Темперамент ребенка – имеет значение.
статья по теме

Васильева Екатерина Михайловна

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.  Для родителей очень важно понимать,  какой темперамент у ребенка. Зная характерные  особенности ребенка, можно научиться понимать его и взаимодействовать с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament_rebenka_imeet_znachenie.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Темперамент ребенка – имеет значение.

Очень часто можно услышать, как родители сравнивают своих детей с другими. Иногда восхищаются другими, иногда нахваливают своего. И действительно, в группе детского сада много разных детей. Один медленно, но упорно завязывает шнурок, а другому все ровно – завязан он, или нет. Как часто взрослые раздражаются, потому что ребенок упрям или наоборот, бросает дело на полпути.    У каждого есть своя индивидуальность, свое восприятие мира. С древних времен возник интерес к такому свойству личности как темперамент. «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны,  силой их – с другой.» (Теплов Б.М. 1985г )

Темперамент – это свойство личности, которое определяет характерные особенности человека. Важно знать, каков темперамент у вашего ребенка и вам будет легче его понять.

 Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.

 

Холерк  –  человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко – вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Ребенок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив, он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения этого ребенка стремительные, резкие, энергичные. Условные рефлексы у холерика образуются быстро, но не являются неустойчивыми. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Такой ребёнок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях, от которой ждёт ответной реакции. Поэтому ребёнок-холерик никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идёт на риск. Настроение неустойчивое, меняется, казалось бы, по незначительным причинам. Засыпают холерики с трудом, под впечатлением событий дня. Если родители пытаются наказать малыша за неумение себя сдерживать, у него вырабатывается агрессивность, готовность к отпору, к самозащите.

Советы родителям:

1. Основным подходом в воспитании ребенка-холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя": поддерживайте и направляйте энергию ребенка на полезные дела.

2. Исключите из обстановки то, что слишком возбуждает нервную систему ребенка.

3. Контролируйте бурные проявления холериков, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби.

4. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости.

5. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребенка.

6. Упорно приучайте малыша доводить до конца начатое дело.

7. В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками следует мягко, так как резкость может нарушить отношения между ребенком и родителями.

8. Не используйте физическую силу при воздействии на ребенка, замечания делайте строго, но спокойно.

9. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойную, тактичное требование.

10. Воспитывайте настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, стоит гасить любую агрессивность ребенка в зародыше.

11. Отдельное внимание уделяйте обучению вежливости, тактичности.

12. Вашему малышу важно знать, что к его словам прислушиваются.

  Сангвиник – человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас.

На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. "Жизнь без ссор" - таков его жизненный девиз. Но оборотная сторона "солнечной" натуры, о которой не должны забывать взрослые, такова: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.

Советы родителям:

1. Основным подходом в воспитании ребенка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "доверяй, но проверяй". Милый малыш-сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда выполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

2. Контролировать поступки и действия.

3. Воспитывая ребенка с сангвиническим темпераментом, следует формировать у нее устойчивые привязанности, интересы.

4. Приучать доводить начатое дело до конца.

5. Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.

6. Хвалить заслуженно, потому что есть склонность к зазнайства.

7. Подражайте в общении с сангвиником дух легкости, веселья и юмора, это ему понравится.

8. Помните, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником и его легкомыслия, и изменчивости.

 

  Меланхолик – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Они откликаются далеко не на все, но когда откликаются, то переживают сильно, хотя мало выражают свои чувства.

Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени". Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам.

Такой малыш опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.

Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

Советы родителям:

1. Основным подходом в воспитании ребенка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать "не навреди".

2. В общении с таким ребенком и в воспитательных воздействиях учитывайте уязвимость его психики - не повышайте голос и не давите на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.

3. Помните, что ребенок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с кроткими.

4. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У вашего малыша особая интуиция, и ему жизненно необходимо чувствовать, что его любят.

5. Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.

6. Не пропускайте случая показать своему уязвимом чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.

7. Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях - это провоцирует развитие серьезных комплексов.

8. В общении со своим ребенком чаще используйте тактильный контакт: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и др..

9. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленную слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните, что даже игры утомляют ребенка и могут привести к стрессу.

10. Стрессовой для ребенка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

11. Не требуйте от меланхолика того, что для него неосуществимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, избегая переутомления.

12. Избегайте в общении с ребенком приказов, так как они только замедляют его деятельность.

13. Развивайте самостоятельность, давая ребенку посильные поручения. При каждом проявлении самостоятельности поощряйте своего малыша, подбадривайте теплым словом.

14. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.

15. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

16. Развивайте общительность своего малыша.

17. Не пугайте и не пугайте своего малыша. Ребенку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

18. Помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребенком его чувства. За страхи не высмеивайте.

19. При выборе учебного заведения помните, что для меланхолика больше всего подходит ровная работа, требующая усидчивости и терпения. Его не тяготит даже монотонная работа.

20. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело, учится.

  Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя.

По упрямству этот ребёнок превосходит всех, а дома его любя все называют "копушей". Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен. Рядом с этим не спешащим никуда "копушей" кажется, что время остановилось или его вообще на самом деле нет.

Такому ребенку свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. В среде детей он отличается спокойствием. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие.

Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявит максимум упрямства. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя с большим трудом находит друга. Малыш-флегматик не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики.

Советы родителям:

1. Основным подходом в воспитании ребенка-флегматика является принцип, который условно можно назвать "непоспих". Помните, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело. Не требуйте от своего ребенка космических скоростей.

2. Учите ребенка рационально распределить время.

3. Не давите на своего ребенка, потому что под давлением со стороны взрослых он лишь становится еще неуклюжей и пассивной.

4. Не называйте ребенка "копушей", особенно при других людях.

5. Помните, что дети - флегматики очень нуждаются в одобрении.

6. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры.

7. У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений

8. Пытайтесь развивать любознательность ребенка (читайте с ним интересные познавательные книги, смотрите научно-познавательные фильмы, посещайте музеи, обсуждайте полученную информацию).

9. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

10. Учите ребенка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте плакать, если она радуется, позволяйте радоваться в полную меру и пр..

11. Привлекайте ребенка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).

12. Прививайте ребенку навыки общения

Список литературы

1.Психологический словарь. Под редакцией В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова  М.: Педагогика – пресс 1997

2. Психология. Словарь. Издание второе, исправленное и дополненное.   Под общей редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского  М.:1990г

Учебники

3.Маклаков А.Г. Общая психология. Серия «Учебник для вузов» Санкт – Петербург 2008г

4. Панферов В.Н. Психология человека. Учебное пособие. Издательство Михайлова В.А. Санкт – Петербург 2002

5. http://blognadvoh.org.ua/ru/blog/personality/88-parenting-and-temp.html 21.07.13 в 20.04

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...

Презентация “Размер не имеет значения”, вполне применима к животным, представляющим потенциальную и реальную опасность.

На протяжении последних тысячелетий человек в лесу всегда был гостем, а значит, для лесных хозяев он пришелец непрошеный, незваный и незнающий правил поведения. Вот поэтому происходят несчастные...

Твой голос имеет значение

Будущее нашей страны зависит от нас с Вами. Родители! Именно Вы показываете пример Вашим детям. Активно участвуйте в выборах.Сами определяйте будущее своей страны...

Темперамент ребенка. Тест для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»

Тест для родителей«Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссность, гибкость, де...

информация для родителей «Каждая доза имеет значение» «Время имеет значение» «Что нужно знать родителям о детских прививках»

Единая неделя иммунизации (ЕНИ) — шанс защитить себя и своего ребенка от опасных инфекций С 24 по 30 апреля 2023 года проводится Единая неделя иммуни...