Методические рекомендации для воспитателей по реализации программы полоролевого развития дошкольников "Мир мальчика и девочки".
рабочая программа на тему
Предлагаемое содержание по гендерному воспитанию дошкольников может быть использовано в помощь воспитателям дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx | 48.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ
«Детский сад комбинированной направленности №1»
города Сосновоборска
Рассмотрено и принято методическим советом МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска Протокол № __ от «__» ___________ 2015 года |
Методические рекомендации для воспитателей
по реализации программы
полоролевого развития дошкольников
«Мир мальчика и девочки»
Составители:
старший воспитатель
МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
Е.А. Тимофеева,
педагог-психолог
МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
С.В. Голубенко.
Сосновоборск, 2015
Содержание.
|
и идентичности детей дошкольного возраста. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработки совместной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (печатный вариант). |
Разработки совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. |
Тексты художественных произведений для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Тексты художественных произведений для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.
Дошкольный возраст - период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Осознание своей половой принадлежности - это единый биосоциальный процесс. Он соединяет онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. По утверждению И. С. Кона, все или почти все онтогенетические характеристики - не только возрастные, но и половозрастные.
Полоролевое воспитание - система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям. В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола: конкретная личность - мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах».
Целостный процесс полоролевого воспитания выстроен согласно определенной логике.Отбор содержания полоролевого воспитания возможно на протяжении дошкольного возраста и с учетом следующих принципов: принцип научности - возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; принцип доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей дошкольного возраста; принцип системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире, в котором все явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно -ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах детского сада должны быть созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки», «Военные», «Рыцари» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.
Задачами полоролевого развития являются следующие: развивать адекватные способы маскулинного и феминного поведения, сформировать позитивное принятие ребенком себя как представителя определенного пола и положительное отношение к своей настоящей и будущей социальной половой роли в семье и обществе, развивать умение овладения полоролевым опытом; воспитывать положительное отношение между детьми разного пола.
Выстраивание модели образовательного пространства ведётся по направлениям:
пропаганда педагогических знаний по этому вопросу среди родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
построение соответствующей образовательной среды (предметно-пространственное окружение, психолого-педагогические условия).
Образовательная деятельность ведётся по четырем направлениям:
«Кто я: мальчик, девочка?» - развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола.
«Какой я мальчик? Какая я девочка?» - формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.
«Мужчина и женщина в семье и обществе» - развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.
« Я сегодня и в будущем» - обогащение представлений и мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формирование положительного к ним отношения и развитие потребности вести себя адекватно социально принятым полоролевым функциям.
Предлагаемое содержание игр, бесед, упражнений может реализоваться в форме совместной деятельности взрослого и детей или же эти мероприятия станут частью любой другой организованной и свободной деятельности детей. Некоторые игры, упражнения, а также решение проблемных ситуаций воспитатели могут проводить на прогулке, в свободное от занятий время. Беседы, чтение художественных произведений, рисование и т.п. можно включать составной частью в занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельностью и др.
Ожидаемые результаты
по формированию гендерной принадлежности и идентичности
детей дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст:
- имеет представления о себе (имя, пол, возраст), может рассказать о себе и нарисовать себя в действии, поделиться впечатлениями;
- может сравнить свое поведение с поведением других детей (мальчиков и девочек) и взрослых;
- имеет первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, а девочки нежные);
- знает членов семьи и называет их по именам, свои обязанности в семье и детском саду.
Старший дошкольный возраст:
- ребенок подробно рассказывает о себе (события биографии, увлечения) и своей семье, называя не только имена родителей, но и объясняя их профессиональные обязанности, рассказывает о своих обязанностях в семье и планах на будущее, связывает их с мужскими и женскими ролями в семье и обществе;
- соотносит себя с идеалами мужественности и женственности, стремится им соответствовать, уважительно относится к другому полу, вступает с представителями другого пола в партнерские отношения;
- с уважением относится к представителям разных поколений, в том числе старшего поколения, гордится ими и проявляет о них заботу;
- стремится «блеснуть» знаниями о семейных и народных традициях.
Диагностические методики изучения
сформированности полоролевой идентичности
детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Метод беседы «Я - мальчик. Я – девочка».
Цель: выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
Вопросы:
1. Скажи, ты мальчик или девочка? Как ты узнал(а)?
2. Хочешь ли быть мальчиком (девочкой)? Почему?
3. Мальчик и девочка – одинаковые или разные? Чем они похожи (отличаются)?
4. В какие игры играют мальчики, в какие – девочки?
5. С кем интереснее играть – с мальчиками или девочками? Почему?
6. Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?
7. Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тетей или дядей)?
8. Кто в твоей семье самый сильный?
9. Кто в твоей семье самый красивый?
10. Что в семье делают папа и мама?
11. Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?
Оценка результатов:
Достаточно сформирован полоролевой образ ребенка: свидетельствует понимание необратимости пола; эмоционально положительное отношение к себе в целом и к выполнению своих полоролевых функций в семье; представление об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения; знание ряда полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие.
Частично сформирован: ребенок понимает, что пол необратим (нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот); оценивает свои качества в целом положительно, считая плохими лишь отдельные свои качества, если таковыми их считают другие; знает, как ведут себя мальчики или девочки, перечисляет их отличительные признаки (одежда, рост, ряд качеств, поведение); называет некоторые функции мальчика и девочки в семье.
Недостаточно сформирован: свидетельствуют неустойчивость пола, его обратимость (ребенок допускает возможность превращения мальчика в девочку и наоборот); эмоционально нестабильное отношение к себе, оценка себя как не очень хорошего или же ссылка на негативные оценки его качеств взрослыми; отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье.
Тестовое задание «Определи, чьи вещи».
Цель: уточнение представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины), мужские (женские) и специфике их использования.
Описание методики: ребенку предлагаются вещи, которые он характеризует как мужские или женские (мамины или папины) и объясняет, почему так считает. Ребенку задают вопрос: «Определи, чьи вещи?» Предметы для эксперимента: бритва, галстук, гвоздь, отвертка, молоток, лак для ногтей, бигуди, помада, духи и т.д.
Оценка результатов: полные представления: точно выполненное задание,
частичные представления: наполовину точно выполненное задание,
неполные представления: неточный выбор, не сопровожденный объяснениями.
Метод наблюдения.
Цель: выявить реальные действия детей в игре, на прогулке, в раздевальной комнате и определить их женские и мужские качества личности.
Программа наблюдения:
1. Использование в реальной жизнедеятельности представлений о нормах и правилах полоролевого поведения (быть взаимовежливыми, пропускать девочку вперед, предложить помощь сверстнику, взрослому, слабому и т.д.).
Фиксирование в таблице оценочное: использует; частично использует; не использует.
2. Наличие интереса у детей к сюжетно-ролевым играм, в которых они берут на себя мужские (женские), семейные роли, к народным играм (знание названий игр, желание играть в них, эмоционально-положительное (оценочное) к играм).
Фиксирование в таблице оценочное: проявляет интерес; частичный интерес; нет интереса.
3. Проявление в игровой деятельности мужских (женских) качеств и способов поведения.
Фиксирование в таблице оценочное: проявляет; частично проявляет; не проявляет.
Таблица
№ | ФИ ребенка | Метод беседы | Тест «Определи, чьи вещи» | Метод наблюдения | |||||||
1 пункт | 2 пункт | 3 пункт | |||||||||
НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | ||
НУГ – начало учебного года
КУГ – конец учебного года
Диагностические методики изучения
полоролевой идентичности
детей старшего дошкольного возраста.
Тестовое задание «Профессия».
Цель: выявить и проанализировать особенности понимания и отношения детей к мужским и женским профессиям.
Описание методики: Детям предлагаются карточки с изображением людей различных профессий. Данные профессии нужно отнести к мужским и женским, объяснить свой выбор; назвать общие для мужчин и женщин профессии.
Оценки результатов:
точное понимание – каждый точный, аргументированный ответ, содержащий знания о профессиях, об особенностях их названий, о важности профессии в жизни человека, о специфике мужских и женских профессий, о стирании жестких границ между ними, о желании избрать ту или иную профессию;
частичное понимание – ответ характеризуется неточностью, неопределенностью, но ясным желание овладеть профессией в будущем;
не понимание – если ребенок не отвечает на вопрос.
Метод «Социально – генеалогическая цепочка».
Цель: выявить особенности понимания развития полового самосознания и полоролевых представлений детей.
Описание методики: Детям предлагают два набора карточек с изображением персонажей женского и мужского пола в разные возрастные периоды от младенчества до старости. Каждый такой набор состоит из 7 карточек. Мужской вариант: мальчик – младенец, дошкольник, школьник, юноша-студент, молодой мужчина, пожилой мужчина, старик. Женский вариант: девочка – младенец, дошкольница, школьница, девушка-студентка, молодая женщина, пожилая женщина, старушка.
Задание 1: «Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь какая (какой) ты сейчас? Хорошо, сейчас ты такая (такой), а какой (каким) была (был) раньше? Какой (каким) станешь в будущем?
Задание 2: «Разложи карточки по порядку: с одной стороны как изменяется девочка от младенца до старости, а с другой стороны – как мальчик».
Оценки результатов:
точное понимание – ребенок, правильно выстраивает социально-генеалогическую цепочку, комментирует свои действия, устанавливает зависимости, связывает свое будущее с дальней целью (образ женщины и мужчины);
частичное понимание - ребенок правильно различает социально-половые роли, генеалогическая цепочка логически выстроена, иногда допускает одну-две ошибки, не может объяснить имеющуюся зависимость; связывает свое будущее с более близкой целью (школьник);
не понимание – ребенок допустил ошибки в последовательности расположения социально-половых ролей, он не объясняет свои действия.
Наблюдение за поведением ребенка.
Цель: выявить особенности полоролевого поведения в различных видах детской деятельности.
Программа наблюдения (воспитатель отмечает особенности поведения ребенка в таблице):
1. Какие игры или игрушки предпочитает.
2. Какие роли берет на себя в сюжетно-ролевых, подвижных играх и играх-драматизациях?
3. В трудовой деятельности ребенок предпочитает дело, требующее серьезных / небольших физических усилий, перемещения в пространстве, оказания помощи воспитателю или сверстнику – девочке (мальчику), предполагающее качественное выполнение, требующее действия знакомыми способами или строго по инструкции, др.
4. Какого содержания книги выбирает?
5. Кто любимые герои книг (мультфильмов)?
6. Как ведет себя по отношению к противоположному полу?
Таблица
№ | ФИ ребенка | Тест «Профессия» | «Социально – генеалогическая цепочка» | Метод наблюдения | |||||||||||||
1 пункт | 2 пункт | 3 пункт | 4 пункт | 5 пункт | 6 пункт | ||||||||||||
НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | НУГ | КУГ | ||
НУГ – начало учебного года
КУГ – конец учебного года
Пространственно-предметная социокультурная среда
полоролевого воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста.
- «Гостиная» - мини-среда светского этикета (диванчик, сервант со столовым и чайным сервизами, стол, торшер и т.д.), где дети с помощью воспитателя и самостоятельно упражняются в выполнении правил хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, посадить девочку за стол, вести беседу и т.д.);
- мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (фрагменты кухонного блока, фрагменты ванного блока, мастерская по ремонту игрушек и т.д.)»
- уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машинки, конструкторы, строительный материал, элементы мужской одежды и т.д.), позволяющими мальчикам проигрывать специфические для их пола роли;
- «Домашний очаг» - микропространство девочек (куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами и т.д.), способствующее выполнению различные социальных ролей;
- схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола (см. приложение);
- уголок красоты (зеркала, полочки с расческами, одежными щетками, заколками, бантиками и т.д.);
- карточки – символы: добра, красоты, честности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки.
