Темперамент ребенка. Тест для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»
тест

Орехова Оксана Олеговна

Тест для родителей

«Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»

1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссность, гибкость, деловитость, общительность, собранность.

б) Спокойствие, медлительность, неторопливость, обстоятельность, солидность, малоэмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие.

в) Энергичность, неутомимость, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность.

г) Робость, застенчивость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость, ранимость, сентиментальность, чувствительность, впечатлитлительность, отвлекаемость.

2. Какие эмоции ваш ребёнок переживает особенно сильно?

а) В основном положительные эмоции.

б) Нет бурных реакций на окружающее; тяготеет к положительным эмоциям.

в) В основном - гнев, страх; эмоции проявляет бурно.

г) Основная - страх.

3. Какой уровень тревожности у вашего ребёнка?

а) Средний.

б) Низкий.

в) Средний, низкий.

г) Высокий.

4. Как переносит ваш ребёнок наказание?

а) Спокойно.

б) Без эмоций.

в) Словесные – спокойно, остальные – с бурными реакциями протеста.

5. Как ведёт себя ваш ребёнок в непредвиденной ситуации?

а) Любопытен.

б) Малоэмоционален.

в) Пытается сопротивляться.

г) Пытается избежать этого события.

6. Какие игры ваш ребёнок предпочитает?

а) Любые, но чтобы «жизнь била ключом».

б) Спокойные, тихие, уединённые.

в) Шумные, азартные, с шалостями и баловством.

г) Тихие, уединённые – в среде незнакомых людей, шумные, только с кем-то из близких.

7. Общителен ли ваш ребёнок?

а) Чувствует себя везде, как дома; любит общество детей и взрослых.

б) Предпочитает одиночество.

в) Всегда нужны сподвижники и зрители.

г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

8. Как оценивают вашего ребёнка его сверстники? Он лидер или нет?

а) Душа компании (по выбору детей).

б) Неавторитетен среди сверстников, изгой в их обществе, точно не лидер.

в) Сверстники относятся к нему по-разному, сам предлагает себя на роль лидера.

г) Авторитетен только среди очень малочисленных друзей, не лидер.

9. Как часто у вашего ребёнка меняются друзья?

а) В зависимости от ситуации.

б) Практически никогда.

в) Всё время, постоянно.

г) Очень редко.

10. Как ваш ребёнок усваивает новое?

а) Легко и просто.

б) Обстоятельно, но медленно.

в) Всё схватывает на лету, но также быстро забывает.

г) В зависимости от благоприятных/неблагоприятных обстоятельств.

11. Как быстро ваш ребёнок запоминает сказку или стихотворение? Как долго их помнит? Улавливает целое или только детали?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго.

б) Медленно, но схватывает целое, почти не забывает.

в) Очень быстро схватывает детали, забывает через короткий срок.

г) По-разному, вникает во все мелочи.

12. Какова степень утомляемости вашего ребёнка?

а) Средняя (устаёт соответственно деятельности).

б) Низкая (практически не устаёт).

в) Средняя, иногда высокая (устаёт в зависимости от выплеска эмоций).

г) Высокая (устаёт от малейшей деятельности).

13. Легко ли ваш ребёнок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда, уже в 3 года полностью сам себя обслуживает.

б) С трудом (возрастные навыки формируются очень медленно, но надолго).

в) Соответственно возрасту (предпочитает делать только то, что интересно).

г) Быстро, но неустойчиво.

14. Какие движения преобладают у вашего ребёнка?

а) Движения уверенные, точные ритмичные.

б) Движения неторопливые, «солидные», например, на стул садиться основательно.

в) Движения прерывистые, резкие, как будто кто-то гонится за ним (не может усидеть на месте).

г) Движения неуверенные, неточные, суетливые, например, садится на стул только на краешек.

15. Какая речь у вашего ребёнка?

а) Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами, предпочитает положительно окрашенные слова.

б) Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова обычно разделяют паузы; предложения чаще всего нейтральны.

в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова.

г) Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: «так себе», «по-разному».

16. Как спит и засыпает ваш ребёнок?

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.

б) Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал.

в) Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением: от самого хорошего до самого плохого, в зависимости какие ждут его дела.

г) Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.

17. Как ваш ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?

а) Адаптировался легко и быстро.

б) Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.

в) Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.

г) Пока не мог адаптироваться. Адаптировался с трудом.

 

Результаты

Если большинство ответов:

а) Ваш ребёнок – сангвиник,

б) Ваш ребёнок – флегматик,

в) Ваш ребёнок – холерик,

г) Ваш ребёнок – меланхолик.

 

Рекомендации по воспитанию детей с разными типами темперамента:

Ребенок-Сангвиник

Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.

Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

Как воспитывать Сангвиника:

-стремитесь выработать у ребёнка устойчивые интересы;

- учите терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца;

- как можно больше поощряйте за нравственные поступки;

- искореняйте небрежность при выполнении разных занятий;

- учитывайте, что жизнерадостность, общительность и оптимизм могут иметь оборотную сторону и стать источником легкомыслия и непостоянства.

Ребенок-Флегматик

Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.

Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но, если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.

Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

Как воспитывать Флегматика:

- попытайтесь выработать у ребёнка самостоятельность и инициативность;

- учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и распределять рационально время;

- не ругайте ребёнка за медлительность, применяйте игровую деятельность, где требуется быстрота реакции, например, игры наперегонки, но всё это делайте в разумных пределах, поощряйте ребёнка за правильное выполнение правил игры;

- учите полнее выражать эмоции и чувства;

- постарайтесь, привить навыки общения, и развивайте коммуникабельность;

- пробудите у ребёнка сообразительность и воображение;

- следите за тем чтобы ребёнок меньше был инертным, вялым, чаще «тормошите» его, иначе вялость может переродиться в леность.

Ребенок-Холерик

Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур». Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Как воспитывать Холерика:

- замедляйте темп действий вашего ребёнка разными «препятствиями»;

- направляйте энергию вашего ребёнка на какие-нибудь нужные дела;

- учите ребёнка обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил;

- воспитывайте настойчивость и сдержанность, собственным примером;

- гасите любую агрессивность;

- подберите своему ребёнку (с помощью педагога) игры спокойные, укрепляющие процессы торможения, предполагающие максимум внимания и минимум эмоций;

- учите вежливости с помощью требований, а не уговоров.

 Ребенок-Меланхолик

Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики. Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.

Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

Как воспитывать Меланхолика:

- не требуйте от ребёнка того, что он не может выполнить, приказы с вашей стороны замедляют его действия;

- старайтесь поддерживать, одобрять, быть с ребёнком мягким и ласковым;

- нацеливайте лишь на посильные задания и помогите их выполнить полностью и вовремя;

- учите преодолевать робость и застенчивость, искореняйте в нём неуверенность в себе;

- воспитывайте инициативность, общительность, доверчивость и смелость;

- помогите избавить от постоянного чувства страха;

- старайтесь вызывать больше положительных эмоций, гася отрицательные.

Общие правила воспитания

Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

  • Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом;
  • Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка;
  • Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент;
  • Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает.

 

Материалы подготовил: педагог-психолог, Орехова О.О.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon temperament_rebenka._test_i_rekomendatsii_dlya_roditeley.pdf421.72 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Какой тип восприятия у вашего ребенка?"

Каким образом ребенок познает окружающий мир? И как лучше до него донести что-то важное или как легче запомнить что-то новое?...

Консультация для родителей "Какой вид спорта подходит вашему ребенку".

О пользе физических занятий сказано и написано уже очень много. Эти занятия являются неотъемлемой частью красивого тела и долголетия. Особенно важность физических нагрузок акт...

Консультация для родителей "Какой вид спорта подходит вашему ребенку?"

Какой вид спорта подходит вашему ребенку?Важно ли учитывать природные наклонности, так называемый темперамент, при выборе спортивной секции для ребёнка?Для растущего организма полезны спортивные занят...

Консультация для родителей "Как определить темперамент ребенка?"

Материал предназначен для тесного сотрудничества педагогов с родителями. С помощью информации, располагающейся в левых колонках, родители и педагоги могут отметить для себя характерные качества темпер...

Консультация для родителей. «Какой тип темперамента у вашего ребёнка"

Тест для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка"....

Тренинг для родителей воспитанников ДОУ "Темперамент ребенка"

Формирование более адекватного представления о воспитании детей с разными типами темперамента. Развитие умения анализировать поведение и поступки детей, личностные особенности....