Методическая разработка с опорой на сказку «Школьные правила»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Цель: психологическая готовность к школьному обучению.
Задачи:
- Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения друг к другу;
- Знакомство со школьными правилами;
- Развитие внимания и произвольного поведения;
- Развитие кругозора, речи и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_s_oporoy_na_skazku._shkolnye_pravila.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка с опорой на сказку.
Автор: Баканова Екатерина Алексеевна,
педагог-психолог
ГБОУ детский сад № 439 г. Москва
Занятие «Школьные правила»
Цель: психологическая готовность к школьному обучению.
Задачи:
- Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения друг к другу;
- Знакомство со школьными правилами;
- Развитие внимания и произвольного поведения;
- Развитие кругозора, речи и мышления.
Возраст: 6-7 лет
Материалы: колокольчик, мяч, разрезанное изображение школы..
Ход занятия.
- Упражнение «Вежливые слова»
Дети входят в кабинет. Около двери весит колокольчик. Каждый входящий должен позвонить в колокольчик и вежливо поздороваться, например: « С добрым утром!».
Когда все вошли и поздоровались. Дети рассаживаются полукругом на ковре. Детям психолог читает сказку «Школьные правила» (М.А. Панфилова «Лесная школа»).
На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Ёж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.
- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Ёж, - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - Что существуют правило в питании. Например, когда мы кушаем, меньше разговариваем, чтобы лишний воздух не попал в животик.
- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, что во всём мире живёт много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
- «Правило» – значит делать правильно! – подвёл итог Медвежонок.
- Молодцы! – похвалил всех учитель, - А зачем нужны эти правила, может быть и без них можно прожить?
- Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, – улыбаясь, произнёс Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.
- Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.
- Неприятности никто не любит, - подтвердил учитель. – Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
- Как у Вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.
- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
- Конечно, согласны! - хором ответили ученики.
- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать. Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
- Готово! - обрадовался Лисёнок.
- В школе «Здравствуй» говорят
И с улыбкой дарят взгляд!
- Отлично, Лисёнок! Второе правило потруднее: До звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт приглашения учителя около своей парты.
- Можно я попробую? – предложил Зайчонок.
- До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд,
Ждут, учителя, стоят!
- Молодец, Зайчонок! Третье правило: Чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке ученики слушают внимательно и выполняют требование учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
- Это, сложно! Не знаю, подойдёт ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.
- Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
если хочешь отвечать
или важное сказать.
- Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвёртое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
- Это легко! – воскликнул Волчонок,
- На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовёт.
- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Ещё попробуем?
Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
- Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка,
- Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку всё,
Чтоб училось нам легко!
- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - Порадовался за своих учеников Ёж. – Эти пять правил, мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом, для того, чтобы лучше усваивался учебный материал, закреплялся и чтобы вы смогли его выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей.
Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!
- Упражнение «Школьные правила»
Психолог читает рифмовку
- Учитель входит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь,
Ответить хочешь – не спеши,
А только руку подними.
Дети произносят рифмовку, выполняют описываемые в ней действия.
- Упражнение « А в школе…»
Дети отвечают на вопросы психолога
- В детском саду – воспитатель, а в школе кто?
- В детском саду вас называют детьми, а в школе?
- В детском саду – столы, а в школе?
- В детском саду – группы, а в школе?
- В детском саду – занятия, а в школе?
- В детском саду вы играете, а в школе, что вы будете делать?
4. Игра «Земля – вода – воздух»
Дети встают полукругом напротив психолога. Психолог, держа в руках мяч, говорит:
- Сейчас тот, кто поймает мяч и услышит слово «земля», назовет животное или растение, которое живет или растет на земле. Если услышите слово «вода», вам нужно будет назвать любое водное животное или растение, а если услышите слово «воздух» - назовите то, что летает по воздуху.
Дети дают ответы (они не должны повторятся) и возвращают мяч психологу.
- Сенсомоторное упражнение «Ленивая восьмерка»
Дети садятся за столы. На доске психолог рисует «ленивую восьмерку» ( знак бесконечности). Предлагает водить в воздухе носиком по линии восьмерки. В ходе упражнения рекомендуется нарисовать пять таких восьмерок.
По окончанию упражнения дети закрывают глаза и в течении минуты сидят с закрытыми глазами.
- Упражнение «Сложи школу»
Дети садятся за общий стол. Детям предлагается собрать, разрезанное на несколько частей, изображение школы.
Заключительный этап.
Психолог: Всем спасибо, все были сегодня молодца! Не спеша встаем из-за столов, задвигаем стульчики, и друг за другом идем в группу. До свидания! По окончании занятия психолог предлагает всем позвонить в колокольчик и вежливо попрощаться.
Домашние задание.
Попросить воспитателя или родителей рассказать, какие у них были правила в школе, когда они учились.
Список литературы
- Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников – М., 2011.
- Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для родителей, учителей и младших школьников.(Для детей 6-10 лет). – Москва, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «СВЕТОФОР НАШ ВЕРНЫЙ ДРУГ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «СВЕТОФОР НАШ ВЕРНЫЙ ДРУГ»...
Методическая разработка. Презентация "Оригамные сказки. Сказки о веселом человечке"
Почему именно оригами? Зачем нашему ребенку это древнейшее искусство складывания различных фигурок из бумаги? Да, оригами - это здорово, это чудо, это фокус. На глазах у изумленного ребенк...
Методическая разработка интегрированного занятия «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказках
Методическая разработка: Интегрированное занятие «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказкахЦель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприя...
Методическая разработка "Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста".
В качестве основной задачи рассматривается психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Педагоги должны способствовать созданию условий для максимального развития каждого ребенка....
Методическая разработка образовательной деятельности «Сказка за сказкой»»
Методическая разработка образовательной деятельности «Сказка за сказкой»»Образовательная область «Познавательное развитие » Программа «Тропинки&raq...
Методическая разработка: Викторина по сказкам для детей младшей группы в форме квест-игры «В гостях у сказки»
Цель. Создать радостное настроение, доброжелательную обстановку во время викторины; вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; развивать умение отгадывать загадки, связную речь, ...
Методические разработки по воспитанию детей школьного возраста для всероссийского конкурса "Навигаторы детства 3.0"
Мероприятия воспитательной направленности разработанные и проведенные на базе "Пайвинского" с/к...