелюбных людей. Проект помог нам найти друг друга, объединил нас общим делом.
  •  В ходе проекта мы узнали много нового о культуре Ростовского  края, да и о своем городе тоже узнали много интересного. Особенно понравилось участвовать в викторине «Знаете ли вы город друга».

Этап 7. Породненные школы

   Сроки: ноябрь

Ответственные: руководители проекта (Афанасьева О.В., Мельников А.И.);

                              координаторы проекта (Афанасьева А., Токарев Н.);

  1. Создание сайта «Мост дружбы» с целью расширения географии проекта.

В ходе реализации данного проекта, школы находятся в творческом взаимоотношении друг с другом

Опыт, приобретённый как школьниками, так и их руководителями в рамках проекта, без сомнения, будет способствовать:

- активизации участия команд в патриотических интернет-инициативах российского масштаба;

- -обмену опытом работы по гражданскому становлению личности между образовательными учреждениями;

- формированию активной жизненной позиции подростков и юношества, приобщении его к нравственным, духовным ценностям различных народов.

В нашем проекте самое ценное (для нас) – это глубокое знакомство с Ростовской областью, о которой ребята краем уха что-то слышали, но никогда не представляли реально, что Россия – это не какой-то набор областей, республик, городов, а реальные люди, другая (или похожая) природа, замечательные достопримечательности, предприятия. Толерантность к другим вытекает из серьёзного знания, видения того, что «другие» в общем-то очень похожи на нас любимых. И это знание должно перерасти в рефлекс.

«Мост дружбы» - интересный проект: наши дети не замыкаются в школе, в городе – они дружат с учениками средней общеобразовательной школы № 38 города Шахты. Делиться опытом, достижениями, мыслями – здорово!  Нам жить вместе! Будем дружить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К дню толерантности:"Что такое дружба"

Впервые в старшей ясельной группе проводилось занятие на тему толерантности.С детьми был просмотрен мультфильм " От улыбки станет всем светлей".После просмотра мы решили побеседовать на тему что же та...

Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»...

Проект по воспитанию толерантности у дошкольников в условиях многонационального общества "Венок Дружбы"

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личност...

«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»

Основная цель проекта  - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми  с разными физическими возможностями...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ко Дню Толерантности «С чего начинается дружба» группа раннего возраста (2-3 года)

Цель:Формировать у детей представление о том, что такое дружба.Задачи:Воспитывать необходимость соблюдения правил поведения .Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств....

НОД по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста "Сила России в единстве и дружбе наших народов!"

Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними. Если все народы России будут помогать друг другу, уважать  друг д...

Конспект новогоднего дистанционного мероприятия "Для дружбы нет расстояний!"

События весны 2020 года поставили перед учреждением дошкольного образования задачу организовать работу с родителями в формате онлайн. В результате, каждое дошкольное учреждение столкнулось с необходим...