"Роль игры с правилами в формировании у детей готовности к школе".
статья (подготовительная группа) по теме
В работе раскрыта тема влияния игры с правилами на всестороннее развитие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igra.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад комбинированноговида № 16 Адмиралтейского района г.Санкт_Петербурга
«Роль игры с правилами в формировании у детей готовности к школе»
Автор работы :
Лучкина Мария Павловна
Санкт-Петербург
2013
Введение
Подготовить ребенка к школе – это, значит, содействовать воспитанию у него осознанного положительного отношения к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе; содействовать развитию потребности в книге, стремлению научиться читать.
Очень важно понимать, что все компоненты готовности к школьному обучению формируются у ребенка неравномерно. Высокий уровень интеллектуальной готовности не означает, что ребенок достаточно себя контролирует. А высокая мотивация к обучению не означает, что ребенок готов к общению со сверстниками и учителем. Поэтому вывод о готовности к школе делается только на основе комплексного анализа всех показателей.
Гипотеза:
Развитие детей предшкольного возраста в игре с правилами будет эффективно, если обеспечить:
*систему использования игры с правилами в совместной деятельности детей и взрослых, в режимных моментах, самостоятельной деятельности;
*познавательную активность детей в игре;
*планирование игры в пределах задач всестороннего развития и возраста детей.
Глава 1
1.1. Подготовка детей к школе.
Сегодня широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Основными критериями подготовки ребенка к успешному обучению в школе являются: психологическая, эмоциональная, и интеллектуально-волевая готовность.
Что понимается под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, пропорции и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Личностная готовность.
Это потребность общаться со сверстниками и умение общаться, а также адекватность самооценки. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. Ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости – качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ходить в школу и учиться – две большие разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер: « Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Важны для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки нужно нарабатывать ежедневно. Готовя ребенка к школе, необходимо развивать его мышление, интерес к познанию, воспитывать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.
В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов, уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений. При подготовке к школе нельзя забывать о развитии памяти: зрительной, слуховой, эмоциональной. Память развивают с помощью специальных приемов. Делать это лучше в игровой форме, добиваясь не только дословного запоминания, но и общего понимания. Недостаточно развитое воображение затрудняет мыслительную деятельность, решение творческих задач.
1.2 Особенности познавательных способностей.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. К этому времени активно развиваются познавательные способности. Сейчас основная характеристика всех познавательных процессов – это их непроизвольный характер. За любимым занятием дошкольник может просидеть и полчаса, не отрываясь. Если же нужно целенаправленно чем-то заняться, внимание ребенка может стать крайне неустойчивым. Непроизвольность означает, что дошкольник еще не умеет управлять своим познанием. И этот момент принципиально важный, ведь главная особенность обучения в школе состоит как раз в том, что внимание на уроках нужно удерживать целенаправленно.
Происходит постепенный переход от игровой мотивации к познавательной. Новое знание становится все более интересным уже само по себе, а не как «побочный эффект» игры. Познавательный интерес проявляется не обязательно в связи со школой. К семи годам завершается процесс формирования речи, далее ребенок уже сознательно изучает родной язык. Ребенок способен логично и правильно рассуждать, но делает это только на основе собственного наблюдения.
Становится более устойчивым запоминание. Дошкольник уже в состоянии запомнить большой объем информации при условии, что это было ему интересно. Активно развивается воображение, многие дети в дошкольном возрасте буквально живут в собственном мире фантазий и выдумок.
В 5-7 лет на первый план выходят так называемые «игры по правилам». В этом возрасте особое значение начинают приобретать правила игры. Он перенимает их уже готовыми или придумывает сам, четко следит за их выполнением. В такой игре происходит усвоение и принятие некоторых внешних правил. В игре с правилами дети сначала учатся контролировать друг друга, а потом уже каждый - самого себя. Это умение контролировать себя будет востребовано при поступлении в школу.
В игре развивается произвольность, то есть умение сознательно управлять своим поведением, подчинять его правилу. В игре ребенок узнает, что такое «хорошо» и «плохо». Ролевые игры быстро помогут усвоить основные правила и нормы.
В течение всего периода дошкольного детства формируется самосознание ребенка. Появляется самооценка, чаще всего она немного завышена. Завышенная самооценка помогает ребенку без страха осваивать новые виды деятельности, не боясь ошибиться или быть осмеянным, но к концу года самооценка становится более объективной.
1.3.Игра в жизни дошкольника.
В воспитании и развитии ребенка-дошкольника ведущая роль принадлежит игре. Это утверждение давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Именно при помощи игры происходит умственное, нравственное и физическое развитие. Причем все компоненты развития связаны между собой, если один из них не сформирован, то остальные дальше просто не развиваются. Игра представляет собой особую деятельность, которая процветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.
Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:
1. Игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне.
2. Игра как средство приобретения и проработки знаний.
Психолог А.Н.Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.
А.С.Макаренко так характеризовал роль детских игр: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Д.В.Менджерицкая считала: «Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта».
Для развития игровой деятельности необходимы определенные условия:
*место
*время
*предметно-развивающая игровая среда
*единство требований детского сада и семьи
Право ребенка на игру предоставляется не только в специально отведенное время, но и в процессе любой деятельности в течение дня.
Современная классификация игр
Игры
Игры с правилами: Творческие: Строительно- конструктивные
*подвижные *сюжетно-ролевые
*дидактические * театрализованные
(настольно-печатные, * драматизация
словесные, *режиссерские
игры с предметами) *хороводные
*развивающие *музыкальные
*игры-имитации
*игры-пантомимы
Различные виды игры – это самостоятельные образования, имеющие изначально независимые линии развития. Каждый вид игры по мере развития способностей и умения ребенка становится все более сложным. Разные виды игры, возникая как относительно самостоятельные, лишь на достаточно поздних ступенях дошкольного возраста смыкаются в сложное интегративное образование.
В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым.
Особенности игры с правилами.
Рассматривая игру с правилами как «социокультурный» феномен, один из видов традиционных игр, исследователи, прежде всего, отмечают свойственную ей стабильность формы сохранение базовой структуры при разнообразии вариантов.
Игра с правилами «характеризуется наличием четкой системы правил, которой подчиняется поведение игроков. Правила носят безличный, договорной и обязательный характер для всех участников. Это не исключает различных вариантов игр и модификации правил, но, как только участники договорились о правилах и варианте игры, они обязаны их соблюдать» (И. Ивич, 1987.С.145).
Игра с правилами наиболее полно может быть определена через две специфические составляющие:
* договорные, обязательные для всех правила.
* состязательные отношения с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон.
В рамках этнографических исследований разработаны различные классификации игры с правилами. Наиболее четкую классификацию приводит
Х. Шварцман:
1 игры, основанные на ловкости;
2 стратегические игры, требующие умственной компетенции;
3 игры, основанные на случайности, удаче (где результат не зависит от физической или умственной компетенции играющего).
В качестве оснований для классификации используются также характеристики, связанные с:
1 предметами, вокруг которых строится игра;
2 направлением развития, которое осуществляется в игре;
3 структурой игровой группы, наличием или отсутствием центральной, доминирующей функции в игре.
Что такое дидактическая игра? Это игра, предназначенная для реализации целей обучения.
Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей. В данной работе дидактическая игра рассматривается с точки зрения средства для развития сенсорной ориентировки детей, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, счетных умений, речи.
Предназначение дидактической игры – облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире, классифицировать предметы, способствовать включению детей в коллектив, выработке у них уверенности в себе, желания говорить.
В ряде работ осуществлялись попытки детального анализа дидактической игры (А.К.Бондаренко, 1985; А.И.Сорокина, 1982, и другие). Так, А.К.Бондаренко разделяет дидактическую игру на игру с предметами, настольно-печатную, словесную. Рассматривая структуру дидактических игр, она выделяет следующие ее компоненты:
1 обучающую дидактическую задачу (ставит перед детьми педагог);
2 правило игры;
3 игровое действие.
В игре с правилами правила стабильны и должны сохраняться в течение всей игры. Говоря об организации условий для освоения детьми игры с правилами, необходимо определить содержание усвоения, возраст, средства, предполагаемые сдвиги в самостоятельной деятельности детей. Освоение игры с правилами может идти параллельно и достаточно независимо от развития сюжетной игры.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Подвижные игры – разнообразны по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения.
Систематическая работа по формированию игры с правилами способствует развитию детей, существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой, - проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем…
В ряде педагогических и психологических работ (З.В. Мануйленко, 1948; Т.А.Маркова, 1968; А.П.Усова, 1962; Д.В. Эльконин, 1989, и др.) указывается на тот факт, что правило эффективнее выступает регулятором поведения ребенка, если оно внутренне принято или выбрано им самим.
В любой игре содержится два вида типа правил:
1 правила действия
2 правила общения с партнерами.
Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве.
Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.) В некоторых играх все действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательности. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами, что дает возможность наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. А ответственная, привлекательная главная роль способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.
Вывод: правила в простой и доступной форме приучают детей к организованности, ответственности, самоограничению, развивают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим. Если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать своё развивающее значение.
Глава 2
2.1. Особенности игры с правилами в группах предшкольной
подготовки.
Цель: Выявить уровень развития игры с правилами в подготовительной группе.
Для решения этой цели были проанализированы режимные моменты, проведено наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.
Таблица мониторинга усвоения детьми правил игры (Н.Ф.Комарова «Комплексное руководство играми» М. 2010)
Наблюдая за детьми, мы заметили быструю утомляемость детей, не все умеют контролировать свои поступки, не всегда могут объяснить причины своих поступков, с трудом вступают в контакт с новыми людьми, с трудом соблюдают правила игры, плохо запоминают последовательность игровых действий. Поэтому необходимо использовать игры, которые помогли бы ребенку лучше подготовиться к обучению в школе. Продумать необходимые правила для успешного проведения игры.
В работе показано влияние игры с правилами на всестороннее развитие дошкольника..
Вывод: Систематическое использование и разнообразие игры с правилами поможет успешно подготовить детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с правилами в формировании готовности детей к школьному обучению.
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения и у...
Роль игры с правилами в формировании зож у детей старшего дошкольного возраста
Статья о формировании зож у дошкольников посредством игр с правилами...
Игры с правилами в формировании готовности детей к школьному обучению.
Цель игры – путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что нахо...
Конспект интеллектуальной игры по правилам дорожного движения для детей подготовительной к школе группы «Что? Где? Когда?»
Представленный конспект интеллектуальной игры разработан для проведения с детьми 6-7 лет для работы в группе общеразвивающей направленности.Цель игры – систематизировать знания детей о правилах ...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Родительское собрание в саду. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....