Проект по воспитанию толерантности у дошкольников в условиях многонационального общества "Венок Дружбы"
проект (подготовительная группа) на тему
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_venok_druzhby.docx | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального общества»
Тип проекта – долгосрочный, групповой
Вид проекта – творчески – исследовательский
Пояснительная записка
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в старшем дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка старшего дошкольного возраста понимаю общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Под толерантностью исследователи понимают:
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;;
- Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- Русские народные подвижные игры,
- Проведение календарных праздников
- Изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
- Знакомство детей с традициями народов разных стран;
- Театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира
- Знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
- Непосредственная образовательная деятельность, созданная на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
- Сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Проект составлен для детей 6-7 лет. Модель формирования толерантного поведения разработан с учётом возрастных особенностей детей, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проекта
Проект позволил организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и помог разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.
Гипотеза
Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Паспорт проекта
Участники проекта: дети, родители, педагоги, социальные партнеры (ЛГМАУ «Центр по работе с детьми и молодежью «Фортуна».
Тип проекта: исследовательски-творческий
Вид проекта: долгосрочный, групповой
Цели и задачи проекта.
Цель:
Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса .
2.Пополнение материальной базы группы
3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
4.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством людей разной национальности.
5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
7.Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- доля участия родителей в проводимых мероприятиях;
- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу;
- положительный психологический климат в группе;
- участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию.
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:
- чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
- проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города;
- способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
- проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
- воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
- проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;
- воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
- понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.
Характеристика методов и средств реализации проекта:
1.Непосредственная образовательная деятельность, включающая различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.- на основе единого содержания.
2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
3. Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время.
4.Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.
5.Фольклорные концерты и театрализованные представления.
6.Целевые прогулки, экскурсии.
Проект рассчитан на один учебный год.
- 2016/2017 учебный год –проект «Толерантное воспитание детей в условиях многонационального общества » для детей 6-7 лет;
Реализация мероприятий проекта предполагает итоговое мероприятие:
2016/2017 учебный год - развлечение «1 Мая»
Ресурсное обеспечение
1.Географическая карта России;
2.Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб, флаг города Лангепас; герб, флаг ХМАО
5.Мулитимедийные презентации: ««Это – Родина моя», «Календарные праздники», «Я живу в России», «Я шагаю по Москве», «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». «Знаменитые полководцы России» «Наш - дом Югра», «Война глазами художников», «Рождество», «Костюмы разных народов», «Пословицы и поговорки»
6. Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.
7.Русские народные детские музыкальные инструменты;
8. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;
9. Альбом «Вологодские мастерицы»
10.Музыкальный центр, видеопроектор, телевизор, DVD;
Реализация проекта:
«Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального общества»
Тематика мероприятий
на 2016 -2017 учебный год в подготовительной группе №8
Проект «Венок дружбы»
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | «Наша Родина – Россия» | Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора Конкурс «Мой семейный герб» |
«Путешествие в историю» | Беседа с детьми об истории Руси. Консультация музыкального руководителя «Календарные праздники России»Мультимедийная презентация «Календарные праздники» | |
Октябрь | «Москва златоглавая» | Беседа о Москве. Мультимедийная презентация «Я шагаю по Москве» |
«Город чудный, город древний» (Киев) | Беседа о городе Киев Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов» | |
Ноябрь | «Венок дружбы» | Выставка «Это - Родина моя». Беседа о людях разных национальностей, их быте , традициях.Мультимедийная презентация «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». Экскурсия в Центр национальных культур «Фортуна». |
«Югорские сказки»» | Мансийская сказка «Дятел и тонкая гранёная иголка.»Изготовление альбома «Я живу в Югре» Мультимедийная презентация «В гостях деда Краеведа» | |
Декабрь | «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» | Экскурсия в музейно – выставочный комплекс Разучить совместно с музыкальным руководителем народные песни и игр разных народов |
«Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских мастериц. | |
Январь | «Знакомство с семейными традициями». Праздник Рождества | Знакомство детей с историей празднования праздника. Разучивание колядки «Щедровочка». |
«Пришла коляда на кануне Рождества» | Рассказ о Рождественских праздниках и колядованиях. Разучивание колядок. Мультимедийная презентация «Рождество» | |
Февраль | От Руси до России» | Беседа о честности, любви, доброте.Фотовыставка «Мужчины в нашей семье». Мультимедийная презентация «Знаменитые полководцы России» |
