Конспект интеллектуальной игры по правилам дорожного движения для детей подготовительной к школе группы «Что? Где? Когда?»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Представленный конспект интеллектуальной игры разработан для проведения с детьми 6-7 лет для работы в группе общеразвивающей направленности.

Цель игры – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, культурного и безопасного поведения на улице, дорогах и в транспорте.

            В ходе деятельности предусматриваются: задания, предполагающие использование демонстрационного материала (конверты с цифрами от 1 до 6, карточки с буквами «МЕДАЛЬ», песочные часы в 1 минуту, иллюстрации дорожных ситуаций, презентация по теме занятия, настенный игровой макет дороги, черный ящик, знаки дорожного движения: «Дети», «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Остановка общественного транспорта» и наличие раздаточного материала на каждого ребенка.

Конспект включает в себя 3 части: 1 - вводная часть (организационный момент, заинтересовывающее начало), 2 - основная часть (состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом и целью); 3 - заключительная часть (обобщение, вручение медалей).

            По ходу игры дети выполняют различные задания, которые организуются в разных зонах группового пространства. Участие в деятельности подводит детей к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения; способствует формированию навыков безопасного поведения на дорогах, улице, в транспорте и закреплению знаний о дорожных знаках – предупреждающих, запрещающих, информационно – указательных, воспитывает культуру поведения на улице и в общественном транспорте, умению работать в команде, сосредоточенность, умение договариваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_intellektualnoy_igry.docx46.83 КБ
Файл prilozheniya._pdd_docx.docx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавлик» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Конспект

интеллектуальной игры

по правилам дорожного движения

для детей подготовительной к школе группы

«Что? Где? Когда?»

Составила:

Никитина Елена Витальевна

воспитатель  муниципального  бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида

№ 48 «Журавлик»

города  Новочебоксарска Чувашской Республики

2022 год.

Пояснительная записка:

Представленный конспект интеллектуальной игры разработан для проведения с детьми 6-7 лет для работы в группе общеразвивающей направленности.

Цель игры – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, культурного и безопасного поведения на улице, дорогах и в транспорте.

        В ходе деятельности предусматриваются: задания, предполагающие использование демонстрационного материала (конверты с цифрами от 1 до 6, карточки с буквами «МЕДАЛЬ», песочные часы в 1 минуту, иллюстрации дорожных ситуаций, презентация по теме занятия, настенный игровой макет дороги, черный ящик, знаки дорожного движения: «Дети», «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Остановка общественного транспорта» и наличие раздаточного материала на каждого ребенка.

Конспект включает в себя 3 части: 1 - вводная часть (организационный момент, заинтересовывающее начало), 2 - основная часть (состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом и целью); 3 - заключительная часть (обобщение, вручение медалей).

            По ходу игры дети выполняют различные задания, которые организуются в разных зонах группового пространства. Участие в деятельности подводит детей к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения; способствует формированию навыков безопасного поведения на дорогах, улице, в транспорте и закреплению знаний о дорожных знаках – предупреждающих, запрещающих, информационно – указательных, воспитывает культуру поведения на улице и в общественном транспорте, умению работать в команде, сосредоточенность, умение договариваться.

Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, культурного и безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте.

Задачи:

Образовательные: подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения; продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах, улице, в транспорте; продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими, информационно – указательными.

Развивающие: развивать способность совместно заниматься выбранным делом, продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление, память, наблюдательность, умение предвидеть и разрешать опасную ситуацию, быть внимательным, сосредоточенным.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на улице, на дорогах и в общественном транспорте; воспитывать умение работать в команде, сосредоточенность, умение договариваться.

Речевые: активизировать в речи детей названия знаков дорожного движения.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.

Материал и оборудование:  

Оборудование: ноутбук, проектор, экран проекционный, флешкарта, макет игрового поля, разделенный на 6 секторов.

Демонстрационный материал: конверты с цифрами от 1 до 6, карточки с буквами «МЕДАЛЬ», песочные часы в 1 минуту, иллюстрации дорожных ситуаций, презентация по теме занятия, настенный игровой макет дороги, черный ящик, знаки дорожного движения: «Дети», «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Остановка общественного транспорта».

Раздаточный материал: игра «Разложи правильно»  предупреждающими, запрещающими, информационно - указательными знаками), медали «Лучшему знатоку правил дорожного движения». 

Предшествующая работа: целевые прогулки на дорогу, наблюдение за машинами и пешеходами на улицах города, рассматривание книжных иллюстраций, чтение рассказов, заучивание стихов, отгадывание загадок по теме, совместное изготовление лепбука «Правила дорожного движения», просмотр мультфильмов из серии «Смешарики» по ПДД.

Методические приемы:

  1. Организационный момент.
  2. Заинтересовывающее начало (внесение флешкарты).
  3. Показ видеообращения родителей.
  4. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

- 1 раунд «Разложи правильно»;

- 2 раунд «Назовите правила поведения в общественном транспорте»;

- 3 раунд «Отгадай загадки»;

  1. Физкультминутка.

- 4 раунд «Дорожные ситуации»;

- 5 раунд «Блиц вопросы»;

- 6 раунд и/у «Устрани ошибки в организации дорожного движения на данном участке дороги».

6.  Подведение итогов деятельности. Награждение победителей.

Информационные ресурсы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 368 с.
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  3. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008.
  4. Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. – М., Изд-во «Феникс», 2008.
  5. Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками– «Сибирское университетское издательство», 2007.
  6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М., «Мозаика-синтез», 2009.
  7. Шалаева Г. П. «Мои друзья дорожные знаки» - АСТ, 2009.
  8. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М., «Сфера», 2010.
  9. Интернет – ресурсы.

Ход игры:

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

(Воспитатель привлекает внимание детей).

Заинтересовывающее начало.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Предполагаемый ответ детей - флешкарта.) Как вы думаете, для чего нужны флешкарты? (Предполагаемый ответ детей - на флешкартах хранится разная электронная информация.) Интересно, какая информация может храниться на этой флешкарте? (Предполагаемый ответ детей - может быть на нее скачан мультфильм или компьютерная игра и т. д.) Предлагаю вставить эту флешку в компьютер и посмотреть ее содержимое.

(Воспитатель вставляет флешку в ноутбук и обнаруживает видеописьмо от родителей воспитанников группы).

Слайд 1. «Здравствуйте, дорогие наши ребята! Совсем скоро вы попрощаетесь со своим любимым детским садом и пойдете в школу. Впереди вас ожидает много нового, интересного, неизведанного.  Мы - ваши родители, очень переживаем за вашу безопасность, так как на дорогах города вас могут подстерегать разные опасности. Чтобы с вами не случилось беды и вы смогли быть уверенными в дорожных ситуациях, мы приглашаем вас принять участие в игре «Что? Где? Когда?», где вас ожидают разнообразные задания по безопасности на дороге. Надеемся, что вы справитесь с ними и в конце игры сможете получить заслуженную награду». 

Воспитатель: Ну что, ребята, покажем нашим мамам и папам наши знания правил дорожной безопасности? Предлагаю познакомиться с правилами игры «Что? Где? Когда?».  Вы - команда знатоков. Против вас играют ваши родители. В игре всего 6 раундов. За каждое правильно выполненное задание вы получите конверт с цифрой, который вам поможет в конце игры получить обещанную родителями награду.  Вопросы обсуждаете всей командой, а отвечать будет один игрок.  На обсуждение каждого вопроса вам дается 1 минута. Если ответ вам известен, вы можете ответить досрочно и сэкономить 1 минуту, которую сможете использовать при ответе на другой вопрос, в ответе на который у вас возникнут трудности.  Я предлагаю знатокам занять свои места за игровым столом. (Приложение 1).

2. Основная часть.

(Дети рассаживаются за игровым столом).

Воспитатель: Итак, начинаем нашу игру. Крутите барабан.

(Дети по очереди крутят барабан).

1 раунд. Стрелка указала на сектор № 5. Вопрос задает мама Лены Фоминой - Екатерина Владимировна.  Внимание вопрос: "Уважаемые знатоки, разложите знаки дорожного движения по группам ". (Приложение 2).

(Работа в парах).

Итак, минута пошла.

(Ставятся песочные часы на 1 минуту).

Ведущий: Закончилось время обсуждения, ваши ответы.

(Предполагаемые ответы детей: к запрещающим знакам относятся: «Движение пешеходам запрещено», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен», «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена».

К предупреждающим знакам относятся: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Велосипедная дорожка», «Регулируемый перекресток», «Дорожные работы», «Дети», «Трамвайная дорога».

К информационно – указательным знакам относятся: «Пешеходный переход», «Место для стоянки», «Подземный переход», «Надземный переход», «Место для остановки трамвая», «Место для стоянки автобуса», «Жилая зона», «Конец жилой зоны».

Ведущий: Игроки отлично справились с заданием, счёт 1-0 в пользу знатоков и вам вручается первый конверт с цифрой 5.

(На поднос выкладывается конверт с цифрой 5).

Ведущий: 2 раунд.  Сектор № 1. Вопрос задает мама Димы Алексеева Валентина Юрьевна. Внимание вопрос: «Уважаемые знатоки, назовите, пожалуйста, правила поведения в общественном транспорте». Если вопрос понятен, приступайте к обсуждению.

(Ставятся песочные часы на 1 минуту. Дети обсуждают вопрос в команде).

Ведущий: Минута прошла, кто хочет ответить на вопрос?

 

(Выслушиваем ответ знатоков).

(Предполагаемый ответ детей: уступи место старшим; не прислоняйся к двери; держись за поручни; не ешь в транспорте; не мешай пассажирам выходить и заходить в транспортное средство; не разговаривай громко; не высовывайся из окна и т.д.).

С заданием справились, счёт 2-0 в пользу знатоков и вам вручается следующий конверт с цифрой 1.

(На поднос выкладывается конверт с цифрой 1).

Ведущий: Игра продолжается. 3 раунд. Стрелка барабана указала на сектор № 3. Перед вами черный ящик. (Приложение 3). Вопрос от мамы Полины Гавриловой Ирины Владимировны. Внимание на экран.

(На экране мама Полины Гавриловой).

Слайд № 2. Мама: Уважаемые знатоки, вам нужно угадать, какие знаки дорожного движения спрятаны в черном ящике? Для этого вам надо отгадать мои загадки.

Загадка №1.

Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете

В этом месте ходят дети! (Предполагаемый ответ детей – «Дети»).

Загадка №2.

Под этим знаком, как ни странно,

Все ждут чего-то постоянно.

Кто-то сидя, кто-то стоя.

Что за место здесь такое? (Предполагаемый ответ детей - «Остановка общественного транспорта»).

Загадка № 3.

На дорожном знаке том

Человек идет пешком.

Полосатые дорожки

Постелили нам под ножки.

Чтобы мы беды не знали

И по ним вперед шагали. (Предполагаемый ответ детей - «Пешеходный переход».)

Загадка №4.

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …? (Предполагаемый ответ детей - «Подземный переход».)

Ведущий: Открываем черный ящик и достаем дорожные знаки: «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пешеходный переход», «Подземный переход». Игроки безошибочно справились с заданием, счёт 3-0 в пользу знатоков и конверт с цифрой 3 оказывается на их подносе.

(На поднос выкладывается конверт с цифрой 3).

Ведущий: Продолжаем нашу игру. 4 раунд. Крутим барабан. Сектор № 2. Я на правах ведущего ставлю физкультурную паузу.

(Физкультминутка).

Поработали, ребятки!

А теперь все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь, (повороты туловища влево, вправо)

Наклонитесь, (наклон вперед, достаем пальцами рук носочки)

Поднимитесь, (выпрямляемся),

Руки вверх и руки вбок (руки вверх и на пояс)

И на месте прыг да скок! (прыжки на месте на двух ногах)

А теперь бежим вприпрыжку, (подскоки на месте)

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг (замедленная ходьба на месте)

И на месте стой! Вот так! (Останавливаемся)

Ведущий: 4 раунд. Игра продолжается. Вопрос от мамы Степы Иванова Анны Николаевны: «Уважаемые знатоки, как нужно правильно себя вести в данных дорожных ситуациях?» (Приложение 4).

(Ставятся песочные часы на 1 минуту).

(Рассматривание иллюстраций дорожных ситуаций.)

Ситуация №1. Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части. Проезжая часть предназначена для движения транспортных средств, а ролики не являются транспортным средством. Дети подвергают опасности свою жизнь и других участников дорожного движения. Обратите внимание - дети катаются без специального защитного оборудования. (Предполагаемый ответ знатоков - кататься на роликах можно во дворах, в специально отведённых местах, в парках, где нет запрещающих знаков. Нужно выбирать для катания наименее людные участки, внимательно относиться к другим пешеходам).