Пространственно-предметная социокультурная среда
полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- Мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов, сельскохозяйственный инвентарь, швейные принадлежности, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты и т.д.);
- мини-среда светского этикета (костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и т.д.), обеспечивающая возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета – «званый обед», «концерт», «театр», «прием гостей» и т.п.);
- атрибуты мужских и женских профессий (портреты с изображением людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги с рассказами о людях разных профессий и т.д.);
- уголок «Мужской доблести», в котором находится портрет рыцаря, а также – рыцарские доспехи (шлем, кольчуга, палица, деревянные мечи, щиты и т.д.), казацкое снаряжение (сабля, шашка, пика, патронташ, портупея, папаха, бурка и т.п.), современное военное обмундирование и оружие (китель, фуражка, гимнастерка, фляга, пистолет, автомат, граната и т.д.); изображения парусников, самолетов, кораблей и пр.;
- уголок девочек, где сосредоточены атрибуты для игр «Дочки-матери», «Парикмахерский салон», «Больница» и т.д.;
- художественная мини-галерея, где экспозиции произведений живописи, графики, литературы, отражающие образы мальчиков, девочек, мужчин, женщин;
- схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола (см. приложение 1).
Планирование педагогической деятельности
по формированию гендерной идентичности
детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Месяц | Формы и методы работы с детьми |
Сентябрь | Диагностика полоролевого воспитания детей младшего дошкольного возраста. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения (см. приложение к пространственно-предметной социокультурной среде полоролевого воспитания). Развлечение «В гости Бабушка-Забавушка пришла» (младшая группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Октябрь | Специально-организованная проблемная ситуация «Девочка-ревушка». Дидактическая игра «Кто что носит». Игра-занятие с куклами «Накормим куклу Машу». Праздник девочек. Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Ноябрь | Специально-организованная проблемная ситуация «Мамины помощники». Подвижная игра «Надень и попляши». Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Праздник мальчиков. Занятие «Чем можно порадовать маму» (средняя группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Декабрь | Специально-организованная проблемная ситуации «Неряшки». Дидактическая игра «Наши прически». Игра-занятие с куклами «Куклы заболели». Занятие «Дружат в нашей группе мальчики и девочки» (младшая группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Январь | Беседа по моделям поведения в ситуации для мальчиков. Подвижная игра «Голубка» (русская народная игра). Сюжетно-ролевая игра «У нас гости». Развлечение «Путешествие Карлсона» (младшая группа). Занятие «Что умеют делать ваши мамы, папы и вы?» (средняя группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Февраль | Беседа по моделям поведения в ситуации для девочек. Игра – состязание «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе». Дидактическая игра «Кто что делает?». Сюжетно-ролевая игра «Я – папа». Занятие «Моя семья» (младшая группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Март | Игра – состязание «Кто больше назовет мужских и женских (маминых и папиных) вещей». Подвижная игра «Утка и утята». Сюжетно-ролевая игра «Идем в кукольный театр». Занятие «Мамы есть у всех» (младшая группа). Занятие «Рождение девочки в крестьянской семье» (средняя группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Апрель | Игра – состязание «Кто больше назовет имен мальчиков (девочек)». Дидактическая игра «Сундучок русской хозяюшки». Сюжетно-ролевая игра «Переезжаем на новую квартиру». Праздник для девочек «Маленькая красавица». Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Май | Диагностика полоролевого воспитания детей младшего дошкольного возраста. Праздник для мальчиков «Ловкие, сильные, смелые». Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Планирование педагогической деятельности
по формированию гендерной идентичности
детей старшего дошкольного возраста.
Месяц | Формы и методы работы с детьми |
Сентябрь | Диагностика полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения (см. приложение к пространственно-предметной социокультурной среде полоролевого воспитания). Игра-драматизация «Спящая красавица». Подвижная игра «Цветы и пчелки». Эстонская народная игра «Сторож». Подвижная игра «Карусель». Моделирование ситуаций «Прими решение». Занятие «Давайте говорить друг другу комплименты» (старшая группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Октябрь | Специально-организованная проблемная ситуация «Помощница Лена». Игра-состязание «Назови смелую профессию». Символическая игра «Предмет – мужчина, предмет – женщина». Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Подвижная игра «Найди свою пару». Башкирская народная игра «Липкие пеньки». Словесная игра «Секретные совещания». Игра «Симметричные рисунки». Развлечение «Домом жить – обо всем тужить» (старшая группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Ноябрь | Специально-организованная проблемная ситуация «Огорченная Оля». Игра-состязание «Напиши словесный портрет девочки (мальчика)». Символическая игра «Кто живет в твоем сердце». Словесная игра «Подарок». Украинская народная игра «Колдун». Русская народная игра «Заря». Занятие «Одежда наших предков (подготовительная группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Декабрь | Специально-организованная проблемная ситуации «Случай на прогулке». Игра-состязание «Кто найдет больше сходства: в цветке – женщине, в мужчине – льве и т.д». Символическая игра «Рассказ музыки». Словесная игра «Сделай комплимент». Белорусская народная игра «Ежик и мыши». Игра «Мы - мальчики, мы – девочки». Занятие «Мужская и женская одежда» (старшая группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Январь | Специально-организованная проблемная ситуации «На прививку». Беседа по моделям поведения в ситуации для мальчиков. Символическая игра «Мой любимый герой». Сюжетно-ролевая игра «Ожидаем гостей». Словесная игра «Ты самый, самый!». Русская народная игра «Молчанка». Развлечение «Святки» (подготовительная группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Февраль | Беседа по моделям поведения в ситуации для девочек. Игра-состязание «Кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений». Символическая игра «Сбор чемодана». Сюжетно-ролевая игра «Дети заболели». Словесная игра «Новое имя». Состязательная игра «Рыцарский турнир». Русская народная игра «Утка». Занятие «Защитники родного Отечества» (старшая группа). Развлечение «Посвящение в воины» (подготовительная группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Март | Прогнозирование ситуации «Алеша и Дима не поделили машину». Игра-состязание «Кто лучше и красивее передаст характер героя (героини) известного произведения». Дидактическая игра «Мама». Состязательная игра «Маленькая хозяйка». Словесная игра «Мне нравится (не нравится) в себе». Русская народная игра «В хороводе были мы». Сюжетно-ролевая игра «В семье именины». Занятие «Моя мама» (подготовительная группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Апрель | Прогнозирование ситуации «Мама просит Свету убрать игрушки за собой». Игра-состязание «Кто составит мини-рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке по заданным словам». Дидактическая игра «Настроение». Сюжетно-ролевая игра «Переезжаем на новую квартиру». Словесная игра «Портрет». Русская народная игра «Царевна-королевна». Развлечение на тему: «Коса - девичья краса» (старшая группа). Развлечение «Маленькие рыцари» (подготовительная группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Май | Диагностика полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Игра-состязание «Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями». Дидактическая игра «Кем я буду и каким?». Игра-драматизация «Сказка наоборот». Словесная игра «Сборный портрет». Подвижная игра «Море». Праздник «Мисс детского сада» (подготовительная группа). Чтение произведений художественной литературы. Беседа. (см. список рекомендуемых произведений). |
Список рекомендуемых художественных произведений
для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
1. З. Александрова «Сережа моет калоши»;
2. А. Барто «Сонечка»;
3. А. Барто «Вот так защитник!»;
4. А. Барто «Мы с отцом»;
5. А. Барто «Маляр»;
6. А. Барто «Девочка-ревушка;
7. А. Барто «Девочка чумазая»;
8. В. Берестов «Петушки»;
9. В. Берестов «Богатыри»;
10. Е. Благинина «Научу обуваться и братца»;
11. Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;
12. Е. Благинина «Полюбуйтесь-ка, игрушки»;
13. Е. Благинина «Посидим в тишине»;
14. Е. Благинина «Котенок»;
15. Е. Благинина «Как у нашей Ирки»;
16. П. Воронько «Мальчик-Помогай»;
17. Л. Воронкова «Маша-растеряша»;
18. Г. Глушнев «Мужчины»;
19. В. Зайцев «Я одеться сам могу»;
20. Б. Заходер «Портниха»;
21. Б. Заходер «Переплетчица»;
22. Т. Коваль «Маленькая мама»;
23. Г. Люшнин «Материца»;
24. В. Приходько «Учусь у мамы»;
25. С. Прокофьева «Когда можно плакать»;
26. Русская народная сказка «Царевна-несмеяна»;
27. Э. Успенский «Про нарядных девочек».
Список рекомендуемых художественных произведений
для детей старшего дошкольного возраста.
1. З. Александрова «Бабушка»;
2. С. Алексеев «Рассказ о Суворове и русских солдатах»;
3. А. Барто «Лялечка»;
4. А. Барто «Модница»;
5. А. Барто «Любочка»;
6. А. Барто «О рыцарстве»;
7. А. Барто «Рыцари»;
8. А. Барто «Вежливый поступок»;
9. А. Барто «Разговор с дочкой»;
10. А. Барто «Три очка за старичка»;
11. А. Барто «На букву Л»;
12. Е. Благинина «Как у нашей Ирки»;
13. Братья Гримм «Госпожа Метелица»;
14. А. Гарф «Димина чашка», «Праздник»;
15. Г. Глушнев «Мама пришла»;
16. В. Железников «Рыцарь»;
17. Б. Житков «Почта»;
18. С. Капутикян «Моя бабушка»;
19. Л. Кассиль «Твои защитники»;
20. Г. Ладонщиков «Я не плачу»;
21. Г. Ладонщиков «Портниха;
22. Г. Ладонщиков «Домашние дела»;
23. Г. Ладонщиков «Приходи ко мне играть»;
24. А. Ладонщиков «У Васи в запасе»;
25. С. Маршак «Пожар»,
26. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»;
27. С. Маршак «Хороший день»;
28. П. Мумин «У нас рабочая семья»;
29. Н. Носов «Шурик – у дедушки»;
30. В. Осеева «Просто старушка»;
31. В. Осеева «Отомстила»;
32. Е. Пермяк «Самое страшное»;
33. Ш. Перро «Фея»;
34. Ш. Перро «Золушка»;
35. С. Погореловский «Попробуй волшебником стать»;
36. Сказка «Морозко»;
37. Е. Серова «Папа дома»;
38. В. Сухомлинский « Крылья матери»;
39. А.Н. Толстой «Приключения Буратино»;
40. Е. Трутнева «Наша Бабушка»;
41. А. Усанова «Стирка»;
42. Э. Успенский «Что у мальчиков в кармане»;
43. Г. Ходырев «Пельмени»;
44. К. Чуковский «Храбрый Персей»;
45. Н. Юсупов «Папа разбил драгоценную вазу»;
46. Н. Яночкина «Бонька».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей по гендерному воспитанию "Восприятие окружающего мира мальчиками и девочками"
В консультации раскрыты особенности восприятия окружающего мира мальчиками и девочками....
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г. № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО» наше дошкольное учреждение вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому м...
Реализация программы полоролевого развития дошкольников «Мир мальчика и девочки».
Я хочу поделиться опытом работы по организации формирования гендерной идентичности дошкольников в нашем учреждении....
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми
Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...
Методические рекомендации для воспитателей по организации НОД по развитию речи в старшей группе
Методические рекомендации для воспитателей старших групп по организации непосредственно образовательной деятельности "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"...
Методические рекомендации для педагогов по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания детей
Рекомендации для педагогических работников по работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации экономического воспитания...