Методическая разработка с опорой на сказку «Школьные правила»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Баканова Екатерина Алексеевна

 

Цель: психологическая готовность к школьному обучению.

Задачи:

  • Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения друг к другу;
  • Знакомство со школьными правилами;
  • Развитие внимания и произвольного поведения;
  • Развитие кругозора, речи и мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка с  опорой на сказку.

Автор: Баканова Екатерина Алексеевна,

 педагог-психолог

ГБОУ детский сад № 439 г. Москва

Занятие «Школьные правила»

Цель: психологическая готовность к школьному обучению.

Задачи:

  1. Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения друг к другу;
  2. Знакомство со школьными правилами;
  3. Развитие внимания и произвольного поведения;
  4. Развитие кругозора, речи и мышления.

Возраст:  6-7 лет

Материалы: колокольчик, мяч, разрезанное изображение школы..

Ход занятия.

  1. Упражнение «Вежливые слова»

Дети входят в кабинет. Около двери весит колокольчик. Каждый входящий должен позвонить в колокольчик и вежливо поздороваться, например: « С добрым утром!».

Когда все вошли и поздоровались. Дети рассаживаются полукругом на ковре. Детям психолог читает  сказку «Школьные правила»  (М.А. Панфилова «Лесная школа»).

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Ёж  увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

  1. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Ёж, - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
  2. Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - Что существуют правило в питании. Например, когда мы кушаем,  меньше разговариваем, чтобы лишний воздух не попал в животик.
  3. А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, что во всём мире живёт много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в  поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
  4. «Правило» – значит делать правильно! – подвёл итог Медвежонок.
  5. Молодцы! – похвалил всех учитель, - А зачем нужны эти правила, может быть и без них можно прожить?
  6. Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, – улыбаясь, произнёс Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.
  7. Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.
  8. Неприятности никто не любит, - подтвердил учитель. – Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
  9. Как у Вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.
  10. А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
  11. Конечно, согласны!  - хором ответили ученики.
  12. Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать. Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
  13. Готово!  - обрадовался Лисёнок.

-    В школе  «Здравствуй»  говорят

    И с улыбкой дарят взгляд!

  1. Отлично, Лисёнок! Второе правило  потруднее:  До звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт приглашения учителя около своей парты.
  2. Можно я попробую? – предложил Зайчонок.
  3. До звонка ты приходи

И порядок наводи!

     По звонку все дружно в ряд,

     Ждут, учителя, стоят!

  1. Молодец, Зайчонок! Третье правило: Чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке ученики слушают внимательно и выполняют требование учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
  2. Это, сложно! Не знаю, подойдёт ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.
  3. Друга зря не беспокой.

     Береги его покой.

     На уроке тишина.

     Руку поднимай  тогда,                                         

     если хочешь отвечать                                        

     или важное сказать.

  1. Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвёртое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
  2. Это легко! – воскликнул Волчонок,
  3. На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

 Кого учитель назовёт.

  1. Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Ещё попробуем?      

     Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные  игры, чтобы все  смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

  1. Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка,
  2. Вот звонок на перемену,

     Приготовься отдыхать:

     Можешь с другом прогуляться,

    Можешь тихо поиграть,

   Подготовь к уроку всё,

   Чтоб училось нам легко!

  1. Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - Порадовался за своих учеников Ёж. –  Эти пять правил, мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом, для того, чтобы лучше усваивался учебный материал, закреплялся  и чтобы вы смогли его выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей.

Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

  1. Упражнение «Школьные правила»

Психолог читает рифмовку

- Учитель входит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь,

Ответить хочешь – не спеши,

А только руку подними.

Дети произносят рифмовку, выполняют описываемые в ней действия.

  1. Упражнение « А в школе…»

Дети отвечают на вопросы психолога

- В детском саду – воспитатель, а в школе кто?

- В детском саду вас называют детьми, а в школе?

- В  детском саду –  столы, а в школе?

- В детском саду –  группы, а в школе?

- В детском саду – занятия, а в школе?

- В детском саду вы играете, а в школе, что  вы будете делать?

4. Игра «Земля – вода – воздух»

Дети встают полукругом напротив психолога. Психолог, держа  в руках мяч, говорит:

       - Сейчас тот, кто поймает мяч и услышит слово «земля», назовет животное или растение, которое живет или растет на земле. Если услышите слово «вода», вам нужно будет назвать любое водное животное или растение, а если услышите слово «воздух» - назовите то, что летает по воздуху.

Дети дают ответы (они не должны повторятся) и возвращают мяч психологу.

  1. Сенсомоторное упражнение «Ленивая восьмерка»

Дети садятся за столы. На доске психолог рисует «ленивую восьмерку» ( знак бесконечности). Предлагает водить в воздухе носиком по линии восьмерки. В ходе упражнения рекомендуется нарисовать пять таких восьмерок.

По окончанию упражнения дети закрывают глаза и в течении минуты сидят с закрытыми глазами.

  1. Упражнение «Сложи школу»

Дети садятся за общий стол.  Детям предлагается собрать, разрезанное на несколько частей, изображение школы.

Заключительный этап.

Психолог: Всем спасибо, все были сегодня молодца! Не спеша встаем  из-за столов, задвигаем стульчики, и друг за другом идем в группу. До свидания!  По окончании занятия психолог  предлагает всем позвонить в колокольчик и вежливо попрощаться.

Домашние задание.

Попросить воспитателя или родителей рассказать, какие у них были правила в школе, когда они учились.

Список литературы

  1. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников – М., 2011.
  2. Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для родителей, учителей и младших школьников.(Для детей 6-10 лет). – Москва, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «СВЕТОФОР НАШ ВЕРНЫЙ ДРУГ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  НА ТЕМУ: «СВЕТОФОР НАШ ВЕРНЫЙ ДРУГ»...

Методическая разработка. Презентация "Оригамные сказки. Сказки о веселом человечке"

Почему именно оригами?  Зачем нашему ребенку это древнейшее искусство складывания различных фигурок из бумаги? Да, оригами -  это здорово, это чудо, это фокус. На глазах у изумленного ребенк...

Методическая разработка интегрированного занятия «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказках

Методическая разработка: Интегрированное занятие «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказкахЦель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприя...

Методическая разработка "Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста".

В качестве основной задачи рассматривается психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Педагоги должны способствовать созданию условий для максимального развития каждого ребенка....

Методическая разработка образовательной деятельности «Сказка за сказкой»»

Методическая разработка образовательной деятельности «Сказка за сказкой»»Образовательная область «Познавательное  развитие » Программа  «Тропинки&raq...

Методическая разработка: Викторина по сказкам для детей младшей группы в форме квест-игры «В гостях у сказки»

Цель. Создать радостное настроение, доброжелательную обстановку во время викторины; вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; развивать умение отгадывать загадки, связную речь, ...

Методические разработки по воспитанию детей школьного возраста для всероссийского конкурса "Навигаторы детства 3.0"

Мероприятия воспитательной направленности разработанные и проведенные на базе "Пайвинского" с/к...