Развитие трудолюбия и экологического самосознания у младших дошкольников через устное народное творчество
проект (младшая группа) по теме
жизненый путь человека немыслим вне мира живого. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет увидеть результат своей помощи живому. Народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим миром природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_proekt_na_festival.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Автор: Матыцина Светлана Владимировна. МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №7 г. Рассказово, Тамбовская обл.,
Тема: «Развитие трудолюбия и экологического сознания у младших дошкольников через устное народное творчество»
Основное направление развития: познавательно – речевое
Группа детей общеразвивающей направленности – 3 – 4 лет
Аннотация проекта: проект средней продолжительности, рассчитан на детей младшей группы.
В проекте принимают участие родители воспитанников, музыкальный руководитель, артисты театра кукол.
Реализация проекта проходила в 2010 – 2011г.
Актуальность:
Жизненный путь человека немыслим вне мира живого. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому. Почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, трудолюбии. Знакомя детей с потешками, сказками, поговорками, загадками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Федеральные Государственные Требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, сформировать у детей ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний, а так же устанавливают основополагающий принцип – интеграция образовательных областей. Интегрированный подход дает возможность развивать познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Интеграция образовательных областей:
Познание: сенсорное развитие, развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Социализация: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Здоровье: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
чтение художественной литературы: формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, формирование интереса к фольклорным текстам, простым народным сказкам.
Художественное творчество: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликации), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Труд: воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, развитие трудовой деятельности.
Музыка: развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Направление интеграции:
Ознакомление с окружающего мира:
- способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе;
- обогащать представления детей о растениях;
- вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность;
- привлекать детей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.
Развитие речи:
- расширение и систематизация словарного запаса;
- совершенствование грамматической структуры речи;
- развитие связной речи.
- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о предметах, объектах природы ближнего окружения.
Продуктивная деятельность:
- реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно – ролевых играх, инсценировках, изобразительного творчестве;
- реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности.
Формы работы с детьми:
1 Совместная деятельность с педагогом:
- непосредственно – образовательная деятельность (игра, беседы, наблюдения) проводиться 1 раз в неделю по 10 – 15 минут. Работа проводиться с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей;
- образовательная деятельность детей в ходе режимных моментов (чтение познавательной литературы, потешек, сказок, опыты)
2Самостоятельная деятельность детей (дидактические игры, продуктивная деятельность)
3Анкетирование родителей
Цель: выявить степень участия родителей
4Привлечение родителей к созданию познавательно – развивающей среды в группе.
5Оформление наглядной информации в родительском уголке:
Памятки: «Знакомим детей с комнатными растениями», « Что должен уметь ваш ребенок»
Рекомендации: «Учим детей трудиться», «Воспитание трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание: «Истоки трудолюбия».
Фотоальбом « Комнатное растение в моем доме»
Этапы разработки проекта:
1 Целеполагание: анализ методической литературы по теме проекта, подготовка цели проекта;
2 План проекта: диагностика и анкетирование, обсуждение темы проекта с родителями, сбор и пополнение материалов, разработка методических материалов.
3 Выполнение проекта: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей.
4 Подведение итогов: контрольная диагностика, подведение итогов, презентация проекта, обобщение опыта.
Задачи проекта:
1 развивать у ребенка простейшие трудовые процессы.
2 развивать разговорную речь.
3 включать малышей в посильную деятельность по уходу за комнатными растениями.
4 способствовать установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы.
5 приобщать детей к истокам русской народной культуры, к общечеловеческим ценностям.
6 формирование представления детей о потребностях растений.
7 воспитывать доброе чувства, любознательность, эстетическое восприятие художественного слова.
8 воспитывать желание трудиться сообща.
Оборудование и материалы:
1 инструменты для ухода за комнатными растениями
2 книги (произведения устного народного творчества)
3 ящик для посадки, земля, лук, семена гороха, овса
4 аудизаписи
5 фотоаппарат
Тематический план непосредственно – образовательной деятельности детей 3 -4 лет.
Непосредственно – образовательная деятельность | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа сродителями |
Наш уголок природы | Диагностика детей по теме проекта | Подвижная игра «Баба сеяла горох» | Анкетирование родителей |
Коллективная аппликация «украсим ящик» | Экологическая игра «Фасоль и горох» | просмотр сказки «репка» | Круглый стол с участием родителей |
Совместная посадка гороха | Экологическая игра «Чудесный мешочек», «Что где растет» | Полив гороха | Участие в оформление экологического уголка |
Посадка фикуса | Опыт с луком | Дидактическая игра «Магазин» | Подбор книг по тематике проекта |
Разучивание потешки «Дождик» | Загадывание загадок об овощах | Полив фикуса | Акция «Подари растение детскому саду» |
Посадим Травянчика | Разучивание потешки «солнышко» | Полив растений уголка природы | Конкурс «Лучшая поделка из овощей» |
Заучивание потешки «Огуречик, огуречик» | Экологическая игра «Найди растение с большими и маленькими листьями» | Экологическая игра «Покажи Мишутке наш уголок природы» | Оформление фотоальбома «Комнатное растение в моем доме» |
Просмотр сказки «У страха глаза велики» | Диагностика детей | Прослушивание русских народных песен (запись) | |
Развлечение «Растения – наши друзья | Анализ материалов |
Выводы:
1 были созданы необходимые условия для овладения детьми первичными трудовыми навыками, знакомства с устным народным творчеством.
2 дети приобрели посильные трудовыми навыками и умениями по уходу за комнатными растениями.
3 были подобраны произведения устного народного творчества соответствующей тематики.
4 подобраны комнатные растения соответственно возрасту.
5 оформлен фото альбом «Комнатные растения в моем доме»
6 был оформлен экологический уголок в группе.
7 проведено развлечение «Растения – наши друзья».
Используемые источники:
1 «Детство» комплексная программа В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.Н.Ноткина С-Петербург 2006г.
2 «Младший дошкольник в детском саду» Т.И.Бабаева С-Петербург 2005г.
3 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева С-Петербург 2002г.
4 «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Бударина С-Петербург 2003г.
5 «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич С-Петербург 2003г.
6 «Программа экологического образования «Мы» Н.Н.Кондратьева
7 «Нравственно – трудовое воспитание ребенка – дошкольника» Л.В,Куцакова Москва 2003г.
8 «Игровые экологические занятия с детьми» Л.П.Молодова Москва 2003г.
9 Хрестоматия для дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР через устное народное творчество и произведения детских писателей
Статья расскроет перечень используемого фольклора и произведений детских писателей при формировании элементарных математических представлений.Поможет педагогам разнообразить занятия по математике, сде...
Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество
Презентация на тему: "Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество"....
Презентация проекта "Развитие речевых навыков дошкольников через устное народное творчество".
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь пер...
Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, п...
Формирование связной речи и обогащение словаря младших дошкольников посредством устного народного творчества
Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Все мы родом из детства и на всю жизнь с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим зн...
Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество
Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество...