Арт-терапия в работе с семьей
статья на тему
Выступление на методическом объединении педагогов-психологов образовательных учреждений Оричевского района. Материал из опыта работы по ведению бифокальных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya_v_rabote_s_semey.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТ – ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ:
ОПЫТ ВЕДЕНИЯ БИФОКАЛЬНЫХ ГРУПП.
Детско-родительские отношения являются важным фактором личностного развития ребенка. Между поведением родителей и детей существует сильная зависимость: принятие и любовь порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Поэтому в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
На базе МДОКУ детского сада «Солнышко» с 2005г. проводятся занятия в бифокальной группе «Лесенка понимания».
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком,
- улучшение понимания родителями собственного ребенка,
- достижение способности к эмпатии,
- обучение приемам саморегуляции психического состояния.
Формирование группы происходит на добровольной основе. Посещают группу дети подготовительных групп вместе с родителями (мама или папа). Количественный состав 4 – 6 пар. Цикл программы включает 10 занятий продолжительностью от 1 до 1,5 часов. Проводятся занятия 1 раз в неделю.
Общая структура занятия включает следующие элементы:
- ритуал приветствия,
- разминка,
- основная часть (арт-терапевтическое упражнение, направленное на решение задач занятия),
- рефлексия занятия,
- ритуал прощания,
- и домашнее задание, которое родители выполняют дома с детьми.
Почему именно методы арт-терапии были выбраны для основной части занятий?
- Изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Наиболее важные мысли и переживания прежде всего проявляются в виде образов.
- В процессе изобразительной деятельности легче устанавливаются эмоциональные, доверительные отношения между ребенком и родителем.
- Способствует снятию мышечных зажимов.
Одна из арт-терапевтических техник «Прозрачные картинки» (рисование на стекле).
Ребенок и родитель рисуют на одном стекле, поставленном вертикально, но с разных сторон. Задание – поговорить друг с другом при помощи красок.
И у детей, и у взрослых выполнение задания вызывает огромный восторг. Хотя арт-терапия не ставит своей задачей интерпретацию, но любая рисуночная методика несет диагностическую информацию. Даже, не закончив упражнение, у многих родителей происходит озарение по поводу их контакта со своими детьми. Одна мама сказала: «А мы так разговариваем с сыном. Он говорит, а я не слышу. Я думаю о своем». На стекле получилась такая картинка. На одной стороне лето, а с другой – зима. Где сын нарисовал цветок, там мама рисует снежинку.
По отзывам родителей посещающих детско-родительскую группу, они стали лучше понимать своих детей, научились прислушиваться к детям, к их чувствам. И просто увеличилось время пребывания с детьми, когда мама и ребенок принадлежат друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Песочная-терапия–один из методов арт-терапии при работе с эмоциями»
Основные положения по работе с применением приемов песочной терапии по эмоционально-личностному развитию дошкольников (игры с песком, рекомендуемые родителям для применения в домашних условиях для сня...
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...
из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Терапия искусством как технология работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Это арт-терапевтическое упражнение Вы можете предложить семье с ребенком для установления контакта в семье, сплоченных доверительных отношений и нормализации эмоционального состояния....
Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.
Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей вжизнедеятельности человека. Сформ...
«Чудо — шарик» или Су — Джок терапия в работе с дошкольниками с ОНР Что же такое Су-Джок-терапия?
В переводе с корейского: Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицин...