«Совершенствование экологического образования, формирование экологической культуры в ДОУ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
overshenstvovanie_ekologicheskogo_obrazovaniya.docx | 453.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Ёлочка»
с. Покосное Иркутская область Братский район
(МКДОУ д/с «Ёлочка» с. Покосное)
«Совершенствование экологического образования,
формирование экологической культуры в ДОУ»
Листопад Елизавета Владимировна
Старший воспитатель
I квалификационной категории
МКДОУ д/с «Ёлочка с. Покосное»
Сайт: http://ёлочка.братск-обр.рф
E-mail: pokosnoe-elochka2011@mail.ru
Телефон: +7 (3953) 402-491
Во ФГОС ключевой линией дошкольного детства – проходит приобщение к ценностям культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира.
Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Основным вопросом, которым занимается наше дошкольное учреждение это:
Воспитание экологически грамотного дошкольника.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д.Зверев)
Цель экологического образования в ДОУ является
– формирование экологически воспитанной личности
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.
Одним из методов закрепления полученных знаний являются дидактические игры. Особое место в работе отводится играм экологического содержания. Нашим педагогам, которые занимаются непосредственно экологическим воспитанием дошкольников, была поставлена задача, не только проанализировать методику их применения и выявить наиболее эффективную, но и стараться создать ряд новых игр, содействующих формированию экологических представлений дошкольников и их систематизации.
Например, игру «Угадай правильно», проводят с целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми знаний о правилах поведения в природе. Для этой игры используются рисунки с графическим изображением правил. Необходимо, чтобы дети воспринимали правила поведения в природе осознанно, а не как строгие указания. (Приложение 1, фото)
Также, педагоги предлагают детям самим изложить некоторые формулировки, это облегчает восприятие правил и их выполнение при реальном общении с природой.
Руководя играми дошкольников старшей группы, учитываются их возросшие способности. При отборе игр главное внимание обращать на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли.
В нашем детском саду на протяжении нескольких лет работает экологический кружок «Друзья природы», который с большим интересом посещают дошкольники.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Это один из основных объектов, позволяющий воспитать экологически грамотного дошкольника. На экологической тропе проходит не только образовательная деятельность детей, но и развлечения: праздник осени, оздоровительные мероприятия и др. (приложение 2, фото)
Муниципальное образование «Братский район» второй год проводит образовательный форум «Национальный проект «Образование» - шаг в будущее», где детский сад «Ёлочка» с. Покосное является постоянным участником. В рамках образовательного форума проходит работа нескольких педагогических площадок: «Фестиваль методических инновационных идей «Педагогический вернисаж», «Инновационные подходы в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста» и др. В работе площадок наши педагоги демонстрируют свои «новинки», делятся опытом. По результатам площадок отбирается наилучший материал и издается сборник методических материалов муниципального образовательного форума Братского района. В сборник вошла работа по экологическому воспитанию дошкольников «Инновационные подходы в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста» (приложение 3)
На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы
Приложение 1
Работа с дидактическими играми
Приложение 2
Экологическая тропа
Оздоровительные мероприятия на эко-тропе
Приложение 3
«Инновационный подход в формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды…умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Перед нами стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.
Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей.
У нас имеется природоведческая литература, пособия, альбомы, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.
Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль – март, за пробуждениями мать - и - мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, составлен каталог «научных» игр.
На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.
Для систематизации получаемых знаний, используется чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, рисование, просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней.
На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Там у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, полянка с лекарственными растениями: одуванчик, тысячелистник, ромашка… и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы…
Радуют глаз растения на клумбах.
Недалеко от детского сада расположен мини - лес. Туда мы со старшими детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают, об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека.
Одной из интересных форм работы является акция. Вместе с детьми родители делают поделки из природного материала, мастерят скворечники и кормушки, рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое положительное отношение к природе.
В ходе II муниципального образовательного форума Братского района «Национальный проект «Образование» - шаг в будущее»
Был предоставлен опыт нескольких садов Братского района.
Так в МКДОУ детский сад «Светлячок» с. Темь, был представлен опыт работы по работе по экологическому воспитанию воспитанников.
В реализации регионального компонента общеобразовательной программы в их детском саду по ознакомлению с природным миром Прибайкалья помимо лэпбуков, педагоги активно используют инновационные технологии – Музейная педагогика. Были созданы мини-музеи: «Меха Сибири», «Музей Байкала», «Мир насекомых» и др.
В летнее время ежегодно традиционно открывается исследовательская лаборатория «В гостях у тетушки Совы».
Так же в рамках регионального компонента провели долгосрочный проект «Байкал жемчужина Сибири», был создан лэпбук совместно с родителями.
При реализации данного инновационного проекта «Байкал – жемчужина Сибири» дети получили знания об озере Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
Так же представил свой опыт работы по экологическому воспитанию МКДОУ детский сад «Солнышко» с. Ключи-Булак.
В своем дошкольном учреждении педагоги активно используют в педагогическом процессе интерактивный плакат, что позволяет сделать его более эффективным и занимательным для воспитанников. Данный вид пособия является хорошим помощником для педагогов. Он не только позволяет продемонстрировать те или иные явления природы, взаимосвязи между объектами, но дает детям возможность добывать информацию самостоятельно, оперировать с этой информацией, проверять и закреплять полученные знания.
Так же одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию – является использование виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более наглядным, доступным, разнообразным и эффективным. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии.
Современный дошкольник – пытливый исследователь окружающего мира, готовый к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимающих их с большим интересом и эмоциональным откликом.
Во всех группах ДОУ «Солнышко», проводятся наблюдения за изменениями в природе, за состоянием погоды. Но простые наблюдения на прогулках в настоящее время не очень интересны детям.
Чтобы повысить интерес к экспериментированию и наблюдениям, активизировать работу по экологическому воспитанию, педагоги изготовили метеостанцию. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдениях на прогулках и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, помогает педагогам разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.
Метеостанция со специальным оборудованием предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Пусть будет в человеке все прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»
«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»...
Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...
Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...
Педагогический совет «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»
Представлены материалы для проведения педсовета...
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
В статье рассказывается об использование тематических прогулок с учетом регионального компонента...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...