Развитие трудолюбия и экологического самосознания у младших дошкольников через устное народное творчество
проект (младшая группа) по теме

Матыцина Светлана Владимировна

жизненый путь человека немыслим вне мира живого. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет увидеть результат своей помощи живому. Народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим миром природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_proekt_na_festival.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

                         Педагогический проект

Автор: Матыцина Светлана Владимировна. МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №7 г. Рассказово, Тамбовская обл.,

Тема: «Развитие трудолюбия и экологического сознания у младших дошкольников через устное  народное творчество»

Основное направление развития: познавательно – речевое

Группа детей общеразвивающей направленности – 3 – 4 лет

Аннотация проекта: проект средней продолжительности, рассчитан на детей младшей группы.

В проекте принимают участие родители воспитанников, музыкальный руководитель, артисты театра кукол.

Реализация проекта проходила в 2010 – 2011г.

Актуальность:

Жизненный путь человека немыслим вне мира живого. Труд в природе способствует развитию у  детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому. Почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.

 В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского  характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, трудолюбии. Знакомя детей с потешками, сказками, поговорками, загадками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Федеральные Государственные Требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, сформировать у детей ключевые  для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний, а так же устанавливают основополагающий  принцип – интеграция образовательных областей. Интегрированный подход дает возможность развивать познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Интеграция образовательных областей:

Познание: сенсорное развитие, развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Социализация: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Здоровье: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

чтение художественной литературы: формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, формирование  интереса  к фольклорным текстам, простым народным сказкам.

Художественное творчество: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликации), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Труд: воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, развитие трудовой деятельности.

Музыка: развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Направление интеграции:

         Ознакомление с окружающего мира:

- способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе;

- обогащать представления детей о растениях;

- вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность;

- привлекать детей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.

           Развитие речи:

- расширение и систематизация словарного запаса;

- совершенствование грамматической структуры речи;

- развитие связной речи.

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о предметах, объектах природы ближнего окружения.

             Продуктивная деятельность:

- реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно – ролевых играх, инсценировках, изобразительного творчестве;

- реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности.

         Формы работы с детьми:

1 Совместная деятельность с педагогом:

- непосредственно – образовательная деятельность (игра, беседы, наблюдения) проводиться 1 раз в неделю по 10 – 15 минут. Работа проводиться с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей;

- образовательная деятельность детей в ходе режимных моментов (чтение познавательной литературы, потешек, сказок, опыты)

2Самостоятельная деятельность детей (дидактические игры, продуктивная деятельность)

3Анкетирование родителей

Цель: выявить степень участия родителей

4Привлечение родителей к созданию познавательно – развивающей среды в группе.

5Оформление наглядной информации в родительском уголке:

  Памятки: «Знакомим детей с комнатными растениями», « Что должен уметь ваш ребенок»

  Рекомендации: «Учим детей трудиться», «Воспитание трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста»

  Родительское собрание: «Истоки трудолюбия».

Фотоальбом « Комнатное растение в моем доме»

   

                    Этапы разработки проекта:

1 Целеполагание: анализ методической литературы по теме проекта, подготовка цели проекта;

2 План проекта: диагностика и анкетирование, обсуждение темы проекта с родителями, сбор и пополнение материалов, разработка методических материалов.

3 Выполнение проекта: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей.

4 Подведение итогов: контрольная диагностика, подведение итогов, презентация проекта, обобщение опыта.

     Задачи проекта:

1 развивать у ребенка простейшие трудовые процессы.

2 развивать разговорную речь.

3 включать малышей в посильную деятельность по уходу за комнатными растениями.

4 способствовать установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы.

5 приобщать детей к истокам русской народной культуры, к общечеловеческим ценностям.

6 формирование представления детей о потребностях растений.

7 воспитывать доброе чувства, любознательность, эстетическое восприятие художественного слова.

8 воспитывать желание трудиться сообща.

    Оборудование и материалы:

1 инструменты для ухода за комнатными растениями

2 книги (произведения устного народного творчества)

3 ящик для посадки, земля, лук, семена гороха, овса

4 аудизаписи

5 фотоаппарат

        Тематический план непосредственно – образовательной деятельности детей 3 -4 лет.

Непосредственно – образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа сродителями

Наш уголок природы

Диагностика детей по теме проекта

Подвижная игра «Баба сеяла горох»

Анкетирование  родителей

Коллективная аппликация «украсим ящик»

Экологическая игра «Фасоль и горох»

просмотр сказки «репка»

Круглый стол с участием родителей

Совместная посадка гороха

Экологическая игра «Чудесный мешочек», «Что где растет»

Полив гороха

Участие в оформление экологического уголка

Посадка фикуса

Опыт с луком

Дидактическая игра «Магазин»

Подбор книг по тематике проекта

Разучивание  потешки «Дождик»

Загадывание загадок об овощах

Полив фикуса

Акция «Подари растение детскому саду»

Посадим Травянчика

Разучивание потешки «солнышко»

Полив растений уголка природы

Конкурс «Лучшая поделка из овощей»

Заучивание потешки «Огуречик, огуречик»

Экологическая игра «Найди растение с большими и маленькими листьями»

Экологическая игра «Покажи Мишутке наш уголок природы»

Оформление фотоальбома «Комнатное растение в моем доме»

Просмотр  сказки «У страха глаза велики»

Диагностика детей

Прослушивание русских народных песен (запись)

Развлечение «Растения – наши друзья

Анализ материалов

Выводы:

1 были созданы необходимые условия для овладения детьми первичными трудовыми навыками, знакомства с устным народным творчеством.

2 дети приобрели посильные трудовыми навыками и умениями по уходу за комнатными растениями.

3 были подобраны произведения устного народного творчества соответствующей тематики.

4 подобраны комнатные растения соответственно возрасту.

5 оформлен фото альбом «Комнатные растения в моем доме»

6 был оформлен экологический уголок в группе.

7 проведено развлечение «Растения – наши друзья».

Используемые источники:

1 «Детство» комплексная программа В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.Н.Ноткина С-Петербург 2006г.

2 «Младший дошкольник в детском саду» Т.И.Бабаева С-Петербург 2005г.

3 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева С-Петербург 2002г.

4 «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Бударина С-Петербург 2003г.

5 «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич С-Петербург 2003г.

6 «Программа экологического образования «Мы» Н.Н.Кондратьева

7 «Нравственно – трудовое воспитание ребенка – дошкольника» Л.В,Куцакова  Москва 2003г.

8 «Игровые экологические занятия с детьми» Л.П.Молодова Москва 2003г.

9 Хрестоматия для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР через устное народное творчество и произведения детских писателей

Статья расскроет перечень используемого фольклора и произведений детских писателей при формировании элементарных математических представлений.Поможет педагогам разнообразить занятия по математике, сде...

Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество

Презентация на тему: "Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество"....

Презентация проекта "Развитие речевых навыков дошкольников через устное народное творчество".

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь пер...

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, п...

Формирование связной речи и обогащение словаря младших дошкольников посредством устного народного творчества

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

   Все мы родом из детства и на всю жизнь  с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим зн...

Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество

Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество...