Современные формы работы ДОУ с родителями - Родительский университет «Профессия быть родителем»
статья

Качура Ольга

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В совместном воспитании детей есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной  и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий дошкольных учреждений и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_plenarnoe_zasedanie.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы работы ДОУ с родителями - Родительский университет «Профессия быть родителем»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В совместном воспитании детей есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной  и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий дошкольных учреждений и семьи.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Как заинтересовать родителей, включить их в воспитательно-образовательный процесс детского сада?

Коллектив нашего детского сада стал искать пути для решения данной задачи, в следствие чего в 2017 году был разработан проект программы Родительского университета «Профессия быть родителем». Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и ДОУ при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения. Данная программа является педагогически целесообразной, поскольку именно организация специальных занятий для родителей в неформальной обстановке способствует оптимизации семейных отношений, является своеобразной профилактикой трудностей. Вместе с тем, она влияет на воспитательный потенциал семьи, помогает создать благоприятный климат, эмоциональный комфорт для ребёнка. Объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание.

Целевая группа, на которую рассчитан проект:

- родители (законные представители) воспитанников ДОУ,

- родители (законные представители) детей, не посещающих ДОУ.

Первым этапом было изучение семей (наблюдения, индивидуальные беседы, социологический опрос родителей - изучение запросов, потребностей и ресурсов, анкетирование и т.д.), а также разработка программы. Для оказания услуги большему числу родителей (законных представителей) мы распространяли информацию о предстоящих мероприятиях на сайте детского сада /mbdou16maykop.ru/, информационном стенде учреждения, в уголках для родителей, в микрорайоне, использовались возможности социальных сетей:  Instagram, WhatsApp. В данную работу были включены все педагогические работники детского сада.

Вторым этапом мы апробировали программу: коллективные консультации, родительский лекторий по разным темам, семинары, спортивные мероприятия, конкурсы и многое другое. Основное достижение этого этапа – развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании и возникновение новых образовательных запросов.

Проведя анализ данной работы, мы пришли к выводу, что участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его развитии. Именно организация специальных занятий для родителей в неформальной обстановке способствует оптимизации семейных отношений, является своеобразной профилактикой трудностей.

Реализация плана мероприятий Родительского университета осуществлялась как в очном режиме, так и в дистанционном.

В  очном режиме  использовались современные и традиционные формы  взаимодействия: родительский лекторий по различным актуальным темам; теоретические семинары, семинары-практикумы, дискуссионные занятия (родительские собрания в форме - «круглого  стола», диспута, проблемного поединка, диалога –  спора  и др.), семейная гостиная, тренинги, конкурсы, акции, выставки  семейной направленности, семейные спортивные встречи, библиотека литературы для родителей, консультирование, игровая деятельность с детьми и многое другое.

За 2018 год специалистами проведено более 100 индивидуальных консультаций для родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ, а также родителей (законных представителей) детей, не посещающих ДОУ по запросам. Предоставлена эффективная помощь родителям в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей раннего и дошкольного возраста специалистами детского сада.  Проведение консультаций фиксировалось в журналах регистрации обращений и в журнале учета работы Консультативного пункта.  В декабре 2018 г. родителей консультировали педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог по предварительной записи. Информация о работе центра освещалась через сайт ДОУ, социальные сети Instagram, WhatsApp. Родители получали квалифицированную помощь, рекомендации.

С помощью системы дистанционного управления можно включить в процесс Родительского университета родителей, не имеющих возможность посещать занятия, в связи с недостатком времени и другими причинами. На официальном сайте учреждения был размещен курс лекций по основам детской психологии и педагогики «Профессия быть родителем», а также создан раздел «Родительский Университет», где размещался материал по модулям: «Педагогическое просвещение», «Психологическое просвещение», «Социально-правовое просвещение», «Практический» и другой методический материал. Помимо этого, размещались промоакции (анонс планируемых мероприятий), что увеличивало количество участников.

«Родительский университет» является местом, где всегда есть возможность развивать свои творческие способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества. При этом учитываются интересы родителей, отсутствует жесткая регламентация, при планировании содержания и проведении занятий соблюдены вариативность, динамичность и гибкость.

Одним из путей повышения качества работы в рамках выбранного направления мы видим установление прочных связей с социумом. Считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с различными центрами дает дополнительный импульс в реализации нашей программы. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, родителей, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Это в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Наш детский сад тесно сотрудничает с детской поликлиникой, учреждениями дополнительного образования, музеями, библиотеками, дошкольными и общеобразовательными учреждениями, высшими учебными заведениями.

Опыт работы Родительского университета позволил нам сделать следующие выводы: для того, чтобы работа с родителями приобрела особое значение и стала актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых, быть первым помощником семейного воспитания.

С данным проектом мы приняли участие в открытом конкурсе, проводимом Министерством просвещения Российской Федерации в целях обеспечения реализации мероприятия «Субсидии на реализацию проектов, обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет» основного мероприятия «Содействие развитию дошкольного образования» направления (подпрограммы) «Содействие развитию дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». По итогам конкурсного отбора наше учреждение было признано победителем.

Благодаря средствам гранта, в учреждении был подключен высокоскоростной Интернет, закуплено оборудование, оргтехника, что позволило создать условия для функционирования детско-родительского клуба, оснащена развивающая предметно-пространственная среда детского сада, создана сенсорная комната.

Таким образом, родительский университет был навигатором в системе взаимодействия родителей и педагогов детского сада. Поставленные цели и задачи Программы были выполнены. Мы готовы к дальнейшему ее совершенствованию и улучшений. Считаем, что опыт работы нашего учреждения в данном направлении оказался плодотворным и способствовал оптимизации семейных отношений, являясь своеобразной профилактикой возможных трудностей детско-родительских взаимоотношений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы

Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....

Родительский Университет -современная форма работы с родителями в ДОУ

Материал предназначен для воспитателей ДОУ, содержит анализ педагогического опыта родителей дошкольников....

презентация Родительский университет- современная форма работы с родителями

формо                         Эффективной формой работы с  родителями в нашей группе стал Родительский Университет, построенный на...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

РИП по теме:« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Наше учреждение имеет опыт работы в  инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись  с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ  от  жи...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....

Родительский клуб "Семицветик" (Современные формы работы с родителями)

      В рамках проекта Родительского университета в нашем детском саду с 2019г.  активно используется форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленно...