взрослый мир в современных мульфильмах
консультация (подготовительная группа) по теме

Матыцина Светлана Владимировна

 Давно доказано, что на развитие и формирование человека оказывает среда. В особых взаимосвязях со средой находятся дети. Получается, что первым воспитателем становиться телевизор. Современный ребенок проводит перед телевизором до несколько часов в день.  Мульфильмы наиболее эффективные воспитатели. Воспитательное значение мульфильмов для детей дошкольного возраста велико. Только современные наши и в особенности зарубежные мульфильмы не отличаются строгой моралью, в них много агессии, пошлости и цинизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   В наше время существует  множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны.  Давно доказано, что на развитие  и формирования человека оказывает  влияние среда. В особых взаимосвязях со средой находятся дети. Это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медия – факторов. Очень важный компонент внешней среды – родители и другие близкие ребенку люди. Их роль в развитии и становлении личности ребенка неоспорима и неоценима.

 Чем старше становятся дети, тем более жаждут узнать новые, таинственные для них грани взрослой жизни. И жажду эту они могут удовлетворить, не прилагая больших усилий , лишь усевшись перед экраном телевизора.

 Однако доступность любой информации для детской аудитории не всегда благо, поскольку ребенок «заглатывает» ее без анализа и критики. Эмоциональное воздействие образа на впечатлительную детскую душу насколько  велико, что навсегда остается в памяти человека.

  Ребенок сидит возле телевизора, ни к кому  не приставая, пока не приходит время ложиться спать. Теле- и видеопередачи, динамичные, красочные, эмоциональные, несомненно, привлекательны для детей. Получается, что часто телевизор становиться первым воспитателем наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенного перед экраном, не может пройти бесследно.

   Одним из первых и важных представителей медиа – пространства – мультипликационные фильмы. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа – среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух.

   Возможно, и не было бы поводов для беспокойства, если бы они не отличались столь явной агрессией, пошлостью и цинизмом. Дети настолько близко принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телегероям. Современные мультфильмы не отличаются строгой моралью. В них часто можно увидеть  истерики ,шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др.  Примеры: смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показанная смерть короля – жабы(«Шрек -  3»). В фильме «Добрыня Никитович и Змей Горыныч»  сюжет закручен на карточном долге, а азартные игры на деньги играют практические все, начиная от Бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.

    Мультфильм «Том и Джерри». Весь юмор здесь заключается в расплющивании то Тома, то Джерри, Детям предлагают смеяться над тем, как кто – то падает, ушибается и т.д. В результате они принимаются  таскать за хвост домашних питомцев, загонять друг друга под кровать и т.д. С подобными случаями неоднократно сталкиваются родители и педагоги.

 

  Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны. Героями же практически всех мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам. Бравые мальчишки и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и других неприятных личностей, но даже перевоспитывали их: противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей; Варвару, злую сестру Айболита, не только  наказывали, но и прощали, потому что она раскаивалась в своих делах. Зло при встречи с добром всегда проигрывало. И это было законом, который облегчал жизнь и который с удовольствием усваивали дети. Они воспитывались на героических и романтических примерах. Детский кинематограф воспитывал, образовывал и даже выполнял психотерапевтитическую функцию, снимая стрессы. А теперь на видеорынке можно встретить такое детское кино, которое приводит к психологическим расстройствам, иногда весьма серьезным.

  Даже в мультфильмах для самых маленьких даются  военные сцены, ожесточающие душу ребенку. И вряд ли малыш, насмотревшийся таких фильмов, будет плакать о козлике, от которого «остались рожки да ножки».

   Картины  убийств, чудовищных превращений, сцены с вампирами, оборотнями приводят в некоторых случаях к серьезным психическим заболеваниям.

  Но даже родители не всегда в силах оградить ребенка от агрессии, насилия, секса, часами обрушивающихся на них с экранов телевизоров. Эстетическая составляющая современной анимации тоже часто находятся на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие. Тот – же Шрек  - разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя,а смурфики, батуганы или гипертрофированные феи Винкс с нереально большими глазами?

   Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимы для слуха ребенка.  В сериале «Спанч Боб» есть серии с названием «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк – душитель» и др. Жаргонная лексика представлена также во многих мультфильмах: «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко», «сопляк», «дебил», «кретин», «полный отпад» и др. Ведь достаточно и  мимолетной сцены кровавого насилия или полового акта, чтобы они глубоко поразили податливое сознание ребенка.  И даже  кино и мультфильмы для детей не избавлены от этого. В современной анимации часто поднимающиеся  недетские темы проявляются в таких выражения: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»). Дети будут использовать эту лексику,  считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно она может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, герои  многих  современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.

  Многие научные исследования показывают увиденной на экране жестокости. Их игры становятся более агрессивными .По многочисленным исследованиям , у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдаются повышенная жестокость и агрессивность. Ребенок легко может причинить вред окружающим,  находя оправдание своего поведения в характере любимого телегероя.

    Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления   именно типажи главных героев, их основные и существенные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек»)  и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный;  Алеша Попович (« Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») –эгоистичная, истеричная, не уважающая старших.  А ведь для детей  главный герой, безусловно, должен быть положительным.  Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя.

   В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.

   Часто сами взрослые не замечают отрицательных моментов, содержащихся в современных мультфильмах и фильмах для детей. Яркие, красочные, динамичные мультфильмы студии «Дисней» кажутся нам абсолютно безобидными.

   Если убрать звук, то движения  героини фильма «Мулен  Руж», соблазняющий партнера, и движения нимф, поющих песню в мультфильме, окажутся идентичными.

    Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не всрывает внутренний комизм ситуации. Например: с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный.

  Некоторые современные мультфильмы все же обладают обучающим и воспитательным потенциалом. Который можно использовать ( например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Лунтик», «Барбоскины»).

   Несформированность телевизионной  культуры у детей не дает им возможности сделать осознанный выбор нужной информации, выделить главное, сделать вывод из увиденного.  В результате возникают неправильные представления о человеческих поступках и мотивах действий, произведение  остается непонятным. Ребенок обращает внимание на такие моменты, которые выделяются из целого произведения: манеру поведения, излишества моды, секс и т.д. – и все это влияет на  формирование не только его вкуса, но и пристрастий и запросов. Например, девочки, чересчур увлеченные мультфильмами про фей Винкс, начинают жить в выдуманном мире, чрезвычайно много мечтать, пытаются колдовать, излишне фантазировать.  При этом реальная жизнь становиться им менее интересной, нежели жизнь воображаемая.

    У мальчиков чрезвычайное увлечение роботами, супергероями и батуганами также приводит к тому, что они тоже начинают жить в выдуманном мире, меньше интересуясь реальностью. Постоянно созерцая на  экране смерть и убийства ( а все супергерои – убийцы во имя добра), дети начинают спокойно   относиться к этому в жизни: они без эмоций рисуют кровь и убийц, в красках рассказывают, кто кого и как убивает.

   В некоторых семьях родители сами ищут новые компьютерные игры, диски с мультфильмами, наряды человека – паука, всю коллекцию батуганов.  Поэтому влияние мультфильмов на детей и родителей сложно переоценить.

   Современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже анти воспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Дети и взрослые в мире современных игрушек»

Для ребенка-дошкольника главная вещь-это игрушка. Она отражает впечатления о мире, оказывает большое влияние на дальнейшую жизнь и характер ребенка. Иногда родители смотрят на игрушку как на забаву, д...

ПЕДСОВЕТ Тема: «Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал представляет интерес при подготовке к педагогическому совету по теме профориентации в ДОУ....

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Презентация опыта Детско-взрослые проекты как современная форма социального партнерства детского сада и семьи.

 Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг др...


 

Комментарии

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Светлана Владимировна какая хорошая консультация...Великолепно...Класс...Спасибо... использую в своей работе...