Профессиональная речевая компетентность
материал по теме

Иванова Елена Владимировна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_rechevaya_kompetentnost.docx14.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

                  Речь воспитателя - образец для детей

   Значение речи педагога в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить: это и образец для детей, еще только усваивающих родной язык, и средство воздействия на них. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом, непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

   Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Воспитатель- образец для подражания, транслятор социокультурных традиций. Через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Именно   педагог знакомит детей с доступными моделями общения, воспитывает доброжелательное отношение к сверстникам, учит играть вместе, и, самое главное, правильно говорить.

   Доходчивость речи зависит от ее живости и образности. Меткое слово, сказанное вовремя, к случаю, делает речь особенно убедительной и доставляет истинное удовольствие слушателям.

 Разнообразие уменьшительных, ласкательных и других суффиксов, придающих эмоциональную окраску речи, устойчивые сочетания, пословицы и поговорки — все это обогащает нашу речь.

   Слова речи находятся в непрерывной связи со всей нашей интеллектуальной и эмоциональной жизнью. В речи мы выражаем не только мысли, но и свое отношение: одобрение, порицание, ласку, укоризну и т. д. Эмоциональное отношение мы передаем соответствующей интонацией, инверсией, а также подбором эмоционально окрашенных слов.

   В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, небольшой словарь, бедность семантики слов. Говорить с детьми надо так, чтобы им было все понятно, чтобы речь воспитателя доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы и действовала на чувства.

   Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан  ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для детей.

   Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

   Требования к речи воспитателя.

    Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

   Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.

       Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

    Воспитатель должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов стремиться совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

   Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной педагогической компетентности через самообразование педагогов

Повышение профессиональной педагогической компетентности через самообразование педагогов...

Профессиональная педагогическая компетентность

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов.     Т.Г.Браже определил это так: многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориент...

Карта профессиональной деятельности ( компетентности) воспитателя

Карта профессиональной деятельности  необходима для оценки  уровеня профессионального мастерства  воспитателей....

Организация управленческого воздействия на развитие профессионально-личностной компетентности педагога на основе индивидуального мотивационного профиля

Смещение направления образовательной деятельности в сторону индивидуализации требует внесения изменений в систему оценки качества образования  и коррекции процессов  управления качеством дош...

Семинар-практикум "Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования"

Семинар-практикум«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»...