Развитие полоролевых отношений мальчиков и девочек
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Левандовская Оксана Васильевна

Игры, способствующие развитию полоролевых отношений мальчиков и девочек.

Работа с родителями по воспитанию мальчиков и девочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, способствующие развитию полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста.

Важный фактор становления личности – осознание себя как представителя определённого пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Учёные называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. При этом следует учитывать, что семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа. Это позволяет ребёнку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А. Г. Харчев, И. В. Гребенников, Ю. П. Азаров). Таким образом, современная наука подчёркивает приоритет семьи в воспитании ребёнка, проявляющийся в многообразии форм воздействия.

Согласно Б.Г. Ананьеву, возраст и половая принадлежность - важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста.

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации"

Разработанная ФАОСГУТ и КД Социально-Педагогического Факультета Кафедры Педагогики система экспериментально доказала свою эффективность в полоролевой социализации детей.

Основываясь на результаты исследования, можно утверждать, что проведение в группе детского сада совместных мероприятий с большим количеством разнообразных ролей, с перспективным развитием игрового содержания, отражающего интересы мальчиков и девочек, педагогически правильно организованная игра помогают успешно привить детям их социальные роли с учётом пола, формы поведения, культуру общения между мальчиками и девочками, расширить представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе, расширить представления детей о поведенческих, внешних, анатомических различиях мальчиков и девочек, сформировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями своего и противоположного пола, и в конечном итоге способствовать полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры

«Дочки - матери»

Цель игры

1.        Рассказывать о взаимоотношениях между родителями и детьми, родственниками.

2.        Рассказывать о поведении, характере, культуре общения между мужчиной и женщиной, папой и мамой, мальчиком и девочкой и т.п.

2. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты, стройматериалы.

Оборудование:

Макет дома. Одежда для всех членов семьи, соответствующая возрасту. Чайная посуда, предметы личной гигиены. Утюг, гладильная доска, веник, совок. Предметы для стирки. Бытовая техника, макеты комнат, мелкая мебель. Игрушки-заместители: макеты телевизора, микроволновой печи, холодильника, компьютера из картонных коробок. Куклы: малые, большие, изготовленные из подручных средств.

Подготовка к игре

1.        Изготовление предметов для игры: одежда, салфетки, овощи, фрукты, продукты.

2.        Изготовление макетов комнаты или дома.

3.        Изготовление атрибутов: пылесоса и другой бытовой техники.

4.        Беседы о том, как в семье проходят выходные дни, праздники.

5.        Чтение стихов С. Маршака «Хороший день», П. Воронько «Мальчик - помогай», произведений о маме и папе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разные ситуации.

«Переезд».

Воспитатель беседует с детьми, рассказывает, что нужно знать для переезда на новую квартиру.

«Новоселье».

 Ход игры: дети распределяют роли, играют в то, как перевозят и покупают мебель, делают ремонт, обустраивают дом (вешают занавески, разводят аквариумных рыбок, поливают цветы), меблируют квартиру.

Ролевые взаимодействия

Мама - сын.

Бабушка, дедушка (дети, внуки).

Папа - сын.

Мама - дочь.

Папа - дочь.

Папа - мама.

«Детский сад»

Цель игры

Расширить сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада.

Предоставить ребенку возможность занять позицию взрослого. Оборудование

Альбом «Дети играют в детском саду», выставка детских рисунков и поделок. Макет здания детского сада. Игрушки-заместители: из бумаги, ткани, полиэтилена.  Халаты, колпаки, из бумаги. Книжки, тетради, игрушки.

Ход игры: воспитатель путешествует с детьми по всем уголкам детского сада.

Ролевые взаимодействия: воспитатель - дети.

Младший воспитатель - дети.

Воспитатель - заведующий.

Воспитатель - медсестра.

Заведующий - методист.

Медсестра - дети.

Повар - дети.

Повар - медсестра.

«Скорая помощь»

Цель игры

1.        Рассказать о работе врача, медсестры.

2.        Воспитывать уважительное отношение к труду медицинских работников.

3.        Уточнить знания детей о работе врача, медсестры и других специалистов (стоматолог, лор, окулист).

4.        Учить самостоятельно объединять несколько игр.

