консультация для педагогов на тему " О полоролевом воспитании мальчиков и девочек"
консультация на тему
Известно: дошкольный возраст - период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные многих современных исследований, отечественных и зарубежных, доказывают: осознание своей половой принадлежности – единый биосоциальный процесс. Он соединяет онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. По утверждению И.С. Кона, все или почти все онтогенетические характеристики - не только возрастные, но и половозрастные. В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола. Абстрактного ребенка нет. Есть конкретная личность - мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах». Исходя из этого, начало полоролевого воспитания следует отнести к дошкольному возрасту. В противном случае неизбежны отклонения. К чему они могут привести? К эмоциональному неблагополучию среди сверстников. А в дальнейшем – стать препятствием к выполнению семейных и общественных функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно: дошкольный возраст - период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные многих современных исследований, отечественных и зарубежных, доказывают: осознание своей половой принадлежности – единый биосоциальный процесс. Он соединяет онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. По утверждению И.С. Кона, все или почти все онтогенетические характеристики - не только возрастные, но и половозрастные. В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола. Абстрактного ребенка нет. Есть конкретная личность - мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах». Исходя из этого, начало полоролевого воспитания следует отнести к дошкольному возрасту. В противном случае неизбежны отклонения. К чему они могут привести? К эмоциональному неблагополучию среди сверстников. А в дальнейшем – стать препятствием к выполнению семейных и общественных функций.
Механизмом полоролевого воспитания выступают личностно ориентированные технологии: средства, методы и формы.
Средства охватывают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации; игровые и реальные диалоги; игры (театральные, имитационные, сюжетно-ролевые, драматизации, с элементами ритуалов, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации; схемы), состязательные игры (конкурсы, турниры-викторины, брейн-ринги).
Форма организации - деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др.
Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике. Речь идет:
• о систематическом и целенаправленном образовании детей в области культурно-исторических знаний, самосознания и ощущения себя в полоразвивающем социокультурном пространстве детского сада;
• об овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслом и способом полоролевого поведения в специально организованных совместных и индивидуальных видах деятельности. В ходе этой деятельности происходит самоосознание достоинства Я мальчика (девочки), проявление эмоционально-смысловой оценки, потребностей, способностей и мотивов;
• об открытии наследия предков в социуме, культуре и традициях как способах проявления мужественности и женственности;
• об организации межполовых разновозрастных сообществ как среды полоролевой социализации и идентификации, о развитии способности конструировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола.
ТЕХНОЛОГИИ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ
Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Технологии подразделяют на те, что способствуют формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных); обуславливают развитие способов взаимодействия, характерных для мужского и женского типов поведения; развивают нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек.
Рассмотрим подробно каждый вид.
1. Технологии, способствующие формированию
представлений детей
о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных)
В их число входят:
• специально организованные проблемные ситуации. Педагог описывает возможную ситуацию, например: «Посмотрите, как красиво одета сегодня наша Машенька. Платье это сшила мама. Но у нее была помощница - Машенька. Я знаю, многие из вас помогают маме. Пожалуйста, расскажите, как вы это делаете. (Ответы.) Можете привести примеры из книг? Кто из героев помогает родителям? (А. Варткинаян. «Помощницы»; П. Воронъ-ко. «Мальчик Помогай»; Г. Люшнин. «Мастерица»; 3. Александрова. «Сережа моет калоши»);
• моделирование жизненно значимых ситуаций. Каждая ситуация должна включать в себя проблему и ряд действий. Задача ребенка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.
• дидактические игры («Кто что носит?»; «Наши прически»)
• игры состязания («Сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе»).
2. Технологии, способствующие овладению
способом мужского и женского поведения
• игры – занятия с куклами («Накормить куклу Машу»)
• подвижные игры («Утка и утята»).
• схемы – действия (отражает культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения)
• сюжетно-ролевые игры (овладение полоролевым репертуаром)
• моделирование ситуаций («Я и моя семья»)
3. Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек
• совместная трудовая деятельность (получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности)
• символические игры («Кто живет в твоем сердце»)
• метод диалога с самим собой («Мне грустно, потому что …»).
ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ
Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Пространственно-предметная развивающая среда - одно из условий полоролевого воспитания ребенка. Пространственно-предметная среда стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа. При ее построении учитываются:
• принцип эмоциогенности - то, что дает ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия (В.А. Петровский);
• принцип свободы и самостоятельности - то, что позволяет самостоятельно определять отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать ее по своему усмотрению;
• гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным ,миром, а также помогающий раскрыться сущностным силам ребенка (P.M. Чумичёва).
Элементами пространственно-предметной среды выступают;
• игрушечная гостиная - мини-среда светского этикета (диван, сервант со столовым и чайным сервизами, стол, торшер, пианино, цветы на столе и на стенах и т.д.), где дети с помощью воспитателя и самостоятельно упражняются в выполнении правил хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, передавать хлеб, усаживать девочку за стол, вести беседу и т.д.);
• мини-среда, представляющая то, что необходимо для формирования мужских и женских умений (фрагмент игрушечного кухонного блока: шкаф с полочками и ящиками, посуда, газовая плита, стол для разделки продуктов и приготовления пищи; фрагмент игрушечного ванного блока: тазики для стирки белья; мастерская по ремонту игрушек с материалом для ремонта, запасными деталями, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т.д.);
• уголок для мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машинки, конструкторы, строительный материал, фуражки, пилотки, строительные каски), что позволяет проигрывать специфичные для пола роли (военный, моряк, милиционер, строитель и т.д.);
• домашний очаг - микропространство для девочек - модель уютного уголка: куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами, аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т.д., т.е. те предметы, которые способствуют выполнению различных социальных ролей (кукла- мама, кукла-хозяйка, кукла-мастер, кукла-леди);
• схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;
• уголок красоты - закрытое ширмой пространство (зеркало, полочка с расческами, одежными щетками, заколками, бантами), где есть возможность самостоятельно, без посторонних наводить порядок во внешнем виде;
• карточки-символы, выражающие доброту, красоту, честность, смелость, силу и др., т.е. те ценности, которые определяют и направляют поведение.
ТЕХНОЛОГИИ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Технологии подразделяются на те, что способствуют формированию полоролевых знаний и представлений; овладению способами полоролевого поведения; воспитанию качеств женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности; формированию представлений о культуре и народных традициях.
Рассмотрим подробно каждый вид.
1. Технологии, способствующие
формированию полоролевых знаний
и представлений
Специально организованные виды деятельности. Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед, как с мальчиками, так и с девочками.
Темы бесед с мальчиками: «Мальчики -защитники слабых (девочек, женщин, стариков)»-, «Мальчики - маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики -будущие папы».
Темы бесед с девочками: «Девочки - маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки — будущие мамы».
Темы совместных бесед: «Мальчик и девочка - такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка - будущая семья».
Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь)?».
Символические игры (« Предмет – мужчина, предмет – женщина»; « Мой любимый герой»)
Дидактические игры («Мама»; «Кем я хочу стать?»)
2. Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения
Специально организованные проблемные ситуации. Педагог описывает те ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду, например: 1. Сегодня, позавтракав, все отправились на прогулку, Леночка осталась в группе, чтобы помочь Зое Алексеевне. Не напоминает ли ее поступок кого-то из сказочных персонажей? Кто так же, как Леночка, любил трудиться? С кем ее можно сравнить? С Крошечкой-Хаврошечкой или с Ленивицей? 2. Оля строила из кубиков домик. Пробежал Андрюша, нечаянно толкнул постройку. Строение рассыпалось. Никто не обратил внимания на девочку, на то, как она огорчилась. Только Саша подошел к Оле: собрав кубики, он стал успокаивать девочку. Невольно вспоминается одна из сказок братьев Гримм - «Гензель и Гретель». Кто расскажет, как Гензель заботился о своей сестренке? Как успокаивал ее? Как по-мужски находил выход из трудного положения? Кто представит, как в такой же ситуации повели бы себя Карабас-Барабас? Буратино? Айболит?