«Широкая Масленица» | Рисование портрета папы. Беседы о мужских профессиях. | |
Март | «Весна пришла,мамин праздник принесла». | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ « Какая моя мама» Выставка «Моя мама мастерица» |
«Дагестан, Дагестан – это сорок разных стран» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны на Кавказе Тематическая консультация «Толерантность и правовая культура дошкольников» | |
Апрель | Театрализованные игры разных народов | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек.«Весёлые старты» - игры разных народов |
«Встречи в семейных гнездах» | Составление летописи семьи. Составление тематического альбома «Традиции нашей семьи» Оформлении тематической выставки при ознакомлении с предметами быта и культуры народов разных стран. | |
Май | Праздник «1 Мая» «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся» | Развлечение для детей и родителей Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Мультимедийная презентация «Война глазами художников» |
Фестиваль национальных культур | Фотовыставка «Широка страна моя родная» |
План мероприятий по реализации проекта
Месяц | Тема | Содержание | Участники проекта |
Сентябрь | «Что летом родится — зимой пригодится». | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Консультации музыкального руководителя. «Развитие активного словаря детей посредством разучивание народных попевок» | Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель |
«Хлеб - всему голова». (Вторая половина дня) | Беседа о профессии хлебороба Мультимедийная презентация «Как растёт вермишелька» | Дети, воспитатель, | |
Октябрь | «Друг за дружку держаться - ничего не бояться». (Вторая половина дня) | Мультимедийная презентация «Календарные праздники» Рассказ о празднике «Покрова» | Дети, воспитатель, |
«Быт и основные занятия русских людей» (Вторая половина дня) | Загадывание загадок. Заучивание пословиц и поговорок о русском гостеприимстве. | Дети, воспитатель, | |
Ноябрь | «Наш город - Родина моя». (Вторая половина дня) | Выставка «Это - Родина моя». Беседа о людях разных национальностей, их быте , традициях. Мультимедийная презентация «Костюмы разных народов» Фотовыставка «Моя родина – Лангепас» | Дети, воспитатель, родители |
«России малый уголок» (Вторая половина дня) | Беседа с детьми о жителях Ханты – Мансийского округа. Мультимедийная презентация «В гости к деду Краеведу» | Дети, воспитатель, | |
Декабрь | «Сказки Югры» (Вторая половина дня) | Обычаи и традиции в сказках ханты и манси Мультимедийная презентация «Сказки Югры» Экскурсия в «Музейно-выставочный центр» | Дети, воспитатель, родители, ЛГМБУ «Фортуна» |
«Гуляй, да присматривайся». (Вторая половина дня) | Знакомство с народными играми. Весёлые старты. | Дети, воспитатель, инструктор по физической культуре | |
Январь | «Новый Год» Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»(Вторая половина дня) | Знакомство детей с историей празднования праздника. Разучивание колядки «Щедровочка». | Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель |
«Пришла коляда на кануне Рождества» (Вторая половина дня) | Рассказ о Рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. Мультимедийная презентация «Рождество» | Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель | |
Февраль | Кто крепко держится, тот побеждает. «Русские богатыри». (Вторая половина дня) | Мультимедийная презентация «Богатыри земли русской» Родительское собрание «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина | Дети, воспитатель, родители, |
«Папы разные нужны, папы всякие важны» (Вторая половина дня) | Рисование портрета папы. Беседы о мужских профессиях. Фото выставка «Защитники Отечества» | Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель | |
Март | «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (Вторая половина дня) | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ « Какая моя мама» Выставка «Мама Мастерица» | Дети, воспитатель, родители, |
«Подруга дней моих суровых».(Вторая половина дня) | Знакомство детей с женщинами, прославившими нашу Родину. | Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель | |
Апрель | «Мой край задумчивый и нежный» (Вторая половина дня) | Беседа «Архитектура родного города». Акция «Спасти и сохранить» | Дети, воспитатель, родители, |
«Красная горка» (Вторая половина дня) | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек. | Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель | |
Май | «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся» (Вторая половина дня) | Развлечение на котором дети обращаются к славным подвигам солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время | Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель |
«Май ленивого не любит, проворного голубит» День взаимопомощи «Зеленая улица» (Вторая половина дня) | Рассказ о весенних полевых работах. Озеленение территории детского сада. | Дети, воспитатель, родители |
Ресурсное обеспечение
1.Географическая карта России;
2.Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб, флаг города Лангепас; герб, флаг ХМАО
5.Мулитимедийные презентации: ««Это – Родина моя», «Календарные праздники», «Я живу в России», «Я шагаю по Москве», «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». «Знаменитые полководцы России» «Наш - дом Югра», «Война глазами художников», «Рождество», «Костюмы разных народов», «Пословицы и поговорки»
6. Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.
7.Русские народные детские музыкальные инструменты;
8. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;
9. Альбом «Вологодские мастерицы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....
Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....
Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"
Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...
Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования
Толерантность - это отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром.Мы взрослые несем ответственность не только за себя, но и за детей. Поэтому нам взрослым , нужно научиться взвешивать каждое...
Воспитание толерантности у дошкольников в условиях многонационального окружения. Воспитатели Семеновых Е.В., Клевцова М.Н., Новикова Ю.В.
Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ни...
Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении....
Консультация для воспитателей "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные ориентиры....