СЦЕНАРИЙ НООД на тему: «ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Чудаева Марина Александровна

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

- Познакомить детей  со свойствами воздуха,  подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас.

-  на основании элементарных опытов 
дать представление о том, что   воздух занимает определенное место и обладает свойствами  (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том , что ветер - это движение воздуха.

-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-способствовать развитию познавательного интереса;                                     

- обобщить и уточнить ране полученные знания о воздухе.

-учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_-nevidimka.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ  НООД на тему: «ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА» (средняя группа) воспитатель – ЧУДАЕВА М.А.

апрель 2013 года

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

- Познакомить детей  со свойствами воздуха,  подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас.

-  на основании элементарных опытов  
дать представление о том, что   воздух занимает определенное место и обладает свойствами  (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том , что ветер - это движение воздуха.

-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-способствовать развитию познавательного интереса;        

- обобщить и уточнить ране полученные знания о воздухе.

-учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, расширять кругозор;

-  Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные: 

- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру,  желание исследовать его всеми доступными способам, бережное отношение к окружающему.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, опыты,

 невидимый, прозрачный.

ОБОРУДОВАНИЕ:  посылка с воздушными шариками, письмо,  картинки –схемы для подведения итога. Полиэтиленовые пакеты по количеству детей, стаканчики с водой, трубочки, игрушки и таз с водой. Мыльные пузыри – игры, 2 апельсина. Лупы, салфетки. Материал для изготовления лодочек с парусами. Аудиозапись.

Предварительная работа:

-  наблюдение за ветром;

-  эксперименты с водой с предметами из металла, пластмассы, дерева, резины.

- игры с  веерами;

-  изготовление корабликов с парусами.

Ход НООД:

Ребята, я сегодня в гости пригласила одного сказочного героя. Отгадайте, кто это?

-Шляпа  голубая,  желтые штанишки,

В городе Цветочном - главный хвастунишка.

Много приключений с ним происходило,

Но признаться стоит - это мальчик милый!

Кто же это? Отгадай-ка! Малыша зовут ....(Незнайка)

- Ребята, скажите каким Незнайка  был в мультфильмах? (добрым, веселым,

ленивым, нелюбознательным, говорил неправду, трусливым).

- Почему ему дали такое имя  - "Незнайка?» (он ничего не хотел знать).

Кто-то стучится в дверь. Приходит почтальон, приносит посылку  (в посылке лежат сдутые шарики. Их 5  штук , из них  3 красных и 2 желтых).  В посылке

лежит письмо: "Ребята,  у меня случилась беда! Хотел вам подарить шарики, а они сдулись. Что мне делать? Пошел искать  новые! Незнайка".

Воспитатель открывает посылку, читает письмо, достает шарики.

- Сколько всего шариков прислал Незнайка? (5) Сколько желтых шариков?( 2) Сколько красных шариков?(3).

- В: Ребята, а как помочь Незнайке? Что  сделать, чтобы шарики  опять стали

 большими? (надуть, накачать насосом). Чем их надо наполнить?

- Где же нам взять воздух?

А давайте, мы с вами сделаем  опыты и узнаем, где можно встретить воздух.

В: Вы ребята согласны? Тогда мы с вами   наденем фартуки и будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого у нас есть лаборатория.

В.:А вы ребята видите воздух вокруг нас? (нет) Значит, воздух какой? (прозрачный, невидимый, бесцветный.)

В: Ребята, а я вам докажу, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть надо его поймать. Хотите я вас научу ловить воздух?

Опыт №1. С полиэтиленовым пакетом.

-В.  Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что лежит внутри пакета ( он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, и закручиваем его. Пакет полон воздуха.  На что он похож? Он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (в нем нет воздуха).

На что  похож  этот мешочек? (на подушку, на которой можно спать, плавать)

В: Ребята, запомните: воздух легче воды! И если внутри  подушки или матраса воздух, то он, конечно, будет плавать по поверхности воды и не утонет (дети повторяют)

Вот он, какой хитрый - воздух! Вот у вас сколько игрушек! Давайте посмотрим, какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Опыт 2.Где спрятался воздух? (тонет - не тонет)

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело,

Пролил воду не беда.

Тряпка под рукой всегда.

У детей легкие и "тяжелые" игрушки.  Дети поочередно опускают игрушки в воду,  предупредить,  если во внутрь попадет воду, то игрушка утонет.

-  Почему игрушки не тонут?

ВЫВОД: внутри игрушки  воздух, он держит игрушку на поверхности, если внутрь попадет вода,  она вытолкнет воздух и игрушка утонет.

3 . Опыт с апельсинами. ( демонстран)

Ребята, а вы любите фрукты?  Посмотрите, что у меня в руках? (апельсины)

Я  беру два апельсина и опускаю их в воду? Что с ними случилось? (они не утонули). А сейчас я почищу апельсин .Чем запахло ? (апельсином)?

- Почему? Воздух имеет свойство "забирать" у любых веществ свой запах. Вот и сейчас он забрал запах  и в воздухе запахло апельсином. А теперь я  опущу его в воду?  Что произошло?

( он утонул)

Как же так? Может, виновата кожура? Давайте  ее рассмотрим (садимся за столы). Дети видят у кожуры дырочки. В этих дырочках много воздушных пузырьков, они и  держат апельсин на поверхности воды.

Давайте проверим. Детям раздаю по кусочку кожуры и лупу, рассматриваем поры.

Вывод: В кожуре апельсина есть поры, в которых много воздуха,  апельсин не тонет, а если кожуру снять,  пузырьков  нет,  и апельсин тонет.

4.Опыт: воздух из воды надувает шарик.

 Я  беру  воронку, переворачиваю ее широким горлом и на узкий конец одеваю шарик (шарик  надувается) Почему надулся шарик? Кто его надул?

Значит, в воде есть воздух.

Ребята, а какие еще пузыри можно пускать? (мыльные).Давайте  мы поиграем с мыльными пузырями.

Ф.М,"Мыльные пузыри"( под музыку, я пускаю, а дети ловят ).

В:А как вы думаете , что находиться внутри мыльных пузырей? (воздух)

5. Опыт: подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (выходят пузырьки,  значит воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.) Но чтобы подуть снова, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом вдыхаем через трубочку и получаются новые пузырьки .

А как воздух попадает к нам? Через нос? (все люди дышат через нос)

- Возьмите в руки салфетку за уголок. Вдохните и выдохните воздух. Что  происходит с салфеткой (она шевелится, как от ветра)

- Как же у нас появился ветер?(мы вдыхали и выдыхали воздух.)

А хотите поиграть с ветерком?  мы с вами делали кораблики из скорлупы. Чего им не хватает, чтобы они плыли быстрее.(паруса)

Давайте сделаем паруса нашим корабликам и отправим  их в плаванье.

Дети одевают бумажный парус на палочку и вставляют в кораблик.

Давайте подуем на наши кораблики, что получится? (ветер)

- Оказывается ветер - это воздух и кораблики ловят воздух парусами и плывут быстрее!

Стук в дверь. Приходит Незнайка, приносит не надутый шарик , и говорит, что

не нашел воздух, чтобы надуть шарик и плачет.

-Незнайка, не огорчайся, мы тебе расскажем про воздух, мы знаем даже стихотворение. Послушай!   (читают заранее подготовленные дети).

Он прозрачный-невидимка, легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой он окутывает нас!

Он в лесу густой, душистый, как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым, веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла, пышной, белой бахромой.

Мы его не замечаем, мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем - он ведь нам необходим!

Н: Вот это да! Бесцветный, невидимый. Что его совсем нельзя увидеть?

-Мы тебе, Незнайка, сейчас расскажем, что мы узнали про воздух.

( выставляю карточки-символы, а дети  рассказывают)

2.Чтобы его увидеть надо поймать его.

3.Воздух  есть в воде, им дышат рыбы и растения.

4.Воздух есть внутри пустых предметов, поэтому они не тонут.

5.Воздух есть внутри людей.

6.Воздух есть даже в кожуре фруктов.

7.Ветер - это движение воздуха.

8..Воздух даже  есть в воде, и может надуть воздушный шарик.

Н: Спасибо, ребята! Я столько узнал про воздух!

Не огорчайся, твой шарик мы надуем и   тебе подарим много шариков .Посмотри, сколько шариков у нас! Давайте с ними поиграем!

(звучит музыка "Шарики воздушные). Дети с Незнайкой играют с воздушными шариками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....

Конспект занятия для средней группы на тему: "Воздух – невидимка"

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ЗАДАЧИ: ·        Показать способы обнаружения во...

Конспект НОД в области познание по теме: «Воздух – невидимка» в старшей логопедической группе

Конспект непосредственной–образовательной деятельности в области познание    по теме: «Воздух – невидимка»   в старшей логопедической группе...

НОД в подготовительной группе область "Познание". Тема: Воздух - невидимка

Дети знакомятся со свойствами воздуха в процессе эксперементальной, музыкальной и изобразительной деятельности. Проводятся опыты с воздухом по следующим категориям: воздух - прозрачен, воздух можно по...

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

Занятие по теме: "Воздух - невидимка".

В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познан...