5.        Отражать в игре личный опыт и знания, полученные из бесед и рассказов.

Оборудование

Шкаф для хранения лекарств, медицинские весы. Пластмассовые пробирки, пипетки, пинцет, термометр, шпатель, фонендоскоп. Таблица для проверки зрения, набор медицинских инструментов. Халаты, стол, стул; краски, смеси для изготовления лекарств. Носилки для больных. Игрушки- заместители: из бумаги — рецепты, направления, карточки. Из поролона, картона — витамины, таблетки. Из клеенки — горчичники. Флакончики из- под витаминов.

Подготовка к игре

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Игра-драматизация «Доктор Айболит»,

Рассказ об аптеке.

Беседа о работе «Скорой помощи».

Рассказ о военных медиках.

Рассказ о медицинских осмотрах космонавтов.

Рассказ о строительстве больницы, поликлиники, аптеки.

Ролевые взаимодействия: врач - пациент. Врач - медсестра.

Медсестра - пациент.

«Строители» 

Цель игры

1.        Знакомить детей с разными строительными профессиями: штукатур, маляр, каменщик, плотник.

2.        Уточнять представления детей о видах мужских и женских профессий.

Оборудование

Строительные машины. Инструменты: мастерки, кисти, ведра. Иллюстрации, чертежи. Строительные каски, карта города, альбом «Наш город». Игрушки-заместители: макет домов из картона, вырезки из журналов.

Подготовка к игре

Беседа о родном городе, о том, что здания строят, чтобы было больше хороших квартир, театров, магазинов.

Рассматривание фотоальбома «Наш город».

Ролевые взаимодействия: 

бригадир — маляр.

Бригадир — заказчик.

Бригадир — каменщик.

Бригадир — плотник.

«Салон красоты» 

Цель

Рассказать детям о работе парикмахера.

Расширять знания детей о мужских и женских причёсках.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Учить использовать предметы-заместители.

Развивать воображение, учить самостоятельно, объединять несколько игр, обогащать сюжет.

Оборудование

Зеркало, халат, флакон от лака, ленточки, резинки, заколки, оборочки,

расчески, бигуди; фартук; инструменты (баночки, бантики, фен, расчески, ножницы, бигуди).

Подготовка к игре

Рассматривание причесок.

Изготовление альбома причесок.

Беседа о салоне красоты, об уходе за внешностью.

Конкурс красоты.

Приглашение в ДОУ мастера-парикмахера (можно кого-то из родителей).

Беседа о важности и значении работы парикмахера.

 Ход игры: с помощью детей воспитатель устраивает в группе уголок «Салон красоты». Зеркало, расчески, щетки, ножницы, фен, флаконы из-под шампуня, лак, бигуди.

Проводится занятие по рисованию на тему «В салоне красоты», устраивается выставка рисунков.

Составляется альбом с моделями — рисунки детей или фотографии из журналов с разными прическами.

Ролевые взаимодействия: Парикмахер — клиент (мужчина, женщина).

Парикмахер — другой клиент. Парикмахер — другой парикмахер.

Парикмахер — директор «Салона красоты».

Дидактические игры

«Найди правильно»

Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.

Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.

Девочка                                                                                         Мальчик

Вышивает                                                                                         Строит

Плачет                                                                                         Копает

Шьет                                                                                                 Пилит

Варит                                                                                         Режет

Прыгает через скакалку                                                        Носит тяжести

Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание — определить, что делают девочки, а что — мальчики.

«Наша семья»

Цель: подобрать картинки с учетом роли и занятости всех членов семьи. Оборудование: несколько несложных картинок.

Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание — определить, что делают члены семьи.

«Поймай — скажи»

Цель: закрепить знания о профессиях взрослых. Оборудование: мяч.

Описание игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.

Образец:  врач — лечит. Художник — рисует, повар — варит, пожарный — тушит, плотник строгает.

«Про Олю и Колю»

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что». Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать начало предложения, они должны закончить его. Потом дети сами придумывают начало предложения.

Образец: Коля уступил место Оле, потому что ... он мальчик. Оля любит шить, потому что ... она девочка.

«Скажи, где правильно»

Оборудование: набор карточек.

Образец: карточка — мальчик в автобусе сидит, а девочка стоит;

карточка — девочка в автобусе сидит, а мальчик стоит. Где правильно?

«Кто работает в детском саду»

Цель: закрепить знания о профессиональной деятельности сотрудников детского сада (заведующий, методист, музыкальный руководитель, воспитатель, логопед, кастелянша-швея, кладовщик, повар, младший воспитатель).

Оборудование: альбом с фотографиями сотрудников детского сада во время работы (кастелянша шьет, музыкальный руководитель играет на пианино, повар готовит, воспитатель гуляет с детьми).

«Кому что нужно для работы»

Цели: закрепить знания о профессиях мужчин и женщин. Называть инструменты и оборудование для профессиональной деятельности.

Оборудование: большие карточки (30 х 12 см) с изображением женских и мужских профессий (врач, учитель, парикмахер, пожарный, капитан, летчик); несколько маленьких карточек (10 х 12 см) с изображением градусника, ширина, глобуса, книги, тетради, ручки, расчески, ножниц, лака для волос, фена, огнетушителя, пожарной машины, самолета, парохода и т.п.

Описание игры: воспитатель на столе раскладывает большие карточки, маленькие перемешивает, предлагает детям найти необходимые инструменты и оборудование для каждого работника, изображенного на больших игровых полях, соотнести изображенные предметы с профессией.

«Кто что носит»

Цель: учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Оборудование: фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона; предметы одежды.

Описание игры: нужно выбрать одежду для кукол Оли и Коли. Воспитатель достает по очереди разные предметы одежды, которые принадлежат либо девочке, либо мальчику. Воспитатель может показать ребятам юбку и как бы по ошибке приложить ее к фигурке мальчика. Дети исправляют ошибку. Воспитатель специально допускает ошибки, мальчику предлагает завязать бант, вызывая у детей смех. Дети вместе с воспитателем одевают кукол. Дополнительно можно предложить детям выбрать для кукол подходящие предметы или игрушки. Оле дать скакалку, бусы, зонтик. Коле — машинку, удочку, лошадку.

«Наши прически»

Цели: рассказать детям о такой детали внешнего вида, как прическа. Развивать фантазию, воображение.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки; принадлежности для ухода за волосами: расческа, заколки, резиночки, бантики; зеркало. Описание игры: воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает картинки, на которых изображены мальчики и девочки с различными прическами и цветом волос. Воспитатель рассказывает о разной длине и цвете волос, деталях и особенностях причесок. Дети угадывают, на каких картинках художник изобразил мальчика, на каких — девочку.

Короткая стрижка

На экскурсии в младшую группу девочкам предлагают проявить заботу о малышах: раздеть, одеть, обуть, умыть. В конце посещения расспросить девочек, как они помогали малышам, что делали, похвалить за заботу.

Можно использовать игровой прием: «Возьми куклу, как будто ты мама. Укачивая дочку, называй ее ласковыми словами».

девочки обычно употребляют небольшой набор слов, воспитатель должен помочь назвать куклу разнообразными эпитетами: золотце, ласточка, рыбка, зайчик мой ненаглядный, девочка моя прекрасная.

Упражнения «Знакомство»

Цель: прививать навык общения мальчиков с девочками.

Ход упражнения: как будто сегодня в группу пришла новенькая девочка. Воспитатель называет имя и фамилию, показывает фотографию. Затем задает детям вопросы, предложив предварительно внимательно посмотреть на новенькую.

Воспитатель. Как бы вы оценили ее внешний вид?

Дети. Аккуратная, стройная, нежная, красивая.

Воспитатель. Кто должен поздороваться первым?

Дети. Мальчики.

Воспитатель. Что вы хотели спросить у девочки, когда впервые ее увидели?

После небольшого обсуждения воспитатель предлагает детям распределиться по парам и попробовать познакомиться друг с другом.

«Приглашение на танец»

 Ход упражнения: воспитатель рассказывает детям о том, что все взрослые танцуют парами. Он предлагает детям поучиться. Мальчики должны уметь пригласить девочек на танец. Воспитатель приглашает одного мальчика и одну девочку разыграть небольшую сценку «приглашения на танец». Он объясняет, что надо делать, а пара детей показывает. Воспитатель распределяет всех мальчиков и девочек по парам. Каждая пара проигрывает

одновременно вместе со всеми детьми разученную сценку приглашения на танец: мальчики кланяются, приглашают жестами девочек на танец, а девочки грациозно приседают, благодаря за приглашение. В конце игры девочки и мальчики парами берутся за руки. В ритме легкой польки мальчики ведут девочек по кругу. По окончании танца дети друг другу кланяются. Мальчики отводят девочек на место.

Беседа «Наши отношения»

Цель: учить детей культуре общения мальчиков и девочек. Ход беседы: педагог предлагает для обсуждения правила отношений между мальчиками и девочками.

Мальчики должны быть внимательными и предупредительными по отношению к девочкам.

Нужно:

подавать девочке пальто или куртку;

пропускать впереди себя в дверях;

уступать стульчик во время обеда или занятий.

Мальчики должны помогать девочкам в затруднительных ситуациях:

перейти скользкое место или лужу на улице во время прогулки;

собрать игрушки;

нести тяжелые вещи;

защищать, если кто-то обидит девочку.

Помогать в таких случаях следует, не дожидаясь просьбы. В этом и проявляется внимательность и предупредительность мальчиков.

Девочки должны уметь принимать помощь мальчиков, благодарить или, в случае необходимости, вежливо отказаться, сказав «спасибо».

В общении с мальчиками девочки не должны быть вредными или ябедами.

Девочки должны помогать мальчикам в уборке группы: подметать пол, собирать игрушки, вытирать пыль, поливать цветы, раздавать материал для проведения занятий.

Педагог вместе с детьми разбирает правила на конкретных примерах из жизни, предлагает разыграть небольшие сценки для закрепления материала.

Литература: ФАОСГУТ и КД Социально-Педагогического Факультета Кафедры Педагогики «Дипломная работа на тему: Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста», Сочи 2009.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Мальчики и девочки в детском саду»

Предварительная работа:

  1. Вместе с детьми приготовить приглашения на собрание. Девочки могут сделать приглашение в форме цветочка, конфетки, сердечка, мальчики — в форме рыцарского щита, автомобиля и т.д.
  2. Оформить детскую фотовыставку «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши... (девчонки, мальчишки)».
  3. Записать на видео или диктофон размышления детей о принадлежности к тому или иному полу.
  4. Подготовить атрибуты для игр «Родительские заботы», «Смешная барахолка».
  5. Подготовить оборудование и материалы для проведения «Рыцарского турнира».
  6. Провести анкетирование на тему «Воспитываем мальчиков и девочек», которое поможет выявить уровень родительских знаний по проблеме, степень заинтересованности данной темой.

Ход собрания

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатель приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом собрания родители знакомятся с фотовыставкой «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши...».

1. Возрастные и психологические особенности мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.

Выступление педагога-психолога.

Голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая у девочек. С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребенка к выполнению половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребенок, в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.

В среднем дошкольном возрасте становится заметна разница в двигательной активности мальчиков и девочек, что обусловлено разным содержанием их игр и физическими показателями.

У мальчиков доминируют игры подвижного характера (с мячом, ракеткой). Девочки предпочитают спокойные игры с преобладанием статических поз (сюжетно-ролевые — «Семья», «Магазин», «Парикмахерская»).

Мальчики и девочки берут на себя разные роли, используя при этом свой уже достаточно богатый двигательный опыт. Мальчики, по сравнению с девочками, более подвижны в самостоятельной, чем в организованной кем-то деятельности.

У девочек в этом возрасте обычно лучше, чем у мальчиков, развита речь, они более послушны, внимательны, усидчивы на занятиях. Часто их биологический возраст старше. Но у мальчиков больше выражена индивидуальность, они нестандартно и интересно мыслят.

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Огромную роль здесь играют семейные традиции. Мальчику объясняют, что он - будущий мужчина, значит, как папа, должен быть сильным, защищать слабых. В полной семье мальчики подражают папе, а девочки стремятся быть похожими на маму. Отсутствие папы в неполной семье или второстепенная роль отца в полной могут негативно повлиять на характер мальчика. В таких случаях необходимо обеспечить ребенку полноценное общение с дедушкой, другими родственниками-мужчинами.

