"Совершенствование экологического образования младших дошкольников" - рекомендации для воспитателей
методическая разработка (младшая группа) на тему
Наблюдение и дидактическая игра как одна из форм экологического образования младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совершенствование экологического образования дошкольников»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он хорошо себя чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Природа полна чудес. Она никогда не повторяется. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.Постепенно у ребенка формируются: радость восприятия природы, познавательное, потребительское отношение к ней (природа нужна человеку), сострадание к природе.
Перед воспитателем стоит задача – показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
Я, работая с детьми младшего возраста, поставила для себя задачу - заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни, расширить кругозор детей, запомнить названия некоторых комнатных растений, чтобы они не были пустым атрибутом; научить элементарным практическим действиям по уходу за комнатными растениями, рыбками. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
Я в своей работе по воспитанию экологической культуры детей в основном опиралась на такие формы работы, как наблюдение и дидактическая игра.
По ознакомлению детей с деревьями использовала такие дидактические игры, как « Найди листок, какой покажу», «Такой листок, лети ко мне», «Найди свой дом», «Кто быстрее найдет березу, рябину, тополь».
Постепенно, в течение года, знакомила детей с комнатными растениями. Сначала я взяла два растения – фиалку и герань. Мы познакомились со строением растения. Узнали, что у растения есть цветок, стебель, листья и корень. Сравнили их по внешнему виду, нашли отличия друг от друга. У герани - есть стебель, а у фиалки нет, у герани - цветок крупный, а у фиалки мелкие цветочки. А схожесть в том, что листья у них бархатистые и овальные. Для закрепления строения растения, я изготовила дидактическую игру «Путаница», где нужно собрать из частей целый цветок. Постепенно, используя такие дидактические игры, как «За каким растением спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Какого растения не стало» я закрепляла названия растений. Затем, когда дети хорошо запомнили и отличали эти растения друг от друга, я познакомила их с другим растением «Огонек». Провела занятие по посадке отростков этого растения. Мы наблюдали за ростом этого растения, закрепляли название. Запоминали, что для роста нужна вода, свет, тепло. Разговаривали с растениями. «Здравствуйте, Фиалки, Герань, Огонек! Мы пришли вами полюбоваться, какие вы красивые, очень украшаете нашу группу. Не хотите ли пить? Учились определять, нуждается ли растение в поливе, опуская пальчик на землю, и определяя, влажная ли земля или сухая. Сначала дети наблюдали за уходом за растениями, затем надевали фартуки, помогали мне в поливе, протирании листочков, рыхлении земли. Постепенно, дети запомнили названия трех растений. Дальше я взяла для знакомства высокий, с крупными жесткими и твердыми листьями Фикус, который удобно протирать тряпочками. Так, к концу года, дети запомнили названия 4-х растений, их строение, знали, что для их роста необходима вода, свет и тепло. Так растения стали для них не пустым атрибутом на окне, а живыми растениями, друзьями, которые нужны для украшения группы.
В ознакомлении детей с овощами и фруктами использовала такие дидактические игры, как «Угадай, что в руке»- узнавать названный предмет на ощупь; «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», классифицировать овощи и фрукты; дидактическая игра «Что где растет».
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений об объектах живой и неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включала в другие формы работы: занятия, прогулки.
В феврале я провела цикл наблюдений за прорастающим луком. На протяжении четырех недель мы выявляли изменения, которые произошли за неделю и зарисовывали их в календаре наблюдений. В марте проводила цикл наблюдений за водой, где на первой неделе провела занятие «Вода-помощница». Обобщила, уточнила знания детей о воде: течет, жидкая, без запаха, без цвета; закрепила знания детей о воде, как среде обитания для некоторых животных. Расширила знания детей об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую, кипяченную воду. На второй неделе наблюдение «Как снег становится водой», «Вода льется из крана», на третьей неделе «Вода – друг человека», «Разноцветная вода», «Разноцветные льдинки». В апреле провела цикл наблюдений за веточками в вазе.
Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых (что особенно ценно) самостоятельных наблюдениях.
При организации наблюдений важными является:
Компактное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае, содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Дошкольник и экология" ( экологическое воспитание младших дошкольников)
консультация...
Проектная работа: «Мониторинг совершенствования экологического образования дошкольников в ДОУ».
Для реализации данных цели и задач мы использовали проектный метод. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, крити...
Консультация для воспитателей "Особенности экологического воспитания младших дошкольников"
В консультации указываются методы и приемы, а также формы работы по ознакомлению детей младшего возраста с природой....
«Использование элементов ТРИЗ в экологическом образовании младших дошкольников»
Консультация по использованию элементов ТРИЗ в экологическом образовании младших дошкольников...
Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...
Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...
«Совершенствование экологического образования, формирование экологической культуры в ДОУ»
По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и ...