Занятие по теме: "Воздух - невидимка".
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Афанасьева Ирина Владимировна

В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. 

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано начальное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы в   дошкольном учреждений.  Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: "Почему?", "Зачем?", "Как?", "Что будет если?", почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdukh-nevidimka.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Воздух-невидимка.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни;

- развивать у детей способности устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развивать экологическое сознание детей;

- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.

Методы обеспечения:

- наглядные (объяснительно-иллюстративные);

- словесные (рассказ, пояснение, вопросы);

- практические (опыты, самостоятельная деятельность);

- игровые  (игровые обучающие ситуации,  подвижная игра).

Демонстрационный материал:

модели  («Не имеет цвета», «Не имеет запаха», «Не имеет вкуса»); глобус; физическая карта; очки; иллюстрации мельницы, вентилятора, автошины, воздушного шара, солнца, космонавтов, пустыни; надувная лодка, свисток, музыкальные инструменты.

Раздаточный материал:

салфетки, листы картона, бутылочки, пузырьки, листы тонкой бумаги, бумага для рисования, карандаши, стаканы, палочки для коктейля, геометрические фигуры зелёного и красного цвета, воздушные шарики.

Ход.

Вводная часть.

Воспитатель -  Добрый день, друзья. Начинаем очередное заседание нашего клуба «Всёзнайки». 

Слайд «Эмблема».

Вам, нашим учёным-исследователям  необходимо решить три задачи. Задача №1- определить  объект неживой природы, о котором будет идти речь на нашей встрече.  

Ребята, посмотрите на нашу групповую комнату. Что в ней находится? (Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы.) Действительно, группа  большая, просторная,  в ней находится много предметов и вещей. Чего в комнате не видно? (Варианты ответов детей).

Слайд «Воздух».

Если догадались, то обобщаем: «Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится» (Воздух). Вот как ещё говорится о воздухе: «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

- Так, что же находится между полом, потолком, стенами, там, где пусто? (Воздух.)

Слайд «Планета «Земля».

Взрослые учёные говорят о том, что планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Этот слой называется атмосферой.

- Ребята, а вы видите воздух? (Нет.) Я тоже не вижу.  Поэтому его называют «невидимка». Сегодня наш разговор будет об этом загадочном объекте неживой природы.

Основная часть.

Воспитатель – Задача №2 - найти доказательства или опровержение гипотезе, которую я хочу выдвинуть. Предлагаю разделиться на 2 команды «Умники» и «Умницы» и настроиться на опыты и эксперименты.

Выдвигаю  гипотезу: «Воздуха нет потому, что мы его не видим». Так ли это? Первый эксперимент проведём вместе.

- Учёные утверждают, что для жизни человека необходим воздух, потому что в нём содержится кислород.  Попробуем  сделать вдох и задержать дыхание на 15 секунд. Дышим.

Вопрос - В какой момент вам было некомфортно? Почему?

( Воздуха не хватало). Когда сделали все вдох, стало комфортно? Никуда не выходя, каждый вдохнул, и стало хорошо, не так ли? О чём это говорит? Воздух в группе есть? (Есть).

Стекло, аквариум, очки, лампочка. Я перечислила предметы, которые мы можем частично видеть. Как вы думаете, почему мы не видим воздух? (Воздух прозрачный, через него все видно).  Иными словами он бесцветный. (Схема).

- Каким образом его обнаружить? Следующий эксперимент проведут «Умники».  Необходимо положить  легкую салфетку на край стола и взмахнуть листом бумаги.  (Салфетка приходит  в движение,  слетает на пол).

Вопрос - Почему слетела салфетка? (Между салфеткой и листом есть воздух, мы создали движение воздуха, взмахнув, он и привел салфетку в движение.)

- Как ещё можно обнаружить воздух, продемонстрирует группа исследователей «Умницы».  Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Как вы считаете, что выходит из воды с пузырьками?

Вывод: в группе есть воздух.  Воздух нас окружает везде и вокруг. Он невидим. Таким образом, моё предположение о том, что воздуха нет,  вы опровергли.

Воспитатель – Задача №3. Необходимо дать характеристику воздуху. «Какой он?»  

Обращаюсь к учёным из группы «Умницы», вдохните ртом воздух.

Вопрос - Попробуйте, какого вкуса воздух? (Безвкусный.) (Схема).

Исследователи из группы «Умники» – вдохните носом воздух.

Вопрос - Какого он запаха? (Без запаха.) (Схема).

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса. Но он хороший проводник запахов и это я вам сейчас докажу. Прошу закрыть глаза. (Воспитатель очищает мандарин).

Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Эта оболочка служит ещё и защитой. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью.

Воспитатель  - Воздух может быть тёплым и холодным. Какой поток воздуха мы используем, чтобы  подуть на рану? Слайд. Остудить суп? Слайд. Разогреть пластилин? Слайд. Согреть ладошки? Слайд. (Схема).

Там, где  встречается тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Предлагаю изобразить ветер. (Рисунок)

Ветер - это движение воздуха. Ветер перегоняет над Землей холодный воздух на юг, теплый - на север, разгоняет облака.

Слайд «Флюгер».

Динамическая пауза.

Ветер-ветерок дует с запада на восток,

В море волны гонит, в поле травку клонит.

Расскажи нам, флюгерок, где летает ветерок.

На устойчивой ножке  повертись немножко,

Вей, вей, ветерок, натяни парусок,

Кораблик гони - до Волги-реки!

Благодаря такому движению воздух насыщается влагой. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней.

Слайд «Космонавт в открытом космосе».

 В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.

- Ребята, вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струей выходит из носа.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали? (Звуки.) Оказывается, воздух можно услышать. Воздух может по-разному звучать (Схема звука).

Предложить детям  из команды «Умницы» бутылочки или пузырьки (Дети приставляют бутылочку к нижней губе и дуют в горлышко - возникает звук). Детям из команды «Умники» приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук.

Всем детям приложить пальцы к горлу во время разговора, почувствовать дрожание.

Воспитатель – Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху. Воздух – помощник человеку и в жизни. Посмотрите на предметы, попробуйте предположить, каким образом он помогает.  (Мельница, автомобильная шина, воздушный шарик, надувная лодка, свисток, музыкальные инструменты).

Заключительная часть.

Воспитатель -  Подведём итог нашего заседания. Предлагаю вам взять со стола по две геометрические фигуры. Это сигналы. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать фигуры. Если вы со мной согласны - поднимайте зеленую, если не согласны - красную. Будьте внимательны.

Слайд «Характеристики воздуха».

Воздух окружает нас со всех сторон - да

Воздух необходим всему живому - да

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим - да

Воздух имеет свой вкус - нет

Чистый воздух  имеет запах  - нет

Человек может жить без воздуха - нет

Воздух – содержит кислород - да

Какой опыт вам запомнился? (Ответы детей). Ребята, я благодарю вас за внимание. Наше заседание заканчивается. На память вы можете взять себе воздушный шар, чтобы  поймать нашего нового знакомого невидимку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Воздух и вода " подготовительная к школе группа

Конспект занятия"Воздух и вода"Подготовительная к школе группа Конспект занятия на тему:  Воздух и вода Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ра...

Занятие на тему « Воздух и его свойства»

Занятие на тему « Воздух и его свойства»( старшая группа)Цель: обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах.Задачи: Обучающие: учить устанавливать простейшие связи, делать...

Конспект открытого занятия на тему: "Воздух и его свойства"

Ребятам очень интересно что такое воздух? Откуда он берется, как его обнаружить? Именно этим мы с ними и занимались на занятии....

Иллюстрации к занятию на тему: "Воздух-невидимка".

Варианты иллюстрированного сопровождения занятия "Воздух-невидимка".   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5573984","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180"...

Конспект занятия по теме "Воздух - невидимка"

Конспекты занятий, мастер классы, презентации...

Технологическая карта занятия по организации исследовательской деятельности с детьми Тема: «Воздух –это невидимка»

Технологическая карта организации исследовательской деятельности с детьми.Тема: «Воздух –невидимка»Дата проведения: 10.04.2023 гГруппа: разновозрастная группа компенсирующей направле...