"Основы гендорного подхода в современном ДОУ"
занимательные факты по теме
Современная образовательная среда ДОУ способствует реализации полоролевого принципа воспитания посредством наличия игрушек для детей разного пола, игровых зон для мальчиков и девочек, и элементарных правил поведения, так мальчик в некоторых ситуациях может вести себя по женскому типу, а девочка бывает агрессивной и показывает свое лидерство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_gendernogo_podhoda_v_sovremennom_dou.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы гендерного подхода в современном ДОУ.
Современный этап модернизации образования сопровождается переосмыслением ценностей, которое выдвигает на первый план проблемы обеспечения новых подходов к эффективности процессов социализации и индивидуализации детей. Требования к формированию личности дошкольника учитывают специфику процесса формирования гендерной принадлежности, что требует от педагога знаний принципов реализации в ДОУ гендерного подхода.
Приятие своего пола , осознание себя как носителя определенного набора половых характеристик – одно из ранних новообразований дошкольников.
Образовательная область « Социализация» направлена на реализацию целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Процесс формирования гендорной принадлежности дошкольника предполагает внедрение в образовательный процесс ДОУ технологии гендорного подхода. В современных условиях это целиком зависит от компетентности педагогов.
Гендорный подход в дошкольном образовании:
- требованиям, предъявляемым к личностно ориентированному образованию, к его инновационной направленности;
- ориентирован на культивирование индивидуальных особенностей ребенка в соответствии с его полом;
- предполагает на основании этого определение специфического содержания, форм и методов образования, создание гендерно ориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с природным потенциалом.
Понятие «гендр» - это культурно – символическое определение пола (Е. Трофимова) или систему межличностного взаимодействия и систему взаимодействия, посредством которого создается представления о мужском и женском началах как базовых категориях социального порядка (К.Уэст, Д. Зиммерман).
Компонентами гендора являются гендорное самосознание ( когнитивный компонент), гендорную индентичность ( эмоциональный компонент),гендерные роли и особенности поведения (поведенческий компонент).
Гендорная принадлежность ребенка дошкольного возраста не ограничивается его половой принадлежностью. С одной стороны, ребенок несет в себе полоролевые стереотипные черты (мальчик – сильный, храбрый, выносливый, агрессивный, девочка – ласковая, ведомая, нежная и т.д), а с другой стороны – гендерная типология проявляется в ситуативном доминировании маскулинности, и степень их проявлений не регламентируется половой принадлежностью. Мальчик в некоторых ситуациях может вести себя по женскому типу, а девочка бывает агрессивной и показывает свое лидерство.
Гендорный подход предполагает гармонизацию полоролевого взаимодействия на основании равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности.
Современная образовательная среда ДОУ способствует реализации полоролевого принципа воспитания посредством наличия игрушек для детей разного пола, игровых зон для мальчиков и девочек и элементарных правил поведения, которые традиционно «напоминает» педагог: мальчики пропускают девочек вперед, и д.р.
Педагогу необходимо ориентироваться в:
- закономерностях манипуляций игрушками и игр разнополых детей,
- стереотипом выборе ролей разнополыми детьми в сюжетно – ролевых играх;
- общении со сверстниками (большинство игровых объединений в младшем и среднем возрасте – однополые)
- акцентировании традиционных правил этикета для мальчиков и девочек.
Педагог позитивно принимает кокетливое и жеманное поведение девочек, но не оправдывает проявление агрессии и силы в поведении мальчиков. Научные труды, освещающие полоролевые и гендерные аспекты социализации дошкольника, фокусируют внимание на стереотипности понятий «мужественность», «женственность» у педагогов. « Индекс негативности» педагогов дошкольного образования по отношению к мальчикам значительно выше, чем по отношению к девочкам. Проявление типичного мужчины у мальчиков ( агрессивный, предприимчивый, скрывает эмоции, любит науку, осваивает мир, легко принимает решения), педагогами оценивается как отрицательное. Это является препятствием для эффективного усвоения разнообразия гендорных социальных ролей детьми дошкольного возраста, в особенностями мальчиками. Типичная женщина – тактичная, нежная, не использует грубых выражений, понимает чувства других, разговорчивая, интересуется собственной внешностью, ценит искусство и литературу, нуждается в защите, аккуратная в привычках и спокойная.
Безусловно, поведение мальчиков менее удобно для взрослых. Мальчики, как правило, активны, агрессивны, динамичны. В дошкольном детстве они попадают в ситуацию поддержки и сдерживания одновременно. С одной стороны, педагог выделяет в речи характеристики разнополых детей, а с другой агрессия мальчиков не может проявляться в полной мере просто потому что для этого нет условий: ограниченное пространство, большая наполняемость групп, отсутствие традиций «мальчиковых» силовых игр. Такая ситуация не способствует закрепление элементов «мужского» поведенческого репертуара мальчиков. От них ожидают послушания и пассивности. Ребенок постоянно нарушает требования взрослых, отстаивая право на собственное поведение.
Приоритетная роль семьи в гендорном развитии ребенка объясняются высокой степенью психологической и эмоциональной зависимости детей от взрослых, прежде всего родителей ; подражательным типом поведения, логикой формирования модели социальных отношений на основе внутрисемейных. В процессе социализации пол становится гендорным – личностным атрибутом, который фиксируется в дошкольном детстве и остается неизменным. Формирование половой принадлежности происходит на 2 – 3годах жизни ребенка. К 3 годам 75% детей уже считают себя мальчиком или девочкой. А ролевая дифференциация пола начинается сразу после рождения и заключается в том, что пол ребенка подчеркивается определенным цветом одежды, атрибутов, обстановки, выбором имени, различия наборов игрушек.
Гендерная социализация – важнейшая функция дошкольного образования. В дошкольном возрасте социальное пространство должно отвечать потребности ребенка в эмоциональной поддержке взрослого. Более того, в процессе социализации дошкольника взрослые помогают раскрыть уникальные возможности, которые даны ему его полом.
Так ребенок старается строить свое поведение, идентифицируя себя с представлениями своего пола и подражая им.
Процесс становления самосознания автономен, он представляет собой сложную структуру самости человека, включает в себя образ я и его содержания (Я физическое, Я социальное, Я духовное). Под гендерным самосознанием мы понимаем осознание и оценку разнополыми детьми своих гендырных качеств. Проведенные исследования показали, что развитие гендерного самосознание у 30% 4 – 5 летних детей находится на низком уровне. Известно, что нарушение процесса становления гендорного самосознания сопровождается искажением жизненно значимых основ личности. Раннее начало болезни (3года) характеризуется нарушением половой типизации, выражающимся в нежелании носить соответствующую одежду и играть в типично мальчиковые \девичьи игрушки. Конфликт в осознании чуждости своего тела достигается апогея в подростковом возрасте, принимая искаженные формы.
Деятельность педагогов на формирование гендорной принадлежности носит эпизодический характер и сводится к формальному заучиванию детьми стереотипных этических правил взаимоотношений полов.
Только целенаправленный процесс подготовки педагогов к реализации гендерного подхода в ДОУ будет способствовать процессу определения детьми дошкольного возраста своей гендорной принадлежности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экологического занятия на основе интегрированного подхода
Конспект экологического занятия На основе интегрированного подхода Тема: «Овощи» Средняя группа (от 4 до 5 лет)...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе гендерного подхода.(младшая возрастная группа)
- познакомить с видовым разнообразием бабочек и их характерными движениями ...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе гендерного подхода.(младшая возрастная группа)
- познакомить с видовым разнообразием бабочек и их характерными движениями ...
План конспект непосредственно образовательной деятельности на основе гендерного подхода на музыкальном занятии в старшей группе.
План-конспект НОД на основе гендерного подхода в средней группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе интегрированного подхода) в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»
Конспект занятия на основе экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА»
Утверждение о том, что искусство обладает огромным воспитательным потенциалом, оказывает широкое и многостороннее воздействие на ребенка, ни у кого не вызывает сомнения. Искусство, как высшая фо...
Нейрологопедия: современный подход к современным детям.
laquo;Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с высшими функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда мы пытаемся проникнуть за черепные своды, то начинаем п...