Прогнозирование ситуации. Его суть - представить свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Основная задача, к которой педагог подводит детей: прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? как должен повести себя мальчик (девочка), чтобы избежать неприятностей? Примеры ситуаций: 1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет уступить? Как решить конфликт по-мужски? 2. Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину просьбу? А если откажется?
Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд действий, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.
Сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери»; «Ожидаем гостей»)
Игры-драматизации ( «Спящая красавица»)
Подвижные игры ( «Найди свою пару»
Моделирование ситуаций («Прими решение»)
Имитационные игры ( «Любящие родители»; «Бездомный котенок»)
Коммуникативные методы:
«Посмотри в глаза»
«Секретные совещания»
Игра «Подарок»
«Скажи комплемент»
3. Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской ) индивидуальности
Состязательные игры («Рыцарский турнир», «Маленькая хозяйка»).
Коммуникативные методы:
«Новое имя»
Инсценировки по сюжетным произведениям.
4. Технологии, обуславливающие формирование
представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания
Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с историей предков, их жизненным укладом, роль мужчины и женщины в семье)
Диалогово-игровые методы:
«Беседы с героем сказки»
«Главные слова»
Игры-состязания (назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера)
Русские народные игры («В хороводе были мы»)
ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ
Построение пространственно-предметной среды строится на тех же принципах, что и в группах младшего и среднего дошкольного возраста. Ее социокультурными элементами выступают:
• мини-среда мужского и женского труда, содержащая оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов; сельскохозяйственный инвентарь; швейные принадлежности, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты и т.д.);
• макет русской избы, убранство дома: стол, лавка, скамья (лавка со спинкой), стольцы (табуретки), сундуки, детская люлька, полки-воронцы, рукомойник, ушат, прялка и т.д.;
• мини-среда светского этикета (костюмы, шляпки, галстуки-бабочки, цветы, книги и т.п.), обеспечивающая детям возможность самостоятельно проигрывать ситуацию, которая требует следования правилам хорошего тона, этикета (званый обед, концерт, незнакомые люди, театр, прием гостей);
• атрибуты, представляющие мужские и женские профессии (портреты людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги, повествующие о людях разных профессий);
• уголок «Мужская доблесть», в центре которого - портрет рыцаря в доспехах (шлем, кольчуга, палица, деревянные мечи, щиты); казацкое снаряжение (сабля, шапка, пика, патронташ, портупея, папаха, бурка); современное военное обмундирование и оружие (китель, фуражка, гимнастерка, фляга, пистолет, автомат); зарисовка парусника, самолета, корабля;
• уголок девочек, где собраны атрибуты для игр «Дочки-матери», «Салон красоты», «Больница»;
• художественная мини-галерея -экспозиция репродукций произведений живописи, графики, литературных произведений, отражающая образы мальчиков, девочек, мужчин, женщин;
• схемы-действия, где отражены культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола.
Анкета для родителей.
- Какие качества вы хотели бы видеть в своем ребенке?
- Какие обязанности по дому выполняет ваш ребенок систематически?
- Какие проявления заботы о родных вы наблюдали?
- Кого больше ребенок слушается в семье?
- Кого в семье ребенок совсем не слушается?
- Испытывает ли ваш ребенок страх по отношению к кому-нибудь из членов семьи?
- Какие у вас существуют семейные традиции, и какое участие принимает в них ребенок?
- С кем из членов семьи ребенок, как правило, делится своими впечатлениями и переживаниями?
- Поддается ли ваш ребенок чужому влиянию?
- Какие игры (игрушки) предпочитает ваш ребенок?
- Активен ли ваш ребенок в игре?
- Какие роли в ней он предпочитает?
- Какие рекомендации педагога вы хотели бы получить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О ПОЛОРОЛЕВОМ ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
в помощь воспитателям....
Конспект занятия по полоролевому воспитанию «Мальчики и девочки»
Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении....
Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...
Конспект занятия по полоролевому воспитанию "Мальчики и девочки"
Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении....
Консультация для педагогов и родителей. « Подвижные игры для мальчиков и девочек»
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познав...
Консультация для воспитателей "Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек"
Данная статья поможет найти "ключ" в воспитание девочек и мальчиков в дошкольном учреждении....
"О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент"
Известно: дошкольный возраст – период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные ...