"ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Деловая игра с педагогами на тему:
"ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ"
Цель:
-сформировать модель профессиональной компетентности педагога;
-смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения;
-содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию и обогащению своего опыта социального взаимодействия в образовательной среде.
Задачи:
-формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме;
- формирование умения вести диалог;
- развития педагогического мышления;
-воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя;
-стимулировать развитие инициативы, творчества, артистизма;
-развивать у педагогов «педагогическую рефлексию».
Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.
Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность?».
Профессиональная компетентность- это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений, навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником является обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности:
- Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применять их на практике.
- Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
- Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
- Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Профессиональная компетентность педагога включает в себя множество понятий, которые я предлагаю вам назвать (педагогическое мастерство, педагогический такт, знание теории педагогики, психологии, физиологии, гигиены и методик, умение планировать свою работу, творчество и многое другое).
Используя в работе эти составляющие, мы должны стремиться к здоровьесберегающей педагогике. Что это значит?
Здоровьесберегающая педагогика – это такое педагогическое взаимодействие, при котором сохраняется и развивается здоровье всех членов воспитательного процесса.
Кто является членом воспитательного процесса? Это не только воспитатель – ребёнок, но и родители, помощники воспитателя, другие педагоги, другие дети.
З. П. (Здоровьесберегающая педагогика) опирается на следующие принципы:
• Принцип природосообразности – ориентация на природу ребёнка (возрастные, индивидуальные особенности, способности и т. д.);
«Воспитатель собственно не воспитывает ребёнка. Он только устраняет от него вредные влияния, укрепляет добрые побуждения, которыми снабдила его мать-Природа и старается о том, чтобы дать ему возможность к естественному проявлению природосообразной деятельности». (Дистервег)
• Принцип сотрудничества – равное взаимодействие всех членов воспитательного процесса;
• Педагогизация среды – охват педагогическим воздействием всех, кто воспитывает ребёнка;
• Принцип связи с жизнью;
• Принцип открытости – новаторские идеи, инновационные технологии, использование традиций;
• Принцип конкретности – осознанное применение форм работы (зачем, для чего, что это даёт);
• Принцип триединства здоровья – физическое (соматическое здоровье – это функционирование органов и систем организма в пределах нормы, установленной медициной); душевное (психическое здоровье – это сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающей полноценное человеческое функционирование); духовно-нравственное здоровье – это способность человека противостоять разного рода трудностям без утраты адаптации.
Здесь же мы говорим о личностно-ориентированном подходе к воспитанию детей – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как субъекту воспитательного взаимодействия. Ориентируемся на индивидуальность ребёнка, на свои личные возможности и на конкретную ситуацию.
Из чего же состоит профессиональный успех педагога?
Приоритетной составляющей профессионального успеха является человековедческая компетентность (ЧВК) .
ЧВК- это подготовка современного специалиста к использованию систематизированных и адаптированных к педагогической деятельности различных человековедческих знаний и технологических умений.
Технологическая оснащённость:
• Умение общаться с людьми;
• Умение общаться с конкретной личностью;
• Умение раскрыть собственный личностно-деловой потенциал;
• Умение раскрывать личностно-деловые качества другого человека.
Очень важным в работе любого педагога является умение общаться.
Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.
Д.С.Лихачев говорил, что, общаясь друг с другом, люди учатся смотреть на мир, узнавать жизнь, понимать и оценивать окружающих, сообща, совместно, учитывая мнение друг друга. Тем самым они обогащаются и как бы формируют, создают друг друга и самих себя.
Общение сопровождает человека всю его жизнь. В былинах, сказках, песнях, пословицах и поговорках народ выразил свое понимание значения общения в процессе труда, определил его положительные и отрицательные качества, показал, что влияет на успех общения, какие требования следует предъявлять к участникам общения.
Содержательная, умная беседа доставляет человеку наслаждение, приносит радость, создает хорошее настроение.
Народ говорит: «Красно поле пшеном, а беседа умом»; «Хорошую речь хорошо и слушать».
К сожалению, нередко люди занимаются пустыми разговорами, перемывают косточки своим знакомым, сплетничают.
Пословицы выражают отрицательное отношение к таким разговорам:
«Говорит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано», «Из пустого в порожнее переливать.
Общение –двусторонний процесс. Каждый по собственному опыту знает, что собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело. Очень неприятно, когда тебя не слушают, но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав, включается в разговор, и одновременно звучат два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на заседаниях, собраниях, об этом говорит пословица: «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».
Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре- положительные качества говорящего.
Перечислим качества, которые нежелательны, не создают комфорта при общении:
- всезнайство («У него на всякий спрос есть ответ»);
- неумение и нежелание понять собеседника («Наш разговор – разговор глухих», «Мы говорим на разных языках»;
- упрямство в отстаивании своих суждений («С ним натощак не сговоришься»)
- отсутствие логики в разговоре (Я ему про Фому, а он мне про Ерему»);
- непоследовательность изложения, противоречивость высказывания («Ты ему слово, а он тебе - десять»)
Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10 % людей. Подчиненные, как правило, более внимательны и сосредоточены в разговоре с «начальством», нежели наоборот, они далеко не всегда решаются прервать своего оппонента.
Психологи установили также существенные различия в поведении мужчин и женщин. Они считают, что в разговоре мужчина перебивает женщину почти в 2 раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход прерванного разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя, обычно они слушают других в течение первых 15 минут.
Практические задания
- Вводный игровой практикум по общению
Цель: тренировка своей эмоциональной памяти, фантазии, воображения, развитие умения видеть и слышать собеседника, расположить его к себе, заинтересовать
«Знакомство- представление»
Каждый человек проживает свою жизнь по разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять «Кто такая Я»
Предложите для всей свою визитную карточку- это может быть песня, стихотворение, афоризм, девиз, рисунок, рассказ о себе (домашнее задание).
Назвать на первый звук своего имени (какая Я).
Игра «Рассказ по кругу»
Первый .Один раз смотрела интересный фильм по телевизору
Второй….и т.д.
«КОНТАКТ ЗА ТРИ СЕКУНДЫ» - игроки стоят по кругу. Нужно выбрать себе партнёра, но не говорить об этом, потом по команде взять его за руку.
Вывод: не всегда человек, которого выбираешь ты, выбирает тебя. Обрати внимание на того, кто выбрал тебя, значит, вы в чём-то похожи.
Разминка:
- Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)
- Какой месяц короче всех? (Май- три буквы)
- Может ли страус назвать себя птицей? ( нет, он не умеет говорить)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
- Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?
- Что потеряла Золушка на балу: стыд, совесть, туфельку?
1 тур. Педагогика
1. По определению установите, о чем идет речь: твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок дня детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка (режим дня).
В каких программах полнее раскрыта система воспитательно- образовательной работы с детьми- в парциальных или комплексных? (в комплексных- основные направления развития, в парциальных- одно или несколько)
2. Назвать комплексную программу, парциальные и педагогические технологии:
«Юный эколог» С.Н.Николаевой;
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»
«Математика в детском саду» В.П.Новиковой
«Занятия по ФЭМН» И.А.Помораевой
«Изодеятельность в детском саду» И.А.Лыковой
«Конструирование и ручной труд» Л.Куцаковой
«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» В.А.Алешиной
«Физкультурные занятия в детском саду» А.Пензулаевой
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой
- Кто считался основоположником советской дошкольной педагогики? (Н.К.Крупская в 17 году разработала муниципальную программу – по устройству бесплатных яслей и детских садов для дошкольного возраста)
2 тур. Психология
1. Какую дидактическую игру необходимо проводить с детьми, чтобы увеличить объем внимания? ( «Чего не стало», «Что изменилось», «Найди отличия»)
2. Выбери из этого верное:
На развитие личности оказывает влияние следующие факторы: наследственность, окружающая среда, воспитание (все верны).
3. Какие два нервных процесса взаимодействуют в коре головного мозга? (торможение и возбуждение)
3 тур. ФГТ
- Сколько образовательных областей входит в содержание психолого-педагогической работы? (10)
- Какая образовательная область пропущена? (Здоровье, Физическая культура, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка)
- Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
(- Специально организованные занятия -НОД
-Совместная деятельность воспитателя и детей
- Самостоятельная деятельность
- Взаимодействие с семьями воспитанников)
4 тур. Физическое направление:
- Сколько раз в день в ДОУ может проводится гимнастика? (2 раза)
- Сколько минут проводится утренняя гимнастика в младших группах? (6-8 мин.)
В старших группах? (8-10 мин.) В подготовительных? (10-12 мин.)
3. Назовите подвижную игру, в которой дети упражняются в прыжках? ( мл.гр. «По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку», «Воробушки и кот»
Ср.гр. «Зайцы и волк», «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике»
Ст.гр. «Удочка», «Классы», «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет»
Подгот. гр. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву», «Классы»
- Назовите народную игру детей младшего возраста? (« У медведя во бору»)
старшего возраста? (« Гори, гори ясно», «Лапта», «Прятки»)
Упражнение для снятия напряжения и усталости:
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши;
- Если вы полагаете, что для взрослых боле важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами;
- Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа;
- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой;
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой;
- Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
- Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь.
5 тур. Социально-личностное направление:
- Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре? (должен поддерживать и развивать сюжет)
- Составить словарь добрых слов.
Формы извинения: Формы благодарения:
Извините, пожалуйста Большое спасибо
Не обессудьте Вы очень учтивы
Примите мои извинения Весьма вам признательна
Поймите меня Вы мне очень помогли
Признаюсь Примите слова благодарности
Прошу прощения Примите слова благодарности
Я был не прав Премного благодарен
Спасибо за теплые слова
Чрезвычайно благодарна
Я вас благодарю
6 тур. Познавательно-речевое направление:
- По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим? (наблюдение)
- Назовите 3 объекта неживой природы, за которыми проводятся наблюдения в ДОУ (облака, ветер, солнце)
- Выберите: Дикция-умение произносить гласные и согласные звуки или скорость и длительность звучания слов?
- Сколько в русском языке гласных букв? (10)
7 тур. Художественно-эстетическое направление:
- Какие нетрадиционные техники в продуктивной деятельности вы знаете? (коллаж, рисование по сырой бумаге, ниткография, набзызг, пластилинография, пуантелизм (точечные рисунки), кляксография, объемные аппликации)
- На каких 3 китах держится музыка? (марш, танец, песня)
8.тур. Ситуации:
- Ребенок несется и врезается в грязь. Он радостно бежит к вам навстречу, норовя обнять.
- Ребенок отказывается есть или ест слишком медленно.
- Ребенок направляется к вам в самый неподходящий момент: вы чем – то очень заняты.
- Ребенок отказывается убирать игрушки.
Озвучить свой вариант разрешения ситуации.
9.тур. Упражнение на развитие выразительности и артистичности учителя-логопеда, воспитателя)
1. Произнести фразу «Иди сюда»- тихо, громко, требовательно, таинственно, возмущенно
2. Произнести слово «молодец» - тихо, громко, нежно, удивлено, иронично, восторженно, влюблено
Заключительная часть
Подведение итогов деловой игры.
Ведущий анализирует ответы. Делаются выводы о характере общения, плодотворности взаимодействия участников.
Рефлексия:
Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…
СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось)…
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
Ведущий: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность:
Любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
И всегда помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...
Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог
Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...
Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...
Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»
Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...
Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.
В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...