В воспитании мальчиков и девочек родители зачастую сталкиваются с рядом трудностей. Например, некоторые отцы девочек, мечтающие о сыне, стремятся воспитать мальчика из своей дочери. Это негативно влияет на дальнейшую жизнь девочки, мешает ее нормальному развитию. Девочке необходимо постоянное подтверждение того, что ее любят. Девочку нужно чаще хвалить, говорить ей комплименты, каждая девочка мечтает услышать от своих близких слова: «Мы так тебя любим! Ты просто красавица! Ты самая лучшая! Ты у нас просто чудо!».

Мальчику тоже приятно, когда им восхищаются, но с 5лет мальчику недостаточно просто чувствовать себя любимым. Ему хочется, чтобы его хвалили за личные достижения. Он стремится быть лучшим, быть лидером. Когда родители смотрят на сына и восхищаются качествами, присущими мужскому полу, он приобретает уверенность, которая помогает ему вырабатывать мужские черты характера.

От родителей зависит, каким вырастет их ребенок, и насколько он будет соответствовать своему полу.

2.        Радиостанция «Малышок»

Воспитатель предлагает родителям прослушать размышления детей о принадлежности к тому или иному полу. Детям предлагаются следующие вопросы:

  1. Чем различаются мальчики и девочки?
  2. Что у них общего?
  3. Во что любят играть девочки?
  4. А мальчики?
  1. Какие черты характера тебе нравятся в девочках? В мальчиках?
  2. Каким должен быть настоящий мужчина? А женщина?
  3. Как стать настоящим мужчиной? Женщиной?

3.        Роль отца в воспитании детей

Выступление воспитателя.

Любящая мама — залог душевного здоровья ребенка. Но не менее важна роль отца в полноценном воспитании девочки. Отец — первый мужчина, с которым она встречается в жизни. От отношений родителей в семье во многом зависит ее дальнейшая личная жизнь, ее женская самооценка. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.

Девочки, с первых дней окруженные папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищенными.

Отец может похвалить красивое платье дочери или ее прическу, новую куклу, что-нибудь, что она сделала своими руками. В свою очередь, девочка учится ценить те качества, которые делают отца настоящим мужчиной, готовясь выйти в большой мир, наполовину состоящий из мужчин. Тип юношей, с которыми она будет дружить, став взрослой, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.

Мальчикам очень необходимы дружба и одобрение отца, они нуждаются в обществе отца, его любви. Мальчик начнет чувствовать себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, которые рядом, которые пользуются его расположением. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, то мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок, скорее всего, потянется к матери и воспримет ее интересы. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи.

Воспитатель предлагает нескольким папам поделиться опытом воспитания дочери или сына, рассказать об интересных увлечениях, любимых играх, совместных занятиях и т.д.

4. Игра «Родительские заботы»

Для участия в игре приглашаются несколько родителей. Одна команда формируется из мам мальчиков, другая — из мам девочек.

Предлагаются следующие задания:

  • Заплести косички (для мам мальчиков).
  • Сложить из бумаги самолет (для мам девочек).
  • Завязать бантики (для мам мальчиков).
  • Нарисовать танк (для мам девочек).
  • Покрутить обруч (для мам мальчиков).
  • Выстрелить в мишень из рогатки (для мам девочек).

5.        Игра «Смешная барахолка»

Для игры приглашаются два человека. Воспитатель выдает им по два чемодана с вещами. В чемоданах должны быть вещи с явно выраженной принадлежностью мужчине или женщине - шляпка с вуалью, боа, платье, юбка, туфли на шпильке, мужской пиджак, галстук.  И провокационные в стиле «унисекс» - джинсы, кроссовки, спортивный костюм, перчатки, ветровка.

Участники под музыку и поддержку болельщиков разбирают вещи на мужские и женские.

6.        Викторина про сказочных мальчиков и девочек

В группу приглашаются дети. Воспитатель предлагает им вместе с родителями ответить на вопросы викторины, для этого необходимо вспомнить героев сказок.

  1. Кто победил Кощея Бессмертного? (Иван Царевич.)
  2. Какая девочка появилась на свет из цветка? (Дюймовочка.)
  3. Кто является самым «интересным мужчиной в расцвете сил» с пропеллером за спиной? (Карлсон.)
  4. У какой девочки голубые волосы? (У Мальвины.)
  5. Кто потерял на балу хрустальную туфельку? (Золушка.)
  6. Какой сказочный герой любит кататься на печи? (Емеля.)
  7. Как зовут девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда.)
  8. Кто нанялся к попу на работу с оплатой три щелчка полбу в год? (Балда.)
  9. Кто побывал в стране лилипутов? (Гулливер.)
  1. Кто побывал в гостях у трех медведей? (Машенька.)
  2. Кто может кататься верхом на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)
  3. Какая принцесса самая нежная принцесса в мире? (Принцесса на горошине.)
  4. Какой мальчик живет в цветочном городе и носит большую голубую шляпу? (Незнайка.)
  1. Какая царевна постоянно пребывает в плохом настроении и льет слезы? (Царевна-Несмеяна.)
  2. Как зовут самого доброго доктора? (Айболит.)
  3. Как зовут девочку, совершившую путешествие в Изумрудный город? (Элли.)
  4. Как зовут лукового мальчика? (Чиполлино.)
  5. Как зовут сестрицу мальчика, ставшего козленком? (Аленушка.)
  6. Кто очень ловкий и веселый, хоть и маленького роста? (Мальчик с пальчик.)
  7. Кого держат в плену Кощей Бессмертный? (Василису Премудрую.)

7. Спортивное развлечение «Рыцарский турнир»

Все приглашаются в спортивный зал. Из числа родителей выбираются король, королева, свита. Дети - участники турнира. Остальные родители подданные королевства.

Спортивное развлечение «Рыцарский турнир»

Программное содержание:

  • Используя соревновательный дух, побуждать детей закреплять навыки, полученные на физкультурных занятиях в прыжках, метании, упражнениях на равновесие и др.
  • Реализовать полоролевой подход к девочкам и мальчикам при выборе физкультурных упражнений, объема физической нагрузки на детей.
  • Формировать у детей потребность заниматься физич. упражнениями.
  • Учить детей сопереживать успехам и неудачам товарищей.
  • Используя игровую ситуацию, формировать в представлении детей бережное отношение к девочкам со стороны мальчиков.

Оборудование и материалы: атрибуты для украшения зала (трон, корона, щиты, изображения рыцарей и др.), скакалки, обручи, мячи, канат, змейка для ходьбы, клубки ниток для сматывания, мишени и мешочки с песком для метания, подушки для игры, искусственные цветы, призы для награждения.

Ход досуга

Вот и сегодня на турнире мы увидим:

Звучит музыка из оперетты «Легкая кавалерия» Ф. Зуппе. Выбегает паж и возвещает начало праздника. Под музыку входят король, королева и шут.

Король садится на трон.

Шут. Внимание, внимание! Сегодня в нашем королевстве объявляется рыцарский турнир. (Входят дети-участники.)

Шут. Уважаемые гости, храбрые рыцари, прекрасные дамы, подданные королевства. Король с королевой рады приветствовать вас на рыцарском турнире. (Король с королевой встают, кланяются.)

Шут. А теперь нас поприветствуют и дадут клятву храбрые рыцари.

Рыцари.        Клянемся рыцарями быть!

За слабых заступаться.

И просто так не драться. Клянемся рыцарями быть!

Нашу дружбу не забыть.

А невежам дать отпор,

Чтобы мучил их позор.

Шут. Приветствие прекрасных дам.

Леди.         Клянемся леди, леди быть, Всегда «Спасибо» говорить, «Добрый день» и «До свиданья». Нет в мире выше призванья, Чем нежной-нежной леди быть! А значит, красоте служить!

Король.        Сегодня в королевстве нашем

Нам ловкость, красоту покажут, Я свою волю оглашаю, Турнир открыть я разрешаю!

Шут. Во все времена храбрые рыцари выясняли, кто же из них самый сильный, ловкий, смелый и достоин внимания наших прекрасных дам! А дамы, в свою очередь, демонстрировали, как они прекрасны, стройны, изящны, милы и нежны.

У кого зоркий глаз?

У кого рука точна?

Кто бьет наверняка?

Кто изящна? Кто стройна?

Кто из леди всех милее,

Всех нежнее, красивее!

Согласны?

Дети. Да!

Королева. Пусть в справедливой борьбе победит сильнейший! (Бросает платок.)

Шут.         Мы с вами на турнир все собрались

Не чай с вареньем распивать, А свою удаль, силу, ловкость показать!

Конкурс № 1: «Бой подушками»

(Участвуют мальчики парами.)

Шут (по окончании конкурса). Пока наши рыцари залечивают раны, наши маленькие королевы покажут, какие они спортивные леди.

Девочки исполняют спортивный танец «Маленькая королева».

Шут.        А сейчас на турнире проведем мы наглядный урок. Кто из вас, рыцари, меткий стрелок?

Конкурс №2: «Метание в цель»

(Участвуют мальчики.)

Шут (по окончании конкурса).

Чтобы красивой леди быть, Надо всегда за осанкой следить!

Конкурс №3: «Ходьба по змейке»

(Девочки выполняют упражнения под музыку Г. Генделя, на голове мешочки с песком.)

Шут.        Рыцари, скорей на коней вы садитесь,

Кто лучший наездник, всем покажите!

Конкурс №4: «Прыжки на больших мячах»

(Участвуют мальчики, побеждает тот, кто быстрее всех «доскачет» до финиша.) 

Шут.         Ну-ка, леди, быстро вставайте,

Ловко нитки вы смотайте.

Конкурс №5: «Кто быстрее намотает клубок серебряных ниток»

(Участвуют девочки.)

Конкурс № 8: «Сорви цветок»

(Мальчики поднимаются по шведской стенке, «срывают» цветы, закрепленные наверху, и дарят девочкам.)

Шут. Вот и завершилось наше состязание.

Вот и закончился наш рыцарский турнир. Слово — королю и королеве!

Королева. Вам, рыцари и леди,

Мы благодарны за игру, Ловким, сильным быть сегодня, Не мешает никому!

Шут.        Рыцарю мышцы крепкие нужны,

Руки сильные важны, Друг пред другом становитесь, Крепче за канат держитесь.

Конкурс № 6: «Перетягивание каната»

(Участвуют мальчики.)

Шут.        Наши леди в ученье упорны, прытки,

Освоили даже супер прыжки.

Конкурс № 7: «Прыжки со скакалками и через обручи»

(Участвуют девочки.)

Шут.        Что за чудо-чудеса?

Загорелись небеса! Фейерверк король затеял, Собери, кто что успеет.

Шут разбрасывает по залу разноцветные шарики, дети должны собрать их в две корзины. Рыцари - синие шары, леди - желтые. (Подвижная игра проходит под веселую, ритмичную музыку.)

Шут.        Ловким и находчивым рыцарь должен быть, Внимательность и точность ему не повредит.

Шут. Результаты турнира огласит король!

Король.        В награду рыцарям отважным вручаю приз я очень важный,

Желаю силу умножать и королевство прославлять!

Король награждает мальчиков.

Прекрасны были наши леди, Они красивы и нежны, В награду книги им подарим, Они для красоты ума нужны.

Король награждает девочек. Звучит музыка — «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Король.        Что за чудесный вальс я слышу,

Кто к нам спешит? Друзья, потише! Лесные эльфы к нам летят, Свои дары вручить хотят!

«Прилетают» эльфы (дети из младшей группы в костюмах эльфов), исполняют танец, дарят детям сладкие призы.

Литература: ФАОСГУТ и КД Социально-Педагогического Факультета Кафедры Педагогики «Дипломная работа на тему: Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста», Сочи 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по полоролевому воспитанию «Мальчики и девочки»

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении....

консультация для педагогов на тему " О полоролевом воспитании мальчиков и девочек"

Известно: дошкольный возраст - период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные ...

Реализация программы полоролевого развития дошкольников «Мир мальчика и девочки».

Я хочу поделиться опытом работы по организации формирования гендерной идентичности дошкольников в нашем учреждении....

Методические рекомендации для воспитателей по реализации программы полоролевого развития дошкольников "Мир мальчика и девочки".

Предлагаемое содержание по гендерному воспитанию дошкольников может быть использовано в помощь воспитателям дошкольных учреждений....

Конспект занятия по полоролевому воспитанию "Мальчики и девочки"

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении....

"О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент"

Известно: дошкольный возраст – период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные ...