Нравственно-трудовое воспитание детей среднего дошкольного возраста
консультация (средняя группа) по теме
Консультация для молодых воспитателей на тему "Нравственно-трудовое воспитание детей среднего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
785858.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-трудовое воспитание детей среднего дошкольного возраста
На пятом году жизни ребенок уже может ставить перед собой отдельные реальные цели и добиваться их, но у него еще отсутствуют навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца, формированию навыков совместного труда, чувству ответственности за порученное дело.
У детей продолжают развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений. Так, внимание детей обращают на труд столяра, электрика и др.
На данном возрастном этапе целесообразно проводить неоднократные наблюдения за работой представителя какой-то одной профессии. Например, можно понаблюдать, как повар варит кашу, жарит оладьи, шинкует овощи. В результате у дошкольников складываются представления о том, что повар готовит разную пищу для всех. Детей подводят к пониманию содержания труда человека определенной профессии. Педагог организует беседы обобщающего характера с использованием игровых приемов. Например, предлагает ответить на вопросы куклы Нины, которая хочет быть поваром. В ходе таких бесед нужно побуждать детей высказывать свое отношение к значимости труда людей (врач заботится о том, чтобы дети не болели и хорошо росли; шофер привозит продукты в детский сад; Повар готовит обед; почтальон разносит письма, газеты, журналы и т.д.).
Детям читают произведения художественной литературы о труде и людях труда, проводят с ними дидактические игры типа «Что нужно для работы?», «Кому пригодится этот предмет?» и др.
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в средней группе остается труд по самообслуживанию. Педагог должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании игровых приемов, при систематическом напоминании контроле за действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит: «Сегодня Мишка будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул». Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда. Целесообразно использовать и произведения художественной литературы.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи («Молодец Витя! Помог Наташе застегнуть верхнюю пуговицу пальто. Она теперь не простудится. Как хорошо поступил Андрей — помог Алеше убрать на место игрушки. Сегодня мы быстро собрались на прогулку потому, что Саша помогал Оле одеваться»). Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь. То, что кто-то из детей постоянно ждет от товарищей помощи, не должно остаться не замеченным педагогом. Надо терпеливо и настойчиво воспитывать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.
В этой группе чаще следует использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка («Сейчас мы с Катей, Витей и Алешей проверим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Маша» и т.п.).
Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога.
На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать при-чинные связи: забыл убрать в свой шкаф сменную обувь — будешь долго искать ее после прогулки; не повесила аккуратно свое платье — будешь после сна в мятом и т.д.
Хозяйственно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет еще слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребенку или небольшой группе (2-3 детей). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.
Необходимо помогать воспитанникам распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения. Например, педагог говорит троим детям, что решил доверить им важное дело, которое нужно выполнить быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строительными материалами («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг такой беспорядок!», «У нас много дел, давайте договоримся, кто что будет делать»). Пока дети занимаются уборкой, воспитатель обращает внимание всех присутствующих на то, как они трудятся («Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно — дело быстро спорится!»). Выполняя подобное поручение, ребенок начинает понимать общественную необходимость своей работы, учится ответственно подходить к делу.
В средней группе следует приобщать детей к выполнению и таких поручений, которые, на первый взгляд, не дают видимых результатов: например, куда-то сходить и что-нибудь отнести (взять), что-то спросить или передать на словах.
В руководстве поручениями наиболее эффективными являются такие приемы, как игровые, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание способов деятельности, поощрение. Использование игрового приема позволяет воспитателю дать объективную оценку деятельности ребенка и при этом не обидеть его (например, петушок говорит: «Мне сегодня очень не понравилось, как Саша и Оля убирали игрушки, они меня уронили на пол и не поставили на полку. А Юра наступил мне на крылышко. Я очень обиделся»).
В средней группе усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигали отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.д.).
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников можно организовывать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. При этом нужно постоянно доводить до сознания ребенка, что сделанная им работа нужна не только для него, но и для его сверстников, для малышей, для взрослых. Это дает возможность еще раз подчеркнуть общественную значимость труда.
Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. Например, взрослые производят об- Резку кустов, а их маленькие помощники подбирают и относят веточки в определенное место; родители сгребают сухие
листья, а дети переносят их в кучу и т.п. Или на прогулке педагог обращает внимание воспитанников на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагает очистить от снега веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику. («Вот удивится дядя Вася, когда увидит, как мы ему помогли!») Дети с удовольствием очищают вместе с воспитателем снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу. Вместе с няней дети могут протирать стулья, столы, полки.
В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Но важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше понимает общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, овладевают умением планировать свою работу, рационально ее организовывать.
С этого возраста надо приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение прилагать волевое усилие.
Однако педагогу необходимо помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к утомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна превышать 10 мин. Совместным трудом детей и взрослых должен руководить воспитатель. Действовать при этом надо тактично. Например, видя, что похвала взрослых чрезмерно стимулирует деятельность ребенка, он возбужден, раскраснелся, участилось дыхание, нужно незаметно переключить малыша на игру либо дать ему какое-нибудь индивидуальное поручение, не требующее физического напряжения, например попросить позвать кого-нибудь из сверстников.
Эффективны в этой группе и игровые приемы. Например, к детям приходит кукла Аня и просит помочь сложить на место игрушки, постирать кукольное белье, протереть мебель и т.д.
Педагог побуждает воспитанников активно включаться в те или иные виды труда, разъясняет, почему нужно сделать то, что он просит. Не следует слишком долго искать виновника беспорядка и при этом говорить: «Вот спрячу все игрушки, если вы их ломаете». Целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на нее они откликаются охотнее. Одним из действенных приемов остается поощрение. («Посмотрите, как Сережа хорошо убрал игрушки!») Причем оценивать следует не
только трудовые действия, но и умение ребенка правильно, аккуратно обращаться с оборудованием.
С начала года дети дежурят по столовой. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как пока еще ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям. Вначале воспитанников знакомят с порядком хранения пособий.
В первые дни пособия расставляет воспитатель вместе с дежурным, затем дошкольников приучают делать это самостоятельно.
Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. На данном этапе ведущими являются показ, объяснение. Контроль за выполнением действий ребенком. Нужно довести до сознания детей, что дежурство — это обязанность каждого перед всеми. Воспитатель дает объективную оценку труда детей: застенчивого — подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает еще лучше; ребенку, который выполнял работу без старания, можно сказать: «Ты плохо дежурил, не старался, отвлекался» и т.д.
В процессе детского труда необходимо решать вопросы нравственного воспитания, формирования навыков положительных взаимоотношений, умения справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников. («Нам с Таней и Олей нравится, как Андрюша с Игорем постирали кукольное белье. Правда, девочки? ») Необходимо постоянно обращать внимание детей на их сверстников («Оля справедливая и добрая девочка, она заметила, что Тане одной трудно убирать игрушки, и стала помогать ей. Вот так поступают настоящие друзья»). Детей следует приучать разговаривать друг с другом и со взрослыми ласково, вежливо, проявлять внимание к окружающим. Большую роль в этом играет личный пример взрослых.
В формировании у ребенка правильных представлений о дружбе, добре, справедливости воспитателю помогут художественная литература, диафильмы, показ инсценировок кукольного театра и др.
Ручной труд. В работе с детьми данного возраста ручной труд организуется чаще. У детей уже сформированы основные навыки работы с бумагой. Они научились пользоваться ножницами, линейкой, шаблонами. При организации совместного труда со взрослым дети уже могут оказать ему существенную помощь, проявляя при этом активность и самостоятельность. Ребенок может по поручению взрослого подклеить книжку,
намазать клеем большую поверхность, вырезать по шаблонам необходимое количество деталей и т.д.
Дети способны не только осознавать значимость своего труда, но и бережно к нему относиться. Например, если ребенок подклеил книжку, то старается не только сам бережно с ней обращаться, но и следит, чтобы и другие дети проявляли эти качества.
Труд в природе. В воспитании у детей 4-5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Поэтому желательно уже в начале учебного года познакомить дошкольников с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями на участке. Осенью показать, как взрослые заботятся о них (собирают сухие опавшие листья, производят посадку новых деревьев и кустарников, собирают семена цветов). Можно привлечь детей к сбору семян ноготков, бархатцев. Вместе с детьми воспитатель раскладывает их в заранее подготовленные пакеты. Во время сбора овощей на огороде он предлагает собрать ботву и отнести в определенное место.
Наблюдая за работой в огороде, дети узнают, что осень — это пора сбора урожая овощей и фруктов, рассматривают овощи, сравнивают их между собой по цвету, величине, форме, определяют особенности.
В начале ноября перед заморозками можно сделать в огороде небольшую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму.
В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это нужно делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям.
Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, затем за обрезкой веток деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений в сквере. Надо показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Такие наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участие в трудовой деятельности взрослых.
В средней группе можно организовать труд детей в огороде. Взрослые вскапывают землю, рыхлят и разравнивают граблями, делают 2-4 грядки (ширина 60-70 см, длина 2-2,5 м). Детям поручают посев крупных семян овощей (гороха, огурцов> свеклы, редиса). По краям группового участка на рабатках они с помощью педагога высевают семена настурции, душистого горошка, ноготков, садовых бобов. Можно привлекать детей к поливу огорода и цветника (вместе с воспитателем). В ходе этой работы надо организовать наблюдение за всходами.
Летом дети могут принять участие в уходе за овощами. Прополка, рыхление, подкормка производятся педагогом, а воспитанники уносят с дорожек сорную траву, посыпают песком междурядья, собирают урожай. Необходимо учить их бережно обращаться с посевами и посадками, беречь оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения воспитателя, участвуют в уходе за комнатными растениями и животными уголка природы. Приобщая воспитанников к труду в уголке природы, педагог должен объяснять им трудовые действия: «Сначала я вынимаю из клетки у птичек кормушку и поилку, мою их, насыпаю свежего корма, наливаю чистой воды. Затем вынимаю поддон, промываю его теплой водой, протираю тряпкой, застилаю клеенкой. Вот мы и убрали в клетке. Что же теперь надо сделать? Правильно, на чистую клеенку насыпать чистый речной песок. Ну-ка возьми, Сережа, этот совочек, насыпай в поддон песок из ведерка. А теперь я поставлю в клетку кормушку с кормом и поилку с водой. Все поставили, ничего не забыли? Еще надо для птички натереть на мелкой терке морковь, смешать ее с тертыми сухарями. Вот теперь все».
Важно периодически осматривать вместе с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. («Смотрите, появился новый свежий листок у фикуса, зацвела герань зональная, а вот у колеуса почему-то поникли листочки. Как помочь растению? Давайте подумаем вместе. Наверное, ему стало жарко, мало воды. Поставим его в ванночку с водой». Следует обязательно обратить внимание детей на то, что после этого цветок стал хорошо расти.) Важно помнить, что ребенка пяти лет больше интересует сам процесс труда, чем его результат. Воспитатель показывает и объясняет, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни, сколько корма засыпать рыбке или птичке. В зимне-весеннее время необходимо вместе с детьми посеять семена овса для корма птицам, цветочных растении для украшения групповой комнаты. Организовать эту работу лучше по подгруппам, каждый раз показывая и объясняя, как надо сажать лук и для чего. Срезанный зеленый лук можно предложить детям отнести на кухню («Пусть все едят сегодня борщ с луком, который мы вырастили»).
Можно посадить зимой корнеплоды (морковь, свеклу). I Дети, наблюдая за корнеплодами, узнают, что в тепле и при уходе у них вырастают зеленые листья.
В процессе труда следует привлекать внимание детей к особенностям внешнего вида растений, поведения животных, учить наблюдать за ними («Катя, когда прицепишь прищепкой к прутику клетки кусочек яблока, посмотри, что птичке! больше понравится клевать — зернышки или яблочко»). Это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным.
Детей, живущих в сельской местности, привлекают к легким работам по хозяйству (полить грядки, поднести корм животным, надергать моркови, зеленого лука, нарвать петрушку и т.д.). Детей продолжают знакомить с трудом людей в животноводческих хозяйствах, на птицефермах, с трудом механизаторов и работой родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста поможет софрмировать пре...
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...
Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»
laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...
Консультация для воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Расскажите детям о войне».
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте....
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
План работы по самообразованию в средней группе по теме «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам......
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....