Ситуация №2. Дети играют с мячом вблизи проезжей части. Мяч выкатывается на дорогу. Дети, не убедившись в отсутствии машин на дороге, выбегают на проезжую часть и чуть не попадают под машину. (Предполагаемый ответ знатоков - нельзя играть вблизи проезжей части и выходить на проезжую часть, не убедившись, что на ней нет машин.  Дети должны были дождаться, пока проедет автомобиль).

Ситуация №3. Дети на противоположной стороне проезжей части увидели своего друга с мороженым в руках, но дорогу в этом месте можно переходить только по подземному переходу. Дети не захотели спуститься в подземный переход, а решили перебежать проезжую часть между машинами. (Предполагаемый ответ знатоков - нельзя перебегать дорогу в неположенном месте). 

Ведущий: Молодцы ребята, вы правильно решили дорожные ситуации, счёт 4-0 в пользу знатоков. Следующий конверт с цифрой 4 оказывается на вашем подносе.

(На поднос выкладывается конверт с цифрой 2).

Предлагаю вернуться на свои места за игровым столом.

(Дети присаживаются на свои места за игровым столом).

Ведущий: Раунд 5.  Крутите барабан. Стрелка остановилась на секторе № 4. Блиц – вопросы от папы Софьи Ивановой для каждого члена команды. Внимание, короткие вопросы -  короткие ответы:

1).  Сколько глаз у светофора? (У светофора 3 глаза.)

2). На какой сигнал светофора надо переходить улицу? (Улицу надо переходить на зеленый сигнал светофора.)

3). В каком месте нужно переходить улицу? (Улицу нужно переходить по пешеходному переходу.)

4). На какие части делится улица? (Улица делится на тротуар и проезжую часть.)

5). Для чего предназначена проезжая часть? (Проезжая часть предназначена для движения транспорта.)

6).  Правило перевозки в автомобиле маленьких детей? (Маленьких детей нужно перевозить в автокреслах).

Ведущий: Справились с заданием, поэтому очередной конверт оказывается в вашей копилке!.

(На поднос выкладывается конверт с цифрой 4).

Ведущий: Раунд 6. Мама Виктории Мария Васильевна просит в течение 1 минуты устранить ошибки в организации дорожного движения на данном участке дороги. (Приложение 5).

(Ставятся песочные часы на 1 минуту. Дети исправляют ошибки в организации дорожного движения)

Ведущий: С заданием справились безошибочно! Следующий конверт с цифрой справедливо оказывается на вашем подносе.

(На поднос выкладывается конверт с цифрой 6).

Ведущий: Какие вы, ребята, молодцы! Справились со всеми заданиями своих родителей. Счет 6-0 в пользу знатоков! Игра подошла к концу и самое время узнать, какую награду приготовили вам ваши мамы и папы? Для этого каждому члену команды нужно взять с подноса по одному конверту и построиться в ряд, согласно порядковому счету от 1 до 6.

 

(Дети выстраиваются в ряд, согласно порядковому счету от 1 до 6.)

Теперь открываем свои конверты, достаем из них карточки и узнаем, какую награду вам приготовили ваши родители.

(Дети читают получившееся слово - медаль).

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы! Вам вручаются медали «Лучшему знатоку правил дорожного движения». Молодцы!  (Приложение 6).

(Вручение детям медалей).

           Воспитатель: Ребята, я хочу вам пожелать успехов в школе и чтобы вы никогда не попадали в беду! Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия НОД организованной интегрированной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения для детей подготовительной к школе группы «Наш друг - светофор»

Конспект открытого мероприятия  НОД организованной интегрированной образовательнойдеятельности по обучению детей правилам дорожного движениядля детей подготовительной к школе группы«Наш друг - св...

Квест игра по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы «В поисках книги по правилам дорожного движения»

Цель: Закрепление знаний детей правил дорожного движения, воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.Задачи: Образовательные задачи: закрепить знания правил пешеходов, закрепить дорожные з...

Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»

Дидактическая играпо правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста«Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»...

«Дорожная азбука»- квест- игра по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы

Квест-игра "Дорожная азбука"  закрепляет  знания детей подготовительной группы о правилах дорожного движения, дорожных знаках, формирует навыки правильного поведения на улицах и до...

Сценарий спортивного мероприятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Путешествие в страну Светофорию»

С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте.Дорога и улица манят ребёнка...

Развлечение по правилам дорожного движения для детей подготовительных к школе групп «Должны мы правила движения всегда и всюду соблюдать».

Учебный материал по воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города,  имеет социально-педагогическую направленность. ...