Формы работы ДОУ с родителями
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Администрация Таштагольского района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 «Аленушка»
Методическая разработка
«Формы работы ДОУ с родителями»
Составитель:
Паршакова Ольга Рахимзяновна
Воспитатель 1 категории
Таштагол
2012
Содержание
Стр.
Введение__________________________________________________________3
I. Семья как система ______________________________________ 4
1.1 Особенности современной семьи ________________________________ 4
1.2 Родители и педагогический коллектив.
Методология взаимодействия ____________________________________ 9
II. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей _______________ 11
2.1 Формы работы с семьей__________________________________________ 11
Заключение__________________________________________________ 18
Литература.
Приложение.
Введение
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни - профессиональную, семейную, досуговую, общественную, личную и др. Социальная грамотность - важный феномен сознания.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических ... Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку.
Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель - родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия.
Исходя из выше изложенного темой моего исследования я выбрала «Формы работы ДОУ с родителями».
Цель: Решение современных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности родителей и педагогов.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
2. Создать системный подход к работе с родителями
3. Выявить наиболее эффективную форму взаимодействия педагогов с
родителями.
I
Семья как система
1.1
Особенности современной семьи
Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношение между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Функции семьи:
1. Воспитательная, которая состоит в удовлетворении потребности в отцовстве и материнстве. Воспитание детей и самореализация в детях.
2. Хозяйственная, состоит в удовлетворении материальных потребностей.
3. Эмоциональная, состоит в удовлетворении потребности в симпатии, уважении, признании.
4. Духовное общение, состоит в удовлетворении потребности в совместном проведении досуга.
5. Первично-социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм всеми членами семьи.
6. Сексуально – эротическая, реализуется в сексуально-эротических потребностях.
Рассмотрим черты, присущие современной семье.
1. Соматическая (медицинская), в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов. По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С., почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. С 1992 по 2001 год в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25%. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.
В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей - до трех лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению психологов, заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.
2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством», проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных в современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальная. Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимоотношений с окружающими. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребенка, просят именно педагога оказать им помощь. Педагог способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой самих детей.
3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная - это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни при водит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рассматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники культурных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.
Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог-ребенок-родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.
Исследования показывают, что родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако и 35 - 40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но 11 их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать фрустрацию, трудности взаимодействия.
Психологическая особенность поздней юности (возраст 18 - 25 лет) - осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества, обычно трудно переносимого. Кстати, это одна из причин ранних браков: иллюзия, что любимый человек спасет от этого одиночества; на самом деле непрожитое одиночество, с которым человек не научился справляться, «выстрелит» В него самого же на более поздних стадиях развития, а заодно отрекошетит в ребенка и партнера по браку.
Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью самоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и независимость намного труднее. Самостоятельные решения молодые люди учатся принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе с взрослыми и делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается.
Еще одна проблема - удлинение периода детства: нередко молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Чувство обладания благами, не заработанными самостоятельно, а полученными от родителей, может породить инфантилизм и иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремленность и силу воли. Отсутствие этих качеств неблагополучно сказывается на родительской роли, примерить которую на себя вынуждены молодые люди (по незнанию противозачаточных мер; из стремления быть взрослым; из стремления удержать партнера и по другим неуважительным и уважительным причинам).
Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 - 30 лет) - установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиваться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он не может положиться, кроме себя. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребенка (чаще мама), может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с окружающими. Другая крайность - попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.
Возраст 35-45 лет (средняя зрелость) - время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. Оно соединяется с вопросами, что достигнуто, и что в действительности означает жизнь. В этот момент своей жизни человек нередко начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет (и даже если он их достиг, все равно может испытывать разочарование). Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек склонен мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже поздно что-либо менять» и «уже не успеть». Внутренняя драма обязательно сказывается на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучным родителем. Некоторые родители, в стремлении «успеть» И начать жизнь с нового листа, пробуют развестись и создать новую семью. В эпицентре развода оказывается ребенок, для которого развод по масштабам горя взрослого сравним разве что с началом войны, когда рушится мир.
Центральная тема средней зрелости - желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Для большинства людей это самый продуктивный период жизни: люди поглощены работой. Такое стремление быть полезным и продуктивным определяет способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, что в свою очередь делает человека счастливым. Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребенка, которого родители стремятся всему научить, развить, его готовят к той самой жизни, которой не удалось пожить самому «я всегда хотел рисовать, но меня не водили в художественную школу, мой ребенок это получит»), стремятся, чтобы ребенок реализовал их собственные мечты, воплотил их в своей жизни. Потерпевший на этой стадии неудачу имеет тенденцию оказаться поглощенным только самим собой. В этом возрасте человек формулирует свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с учетом этого новые цели или скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает это время и с новыми планами вступает на следующую стадию своей жизни.
Весь период взрослости - это освоение экзистенциальных социальных ролей - роли Матери и Отца. Потребности детей словно «включают» пол родителей. Только женщина может кормить грудью малыша, только мужчина может дать ребенку образец мужского поведения. Мать и отец выступают по отношению к ребенку как Женщина и как Мужчина, реализуя свою сущность. Достаточно хорошая мать - это мать, уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача, а не притворство, игра). Отцовское присутствие «на сцене», как полагают исследователи, важно время от времени. Важнее не сколько он остается на сцене, а что делает в свой «выход». Поэтому занятость родителей часто оказывается ни при чем. Часто она - отговорка, выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, на детский сад, школу. В этом смысле задача ДОУ: вернуть родителей собственным семьям, научить их быть родителями своим детям.
1.2
Родители и педагогический коллектив. Методология взаимодействия
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия.
Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумение родителей правильно воспитывать свое дитя - одна из причин возникновения жестокости. На первый взгляд, эта проблема решается легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать ребенка. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания иногда лежат гораздо глубже - в родительских мотивах (желание иметь в своем распоряжении объект для манипулирования; бессознательная потребность перенести на малыша унижение, которому подверглись когда-то сами; страх и неприятие каких-то проявлений в собственных детях, потому что это слишком напоминает самого родителя, причем не с лучшей стороны; потребность найти выход для подавленных чувств и др.), причина может быть в сложившейся системе взаимоотношений в семье. Учет этих сложнейших механизмов функционирования семьи осуществляется с помощью системного подхода.
Системный подход формирует объемный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, указывает на неоднозначность нарушения, на его комплексность. А значит, простого совета, как изменить ситуацию, быть не может.
Семья как любая система - самоорганизующаяся. Иначе говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями общества в виде правил, норм. Например, в глазах воспитателя, психолога семья может выглядеть благополучной, но на самом деле испытывать огромные трудности, которые до поры до времени скрывает от не слишком внимательных и наблюдательных глаз; семья может создать о себе любой миф (для окружающих), чтобы сохранить иллюзию целостности, от которой страдают сами члены семьи, особенно - дети.
Системный подход означает, что семья - не просто сумма ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Простая аналогия может лучше иллюстрировать это положение ингредиенты для супа не то же самое, что сам суп, именно последовательность, способ приготовления и сочетаемость, «взаимосвязь» за время кипения образуют суп как нечто особое, самостоятельное, чем отдельно взятые картошка, морковь, капуста и бульон.
Семья - это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным.
Благодаря системному подходу специалисты научились помогать изменять взгляды и взаимодействия в семье таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пессимистичными, агрессивными, и обучать членов семьи ответственности за свои слова, поступки. Итак, кратко резюмируем сказанное.
- Семья - это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы.
- Проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение, скажем ребенка или мамы, имеет разные причины. Важно увидеть причины, ведущие к усилению или ослаблению проблемного поведения.
- Циркулярность процессов в семье. Если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности.
- Проблема в семье обязательно выполняет какую-то функцию.
Несмотря на свою болезненность, она часто становится в чем-то выгодной для всех членов семьи, и потому так трудно порой изменить поведение и установки членов семьи: им так удобно, привычно, понятно.
Общение самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения - все дает информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек (будь то взрослый или ребенок) умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей! У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей - на детей, у детей - на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и детей и т.д.
Общение само по себе - деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников детского сада. Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь семью в психолого-педагогический процесс.
Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес - возбуждение - чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Опираясь на эмоцию интереса родителя, воспитатель тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи обязательно включены показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых воспитатель, специалисты доносят до родителей необходимую информацию, предлагаются упражнения, задания, идеи и игры для дома, родители приглашаются на консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделиться собственным опытом.
II
Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей
2.1
Формы работы с семьей
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье, в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Основные формы сотрудничества педагогов и родителей .
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания в детском саду традиционно остаются самой распространенной формой взаимодействия с семьями воспитанников. Неслучайно такая форма работы является востребованной педагогическими коллективами, ведь она позволяет решать целый комплекс педагогических задач дошкольного учреждения:
• осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания;
• формировать позитивный эмоциональный контакт между родителями и педагогами детского сада, внутри родительского коллектива группы;
• реализовывать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и в детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;
- транслировать лучший опыт семейного воспитания;
- повышать авторитет педагогов группы в глазах родителей и др. Родительское собрание в детском саду должно стать важным событием для родителей и педагогов. В результате общения родители не только получают ценную информацию по тому или иному вопросу воспитания, но и вместе с педагогами определяют способы решения возникающих трудностей, намечают пути преодоления детско-родительских конфликтов, учат применять лучшие педагогические инновации в общении со своим ребенком.
Одна из задач общения - раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в ее получении и понять, какой именно информации недостает им. Для этого (помимо диагностического этапа) вместе с логопедами, педагогами разрабатывается тема предстоящей встречи, предварительно спланированной в учебном плане, обсуждаются фрагменты занятий с детьми по данной проблеме, обсуждается, кому лучшe (воспитателю или специалисту) показать занятие. Так показ фрагментов занятия стал важным элементом работы с родителями.
Для повышения качества проведения родительских собраний необходимо грамотно спланировать и организовать эту работу. За две недели до собрания нужно вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты проведения и кратким содержанием собрания, «почтовый ящик» для вопросов и пожеланий родителей. Вместе с детьми приготовить приглашения на родительское собрание, которое можно оформить в виде мяча, цветочка, солнышка. Приглашать нужно всех членов семьи, обращаясь к ним по имени-отчеству. Анкетирование, блиц - опросы помогут определить темы, которые действительно волнуют большую часть родительского коллектива группы.
С целью активизации родительского участия в проведении собраний можно использовать интеллектуальные и спортивные состязания, творческие конкурсы, обязательное участие детей в собрании, решение кроссвордов и ребусов, домашние задания родителям по подготовке того или иного материала, работу «веселой мастерской», в которой родители вместе с детьми своими руками изготавливают поделки, коллажи, рисунки.
Традиционно в детских садах собрания с родителями проводятся 2-3 раза в год. Они включают в себя организационные вопросы и встречи с логопедом или психологом. С них начинается знакомство и работа с родителями. Консультации, советы, ответы на вопросы - вся эта работа персонала - текущая, повседневная в группах при общении воспитателей с семьей. Одни воспитатели беседуют планомерно и регулярно, другие - по необходимости, по мере возникновения проблемы, да и то если есть контакт с родителями. В работе детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических (как известно, ритм, режим благотворно влияет на человека).
Беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.
Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.
Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.
Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями. Но при этом осталось невыяснен:ным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога, что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребенка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.
Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю. Активность воспитателя вызывает ответную активность родителей. Обсуждать с воспитателем педагогические проблемы, искать у него совета и поддержки становится потребностью родителей. У кого, как не у воспитателя своего ребенка, в первую очередь отец и мать должны находить ответы на волнующие их вопросы, кто, как не воспитатель, хорошо знающий ребенка, может дать родителям конкретный квалифицированный совет?
Педагог дошкольного учреждения имеет возможность ежедневно общаться с родителями своих воспитанников. В детском саду и коллективе сверстников, в совместной разнообразной деятельности ребенок проявляет себя ярко и разносторонне. Здесь более явственно обнаруживаются ошибки семьи.
Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.
Доброжелательность воспитателя, обоснованность его оценок и выводов, которые оп делает с позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка в семье.
Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей
Чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы, организуются консультации. Иногда сам педагог видит необходимость провести консультацию по той или иной теме. Часть консультаций посвящается трудностям воспитания детей определенного возраста. Их целесообразно проводить педагогам, работающим в этих группах. Заведующий, врач, музыкальный руководитель ведут консультации по более общим, специальным вопросам; могут быть организованы консультации юриста, учителя начальных классов и др.
Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные в начале консультации), педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Беседа предусматривает диалог, хотя ведет его все же организатор беседы - воспитатель, врач, музыкальный руководитель.
Консультации, как одна из форм индивидуальной, фифференцирпованной работы с родителями, помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой, - побуждает родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявить черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.
Консультации - плановые и неплановые - бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Например, мать обеспокоена плохим аппетитом ребенка и хочет получить консультацию врача. Если подобное явление отмечается и у других детей, организуется групповая консультация. О сроке проведения неплановой консультации педагог заранее договаривается с родителями.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически в определенные дни и часы. План консультаций составляется воспитателями в начале года на основе годового плана детского сада и вывешивается на стенде для сведения родителей каждой возрастной группы.
Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка. Продолжительность консультации - 40 мин. .
Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами всестороннего воспитании детей и потребностей родителей (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают).
Материал для консультации дают воспитателю повседневные наблюдения за поведением детей в детском саду, за взаимоотношениями родителей и детей, беседы с разными членами семьи.
На консультациях конкретизируются некоторые вопросы, поставленные на групповых собраниях, так как родителям порой бывает трудно вычленить из доклада то, что можно использовать в своей семье.
Планируя консультации, надо учитывать уровень подготовленности родителей в вопросах воспитании.
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции (<<Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга», встречи за круглым столом, устные журналы, КВНы, диспуты, «Огоньки», телефон доверия, вечера вопросов и ответов существует, и другие формы работы с семьей которые отражены в таблице 1.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Форма | Время проведения | Место провед. | Состав участников | Кол-во участников | Деятельность участников | Задачи взаим. | |||||||||||||
ежедневно | еженедельно | ежемесячно | 3- 4 раза в год | 1-2 раза в год | по необходимости | В ДОУ | Вне ДОУ | Педагоги-родители | Педагоги-родители-дети | Педагоги родители-специалисты | индивидуально | подгрупповая | коллективная | познавательная | трудовая | досуг | пед.просвещение | вкл.в деят.ДОУ | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
Беседа | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Консультации | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Семинары -практикумы | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Информ. листок | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Информ. стенд | + | + | + | + | |||||||||||||||
Доска объявлений | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Информ. корзина | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Газета, журнал | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Дни открытых дверей | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Посещ. семьи | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Поручения | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Клубы | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
Экскурсии и походы | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
Ящик вопросов и ответов | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Лекторий | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Библиотека | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Родит-ие собрания | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Заключение
Необходимость поиска заработка, перегрузка на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Родители мало уделяют своего внимания детям.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических ... Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
Педагоги в работе с семьей должны учитывать особенности современной семьи. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель - родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
Системный подход формирует объемный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, указывает на неоднозначность нарушения, на его комплексность. А значит, простого совета, как изменить ситуацию, быть не может.
Общение самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения - все дает информацию. Общение само по себе - деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников детского сада.
Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Приложение
Перспективный план работы с родителями.
средняя группа 2007-08 гг.
сентябрь | Оформление уголка для родителей. Экскурсия совместно с родителями. « Ознакомление с памятниками г.Таштагола». День рождения у меня (в течении года). |
октябрь | Родительское собрание «О программе детского сада «Ступеньки нравственности»». Проект: «Птица семейного счастья». |
ноябрь | Кукольный театр с участием родителей. Консультация «Особенности психического развития детей 5 года жизни». |
декабрь | Деловая гостиная: Мероприятие «Снежная постройка». Подготовка к новогоднему утреннику |
январь | Экскурсия совместно с родителями в спорткомплекс «Кристалл». Консультация «Экология и мы». |
февраль | Родительское собрание «Воспитание доброжелательности, чуткости, уважения к взрослым, товарищам». |
март | Праздничное чаепитие с мамами. Консультация « Учимся наблюдать». |
апрель | Экскурсия совместно с родителями на хлебокомбинат. Фотовыставка «Досуг семьи» |
май | Оформление папки передвижки «Осторожно улица!». Родительское собрание «Итоговое». |
Перспективный план работы с родителями
старшая группа 2008 – 09 гг.
сентябрь | 1. Экскурсия в краеведческий музей. 2. Экскурсия в парк «Воинов-интернационалистов». 3. Подготовка к празднику Осени. 4. Консультация « О пользе режима». |
октябрь | 1. Родительское собрание «Речевое развитие детей». 2. Фотовыставка «Остановись мгновение…» 3. Консультация «Логотерапия». |
ноябрь | 1. Консультация «Жизнь и здоровье детей в наших руках». 2. Оформление папки – передвижки, рубрика: «Сезон простуд проходит мимо…». |
декабрь | 1. Конкурс – смотр «Снежная сказка». 2. Подготовка к Новому году. 3. Консультация «От чего страдает речь?» |
январь | 1. Коллективная прогулка в «Снежный городок» (катание на лошади). 2. Оформление папки передвижки «Раз словечко два словечко…» - словесные игры. |
февраль | 1. Родительское собрание «Развитие творчества у детей». 2. Выставка - конкурс поделок из природного материала. |
март | 1. Конкурс «Дивная картина» (поделка из крупы). 2. Консультация «Досуг детей». |
апрель | 1. Оформление альбома «Наши мамы и папы трудятся». 2. Составление генеалогического древа «Моя семья». 3. Консультация «Без прошлого нет будущего» (о необходимости ознакомления детей с историей семьи). |
май | 1. Родительское собрание «Итоговое». 2. Конкурс – смотр « Цветочная клумба». 3. Консультация « Воздух, солнце и вода – наши верные друзья» (о закаливании) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активные формы работы логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми"
Сотрудничество логопеда с родителями....
Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы
Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....
Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы
Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....
Обобщение опыта работы «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
Стажировочная площадкаЗаседание № 2«Информационно-аналитическое и наглядно-информационное направление работы педагогов с родителями»....
Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями.Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.
Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф...
Современные формы работы ДОУ с родителями - Родительский университет «Профессия быть родителем»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...