Опыт работы по безопасности дорожного движения с детьми средней группы
методическая разработка (средняя группа) на тему
В работе описана система деятельности по безопасности дорожного движения с детьми 4 - 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по безопасности дорожного движения с детьми среднего возраста
Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышается требования общества к его качеству. Утверждение и введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования повлекли за собой значительные преобразования в организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
В ФГТ важное место отводится социально-личностному развитию ребенка, которое включает в себя освоение детьми таких образовательных областей как «Социализация», «Безопасность» и «Труд» и решает задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств дошкольника придается особое значение.
- Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- При формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения на улицах города планируются следующие итоговые результаты, которые можно описать как интегративные качества:
- Проявляет осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации. Без напоминания взрослого соблюдает правила безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле);
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Требует от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и опасных ситуациях.
- Но не смотря на то, что желаемый результат нам изсестен, на практике приходится сталкиваться с трудностями:
- В образовательном процессе. В существующих программах, начиная со второй младшей группы, имеются задачи по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, а имеющиеся парциальные программы не направлены на формирование представлений о правилах и способах безопасного поведения на дорогах; также современные условия требуют от воспитателя гибко подбирать разнообразные формы, методы, приемы взаимодействия с дошкольниками, но порой педагоги затрудняются в выборе форм и метов, адекватных дошкольному возрасту.
- В условиях профессиональной деятельности. Недостаточный уровень подготовленности педагогических работников по вопросу безопасного поведения на дорогах; недостаточное методическое обеспечение по проблеме формирования безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях; отсутствие информационно-коммуникационных технологий; недостаточное
- количество игр и игрового материала для достижения намеченных результатов; порой отсутствие развивающей среды по данной проблеме.
- Таким образом, в современных условиях мы сталкиваемся с противоречием. С одной стороны ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и планируемые итоговые результаты ее освоения, определяют интегративные качества, которые представляют собой достижения воспитанников во всех сферах психофизического развития. С другой стороны – существующие программы не предполагают формирование интегративных качеств по формированию представлений о правилах и способах безопасного поведения на дорогах.
Актуальность данной проблемы очевидна. Ежегодно по статистике ГАИ число дорожно-транспортных проишествий с участием детей и подростков возрастает. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность часто ставят детей перед реальными опасностями, в частности на городских улицах.
Поэтому формирование у старших дошкольников представлений осознанного безопасного поведения на улицах города становится основной задачей образовательной области «Безопасность».
- Применяя «старые» методы и формы организации детской деятельности, мы давали детям знания о сигналах светофора, знакомили их с дорожными знаками, с разными видами транспорта. Используя современный подход во взаимодействие с детьми (субъект – субъектный), адекватные возрасту детей формы организации детской деятельности (игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную), проявляя гибкость в организации образовательного процесса с учетом потребностей и интересов детей, мы формируем у старших дошкольников представления о безопасном поведении на улицах города, которые можно описать как интегративные качества:
- Проявляет осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации. Без напоминания взрослого соблюдает правила безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле);
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Требует от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и опасных ситуациях.
- С целью достижения нового образовательного результата, необходимо внести изменения в календарно-тематическое планирование, организовать кружковую работу по данной проблеме, распределять материал по теме так, чтобы он проходил через все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), подобрать диагностические методики.
- Например, тема неделя «Улицы родного города». Цель: формировать у старших дошкольников представления о безопасном поведении на улицах города.
- Игровая: дидактические игры «Умные знаки», «Виды транспорта», «О чем говорят знаки» и др., подвижные игры «Светофор», «Цветные автомобили», «Найди свой цвет» и др; сюжетно-ролевая игра;
- Коммуникативная: беседы, составление рассказов;
- Познавательно-исследовательская деятельность: решение проблемных ситуаций;
- Продуктивная: изготовление макета «Разные виды перекрестков»; модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор; рисование дорожных знаков.
- Чтение: произведений Н.Носова «Автомобили», «Кирюша попадает в переплет», «Заборчик вдоль тротуара»
- С целью решения поставленных задач, необходимо изучить новые документы по этой теме, создать развивающую среду для формирования представления осознанного безопасного поведения на улицах города, приобрести методическую и художественную литературу по теме, разработать программы и технологии, изготовить дидактический материал, приобрести дидактические игры, приобрети мультимедийный проектор, разработать конспекты непосредственой образовательной деятельности с использованием мультимедийной презентации, а также организовать тесное взаимодействие с родителями воспитанников.
- Работа по формированию у старших дошкольников представлений о правилах и способах безопасного поведения на дорогах начинается и заканчивается диагностикой. Например, можно воспользоваться разработками психолога Змалеевой А.И.
- Тест для детей старшего дошкольного возраста «Подбери слова»
- Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
- Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
- Наземный транспорт
- Воздушный транспорт
- Предупреждающие знаки
- Запрещающие знаки
- Знаки сервиса
- Сигналы светофора
- Действия человека
- Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп.
- А также, методика «Продолжи предложение», когда дети заканчивают предложение, начатое воспитателем (например, «Пешеход всегда должен двигаться….), методика «Проверь себя», когда ребенок определяет слово, которое не относится к данной классификации (например, знаки сервиса это… (больница, пост ГАИ, телефон, аптека).
- Таким образом, формирование у старших дошкольников представлений о правилах и способах безопасного поведения на дорогах в современных условиях возможно при изменении форм организации образовательного процесса, подхода во взаимодействии взрослого и ребенка, использование современных образовательных технологий.
- Для этого необходимо:
- Педагогам постоянно повышать свою профессиональную компетентность, а именно самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
- И этому способствуют регулярное прохождение курсов повышения квалификации.
- Приобрести интерактивную доску, современные развивающие компьютерные программы, оборудование для организации развивающей среды в группе и на участке детского сада.
- В годовом плане сформулировать новые задачи по формированию у старших дошкольников представлений о правилах и способах безопасного поведения на дорогах, в календарно-тематическое планирование ввести новые темы.
- Постоянно сотрудничать с учреждениями повышения квалификации работников образования (СИПКРО, ЦРО, ЦПО), а также распространять накопленный педагогический опыт на методических неделях, использовать интернет рессурсы.
- Расширять круг социальных связей дошкольного учреждения. Это могут быть районное отделение ГАИ, школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ПДД «Правила дорожного движения» с детьми средней группы «Дорожные знаки»
Конспект занятия по ПДД «Правила дорожного движения» с детьми средней группы «Дорожные знаки»...
Система работы по безопасности дорожного движения с детьми и родителями младшего дошкольного возраста.
С каждым годом на улицах увеличивается количество автомобилей, автобусов, мотоциклов и других транспортных средств. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч чел...
Конспект занятия по изучению правил дорожного движения с детьми средней группы «Путешествие в страну дорожных знаков»
Конспект занятия по изучению правил дорожного движенияс детьми средней группы «Путешествие в страну дорожных знаков»...
Квест - игра по безопасности дорожного движения для детей средней группы «Приключение Маши и медведя в сказочной дорожной стране ПДД»
Повторение и закрепление правил дорожного движения через игру...
Консультация для педагогов "Система работы по безопасности дорожного движения с детьми и родителями ДОУ".
С каждым годом на улицах увеличивается количество автомобилей, автобусов, мотоциклов и других транспортных средств. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорож...
Конспект занятия по правилам дорожного движения с детьми средней группы общеразвивающей направленности (4-5 лет) на тему: «Приключения в Дорожной стране или проказы Злюки-Дюдюки в городе ПДД-бург»
Формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения...