Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество
консультация (старшая группа)

Захарова Татьяна Анатольевна

Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество»

К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».

Так как народная культура появилась задолго до массового распространения грамотности в ней преобладают устные формы текстов. С целью передачи всех достижений народной культуры (от искусства до поверий и обрядов, вся информация передавалась людьми друг другу устно и запоминалась.

Именно поэтому важнейшим источником приобщения детей к русской народной культуре являются фольклорные произведения, в том числе (народные песни, загадки, былины, поговорки).

Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что "духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу".

Фольклор имеет большое значение для эстетического и нравственного развития ребенка, формирования его личности и развития речи. Он оказывает огромное влияние на становление нравственных чувств и оценок, норм поведения, формирование эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, помогает усвоить образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас   поэтической лексикой, образными выражениями, дает возможность ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

 

В переводе с английского фольклор (folklore) переводится как «народная мудрость». Но если вдуматься в эти слова понимаешь глубинный смысл этого огромного понятия, так как мудрость сохраняя прошлое в настоящем для будущего, веками создавала мир образов народного искусства.

Сложно дать точное определение понятию фольклор, т.к. эта форма народного творчества постоянно находится на этапе развития, а не является неизменной и закостенелой.

Одной из форм фольклора являются малые жанры, то есть небольшие по форме произведения. Поскольку эти произведения входят в жизнь ребенка задолго до овладения речью, некоторые исследователи определяют их как детский фольклор.

Короткий напев мамушек и нянюшек в стихотворной форме, сопровождающий действия ребенка, совершаемые им в самом раннем детстве – называется пестушка. Пестушка - значит «пестовать», холить, лелеять.

Песенка-приговорка, называемая потешкой обязательно сопутствует игре с пальцами, руками и ногами ребенка.

Такие жанры, как пестушки и потешки развивают ребенка, побуждают его к действию. Это и массаж, и физические упражнения.  Особенно ценно то, что ребенок может обыграть сюжет с помощью пальцев, ладошек, мимики. Это помогает развивать мелкую моторику, эмоциональную сферу, прививать навыки гигиены,

Короткая ироничная история, которую рассказывает мама своему ребенку называется прибауткой.

В закличках отражен уклад крестьянского быта, народные приметы. Это вид фольклора малого жанра имеет языческое происхождение.

 Следующий вид малых форм народного поэтического творчества – пословицы. Это краткие изречения, отражающие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

 Считалка важный элемент фольклора. Она является одной из форм жеребьевки, помогающей выбрать ведущего в игре. Считалка позволяет детям избежать ссоры, установить уважение к общепринятым правилам.

Скороговорки (чистоговорки) – построены на сочетании звуков, которые затрудняют произношение слов. Их часто используют для развития дикции и речи.

Такая форма народного фольклора как загадки – заставляет детей мыслить, подбирать ассоциации. Ведь загадка может включать в себя как описание предмета, так и сравнение предмета с другим на основе схожести черт.

Ценность знакомства с народным фольклором детей старшего дошкольного возраста заключается в возможности установить с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский называл сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, ярко выраженной индивидуальности.  

Фольклор представляет собой устоявшийся опыт народной педагогики. Слово, музыка изначально заложенные в нем являются средством скрытых наставлений, назиданий. Е.И. Тихеева отмечала, что в блестящих произведениях устного народного творчества открывается сокровищница богатейшего русского языка. По ее словам, чем чаще ребенок слышит сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, тем в большей степени воспитывает он гармонию слов, определений, выражений.

В богатстве, яркости, многообразности, поэтичности, загадочности, наполненности, духовности, поэтичности фольклора заключается его сила.  Власть слова и музыки, звукоряд и беспорядок звуков, простота и доходчивость слога, ритм и рифма дают первый опыт, решающую закладку звуковой информации.

С. Лихачёв отмечал: «Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то, и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы». 

В фольклоре сохранились самобытные особенности черт характера русского человека, его представление о трудолюбии, красоте, верности, добре.

В старшем дошкольном возрасте для знакомства с народной культурой наравне с потешками, колыбельными можно использовать более сложный материал: сказки, мифы, былины, предания.

Народный фольклор служит отражением жизненного опыта народа, его характера, мировоззрения, моральных и эстетических понятий, так как он создается народом, прошедшим определенный жизненный путь. Русская земля неоднократно подвергалась нападению иноземцев. Отражением этих событий являются песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях гражданской и Великой Отечественной войн.

В старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с народными сказками, так как именно они воспитывают ребенка в традициях народа, показывают основанное на духовно-нравственных воззрениях видение жизни. Русский народ передавал из поколения в поколения не только сюжет, но и насыщенные афоризмами, повторами, эпитетами речевые обороты сказок. Сюжет сказок строится по определенному ритму, в соответствии с которым была организована жизнь русских людей: сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом.

Такие ценители русского слова как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский верили в преображающую силу сказок. Отражение души русского народа в сказке видели мыслители И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой.

Русский народный фольклор, в отличие от мультфильмов, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное, показывает детям поэтический и многогранный образ героев, оставляя при этом простор воображению.

Бабушки-сказительницы незаменимые в детстве, уходят в прошлое, а ведь именно они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Рассказывая сказки внукам бабушки передают им частичку своего жизненного опыта, помогают глубже понять смысл замысла сказки. С помощью сказки старшее поколение учить младших жить по законам, добра, красоты и любви.

 Глубже понять и осмыслить духовный мир русского фольклора детям старшего дошкольного возраста помогает использование во время совместной деятельности детьми, следующих современных форм и методов: беседа-диалог, проектная деятельность, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценировка и театрализация, музейные экскурсии, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением. Это помогает   формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Преобладающая часть занятий направлена на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство, совместно изготовление: кукол, декораций, обыгрывание сюжетов сказок.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие трудолюбия и экологического самосознания у младших дошкольников через устное народное творчество

жизненый путь человека немыслим вне мира живого. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет увидеть результат своей помощи живому. Народные произведения, адресованные малышам, обе...

Становление речи старших дошкольников средствами устного народного творчества.

Главной предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общен...

"Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества.

Развитие эмоциональной, грамматически- правильной речи дошкольников средствами устного народного творчества( загадки, потешки, скозки) ....

Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество

Презентация на тему: "Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество"....

Развитие речи детей через устное народное творчество

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богат...

Презентация проекта "Развитие речевых навыков дошкольников через устное народное творчество".

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь пер...

Развитие связной речи через устное народное творчество

Устное народное творчество - важное средство для формирование речи ребенка....