Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
презентация к уроку (младшая группа)

Парфенова Валентина Николаевна

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_gr_tekst.docx563.65 КБ
Файл prezentatsiya2_wecompress.com_.pptx970.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

                                             

«Внедрение понятия  Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».

                                                                                                                                           

                                                                                                                                            Подготовили и провели

                                                                                                                                  воспитатели младшей группы

                                                                                                                          Парфенова Валентина Николаевна

                                                                                                                                      Клевцова Юлия Николаевна

                                                                г. Москва г. Троицк

                                                                           2022г.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы.

 

Экологическая тропа  преследует ряд целей и задач:

     а) Образовательную – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

 Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.

   б) Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

  в) Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха детей на природе как в зимний период, так и во время летнего отдыха.

Экологическая тропа на территории ДОУ должна соответствовать следующим требованиям:

-Экологическая информационность и эмоциональная насыщенность.

-Доступность маршрутов

-Достаточная посещаемость детей

-Эстетическая привлекательность

-Соответствие содержания возрасту детей

 -Безопасность.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

- экскурсии;

- наблюдения в природе (разовые, длительные, циклические);

- экспериментирование, опыты с объектами природы;

- познавательные занятия;

- решение экологических ситуативных задач;

- чтение художественной литературы;

- детско-взрослые проекты;

- труд в природе;

- экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

- экологические досуги, праздники;

- сбор природного материала;

- изготовление рисунков, поделок;

- участие в конкурсах;

-фотовыставки;

- изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

Экологическая тропа позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. Она состоит из видовых точек. Путешествуя от одной точки к другой, дети знакомятся с объектами и выполняют задания педагога, а также задания от хозяйки тропы – Мудрой Совы.

Педагог обязан обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на «Экологической тропе», используя занимательное игровое, развивающее оборудование и материалы. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребёнка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

Правила поведения на экологической тропе:

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Заключение

     Создание  экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые  дети  получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на  занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

Практическая часть.

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Уже в младшей группе мы начинаем формировать у детей хорошие экопривычки. Это стало возможным благодаря созданию на территории нашего дошкольного отделения собственной Экологической тропы. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.

 Работу на Экологической тропе мы начали осенью. Вначале мы познакомили детей с хозяйкой тропы - Мудрой Совой. Затем изготовили вместе с родителями таблички некоторых объектов тропы, нарисовали карту-схему с указанием изучаемых объектов: «Птичий городок», «Уголок фермера», «Огород».  Также родители принимали активное участие в конкурсе «Лучшая кормушка», который был посвящен экологическому празднику - Синичкин День. Дети время от времени получали приглашения в гости и задания от Хозяйки тропы.

Мы осенью с детьми были в «Птичьем городке» и зимой не забывали о наших пернатых друзьях. Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс разные дидактические игры, например, «Четвертый лишний», «Летает-не летает», «Вершки-корешки».

Проводили также разные опыты с водой, со снегом - «Куда исчез снег»… Вырастили огород на подоконнике, теперь дети с нетерпением ждут, когда будут выращивать овощи на огороде на нашей экологической тропе. 

Чтобы удовлетворить детскую любознательность и заинтересованность детей, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, провели краткосрочный проект «Луковая семейка».

Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода. Мы считаем, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств. Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды, учим уважительному отношению к окружающему миру. Таким образом, мы можем сделать вывод, что подготовленная и проводимая нами работа является эффективной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников». Подготовили и провели Воспитатели младшей группы Парфенова Валентина Николаевна Клевцова Юлия Николаевна

Слайд 3

Экологическая тропа преследует ряд целей и задач: а) Образовательную – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах. б) Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы. в) Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха детей на природе как в зимний период, так и во время летнего отдыха.

Слайд 4

Экологическая тропа на территории ДОУ должна соответствовать следующим требованиям: -Экологическая информационность и эмоциональная насыщенность. -Доступность маршрутов -Достаточная посещаемость детей -Эстетическая привлекательность -Соответствие содержания возрасту детей -Безопасность.

Слайд 5

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экскурсии; наблюдения в природе (разовые, длительные, циклические); экспериментирование, опыты с объектами природы; познавательные занятия; решение экологических ситуативных задач; чтение художественной литературы; детско-взрослые проекты; труд в природе; экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные); экологические досуги, праздники Сбор природного материала; Изготовление рисунков, поделок; Участие в конкурсах; Фотовыставки; Изготовление книжек-малышек ( экологические сказки) .

Слайд 6

Экологическая тропа позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. Она состоит из видовых точек. Путешествуя от одной точки к другой, дети знакомятся с объектами и выполняют задания педагога, а также задания от хозяйки тропы – Мудрой Совы.

Слайд 7

Педагог обязан обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на « Экологической тропе » , с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребёнка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

Слайд 8

Правила поведения на экологической тропе 1. Поздоровайтесь с хозяином тропы! 2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума. 3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы. 4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор. 5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять. 6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п. 7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Слайд 9

Практическая часть!

Слайд 10

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Уже в младшей группе мы начинаем формировать у детей хорошие экопривычки . Это стало возможным благодаря созданию на территории нашего дошкольного отделения собственной Экологической тропы. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.

Слайд 11

Работу на Экологической тропе мы начали осенью. Вначале мы познакомили детей с хозяйкой тропы - Мудрой Совой. Затем изготовили вместе с родителями таблички некоторых объектов тропы, нарисовали карту-схему с указанием изучаемых объектов: «Птичий городок», «Уголок фермера», «Огород». Также родители принимали активное участие в конкурсе «Лучшая кормушка», который был посвящен экологическому празднику - Синичкин День. Дети время от времени получали приглашения в гости и задания от Хозяйки тропы.

Слайд 13

Мы осенью с детьми были в «Птичьем городке» и зимой не забывали о наших пернатых друзьях. Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс разные дидактические игры, например, «Четвертый лишний», «Летает-не летает», «Вершки-корешки».

Слайд 14

Проводили также опыты с водой, со снегом «Куда исчез снег».

Слайд 15

Вырастили огород на подоконнике, теперь дети с нетерпением ждут, когда будут выращивать овощи на огороде на нашей экологической тропе.

Слайд 16

Чтобы удовлетворить детскую любознательность и заинтересованность детей, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, провели краткосрочный проект «Луковая семейка».

Слайд 17

Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода. Мы считаем, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств. Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды, учим уважительному отношению к окружающему миру. Таким образом, мы можем сделать вывод, что подготовленная и проводимая нами работа является эффективной.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской обмен опытом на тему «Методическое сопровождение работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК»

Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, красоту человека, живущего на ...

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников...

Сообщение из опыта работы на тему: «Взаимодействие родителей и педагогов по экологическому воспитанию детей дошкольников»

В работе по экологическому воспитанию дошкольников, одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Именно с родителями, так как только через совместные усилия, мы можем решит...