Терапия искусством как технология работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
консультация (подготовительная группа)
Это арт-терапевтическое упражнение Вы можете предложить семье с ребенком для установления контакта в семье, сплоченных доверительных отношений и нормализации эмоционального состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.z._art_terapiya.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Терапия искусством как технология работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Это арт-терапевтическое упражнение Вы можете предложить семье с ребенком для установления контакта в семье, сплоченных доверительных отношений и нормализации эмоционального состояния.
"Игра в принцессу или волшебника" (автор методики Наталия Кедрова - ведущий преподаватель и тренер Московского Гештальт института). Подобная игра помогает в работе по преодолению детских капризов или с желаниями "невозможного", которые нередко пугают родителей или вызывают у них злость. Она заключается в поиске актуальной и значимой потребности ребенка, его встречи с данной потребностью, её принятии, нахождении адекватного способа удовлетворения потребности, исследовании окружающей среды, внешних и внутренних ресурсов. В ходе игры ребенок озвучивает собственные желания, а взрослый изображает их на бумаге и по его просьбе дополняет необходимыми деталями.
В такой игре ребенок получает новый эмоциональный опыт безопасного предъявления своих желаний в общении со взрослыми, принятия этих желаний, благодаря этому он может перейти к активному исследованию пространства вокруг, чтобы найти нужного человека или предмет, обратиться за помощью к другим людям или совершить самостоятельные действия. Он творчески приспосабливается и не только знакомится, встречается со своей потребностью, но и находит новый способ её удовлетворения. В результате ребенок учится выражать свои желания, потребности и чувства, ощущает себя успешным при контакте с внешним миром.
Материалы: бумага, цветные карандаши и фломастеры, цветной скотч, бусинки, камушки, ракушки, разноцветные платки и прочий реквизит для последующей сюжетно-ролевой игры.
Основные шаги игры.
Шаг 1. Разговор с ребёнком о различных желаниях, о важности высказывания своих желаний. Создание игровой атмосферы и введение ребенка в сказочный сюжет. Психолог рассказывает историю про далекую страну, где живет добрая фея или волшебник, которые подарили ему заговоренный камушек/ волшебную палочку, исполняющие любые желания. Затем озвучиваются условия игры, подчеркивается важность слов «Я хочу». Ребенку предлагается стать принцем или принцессой, сделать себе костюм из подручных материалов и построить замок с тронным залом.
Шаг 2. В игру вводят волшебного помощника или сказочного друга – посредника, выполняющего желания ребенка. Это особенно важно при участии в игре родителей. Роль волшебного помощника помогает родителям в игровой форме преодолеть борьбу за власть и сопротивление желаниям ребенка, которые неизбежно встречаются в повседневной жизни. Волшебный помощник подчиняется по условиям игры только ребенку и выполняет лишь его желания.
Первые два шага позволяют создать пространство для возникновения у ребенка актуальной потребности и в дальнейшем опредметить её, то есть воплотить в жизнь благодаря тому или иному объекту, человеку или действию. Возможно, за несбыточной мечтой о волшебной палочке кроется желание ребёнка проводить время с папой тогда, когда ему этого хочется, и столько, сколько требуется, но в реальности папа приходит только по выходным. Для выяснения этого совместно с ребёнком создаётся игровая ситуация, сказочный сюжет, а затем следуют расспросы.
Шаг 3. Ребенок рассказывает о свои желаниях, а взрослый схематично их зарисовывает. Здесь важно внимательно выслушивать ребенка и ни в коем случае не критиковать, дать ему возможность называть любые, даже самые фантастические или агрессивные желания (например, если он хочет, чтобы все его обидчики умерли в один день - рисуем ряд могилок), которые взрослый выполняет на листе бумаги. При этом взрослый рисует только то, что было названо самим ребенком, не привнося своего видения и дополнительного взрослого опыта. Постепенно ребёнок начинает все больше осознавать и детально представлять себе свою актуальную потребность.
Шаг 4. У ребенка уточняют детали желанного объекта: какие именно характеристики оказываются значимыми, актуальными для него; какие качества предмета делают его нужным и привлекательным для ребенка; с чем может быть связана его потребность? Например, если ребёнок хочет собаку, нужно выяснить какую именно (какого окраса и размера, какой породы) и для чего (чтобы пугать кого-то или защищать, чтобы можно было её ласкать или играть с ней).
Если это действительно то, чего хочется ребенку, то он проявит свой интерес и назовет определенные качества желаемого объекта/ субъекта и определенные действия с ним, будет активно вмешиваться в процесс рисования - поправлять рисунок, уточнять или даже возражать взрослому, подводя к наиболее точному пониманию своей актуальной потребности. При этом нужно предоставить ему максимальную возможность открыто заявить о своих желаниях и чувствах. Такие шаги позволяют исследовать окружающую действительность и выделить объект потребности ребёнка.
Шаг 5. Этот шаг заключается в совместном с ребёнком выборе и обсуждении реального способа действия, адекватного данной ситуации, переходе к повседневной жизни, где это желание может осуществиться и поиске пути того, как этого можно добиться.
На данном этапе происходит встреча ребёнка с реальностью, переживание им возможности или невозможности осуществления своего желания, что позволяет прояснить, какие именно действия он хотел бы совершить в названной им ситуации или с названным предметом. Например, если предел его мечтаний - гора конфет, то, может быть, он хотел бы их съесть или поделиться с друзьями, или похвастаться перед другими, чтобы вызывать чувство зависти и так далее.
Это важный шаг, приближающий к реальной жизненной ситуации и к действиям, которые ребенок может осуществить. Достаточно подробное обсуждение различных объектов и ситуаций дает ребенку новый опыт в исследовании окружающей среды и подходящий способ взаимодействия с действительностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виктория Валентиновна Ткачева "Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии".
Полезное пособие для педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии....
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с серьезными проблемами, которые носят комплексный характер: восприятие отклонений в развитии ребенка как трагедии всей ...
Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...
Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...
Методические рекомендации по организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.
Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны...
Работа с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, является основополагающим фактором успешной социализации и адаптации в обществе....
Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором успешной социализации и адаптац...