Доклад "Дидактические игры, направленные на формирование познавательного интереса к предметному миру у детей старшего дошкольного возраста"
статья (окружающий мир) по теме
Материал к семинару из опыта работы по ознакомлению с предметным миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladdokument_microsoft_word_2.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, направленные на формирование познавательного интереса к предметному миру у детей старшего дошкольного возраста
Как известно, дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Безотчетное стремление понимать окружающую жизнь И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?». Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Детям присущи пытливость и любознательность, постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы.
Одной из активных формой познания является дидактическая игра. Она содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании детей. Предназначение дидактической игры – облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире, научить ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра может использоваться как форма обучения, как самостоятельная игровая деятельность и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. В отличии от организованной образовательной деятельности в дидактической игре учебные цели ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно, через игровую деятельность.
Дидактическая игра имеет свою структуру: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, результат игры. Игровой замысел – чаще всего, это название игры - дидактическая задача, которую надо решить. Правила определяют порядок действий и поведения во время игры. Основой дидактической игры является познавательное содержание, которое заключается в усвоении необходимых знаний и умений. Игра должна иметь определенный результат, который придает ей законченность – это анализ полученных результатов, ход познавательной деятельности, способы выполнения. В дидактической игре должны присутствовать все структурные элементы, которые взаимосвязаны между собой.
Делятся игры на три вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Для формирования интереса к предметному миру используются все виды игр.
Работа по ознакомлению детей с предметным миром в старшей группе проводится в несколько этапов. Вначале мы знакомим детей с разнообразным миром предметов, которые нас окружают. На этом этапе мы выясняем с детьми, какие предметы созданы природой, а какие являются рукотворными. В начале работы мы столкнулись с определенными трудностями. Дети понимали значение слов: созданы природой и рукотворные, но не всегда определяли, к какой группе относится предмет или не могли перечислить предметы того или иного вида. Решить эту задачу помог «макет Земли». На нем показано происхождение и местоположение объектов природы. В процессе работы с макетом использовали такие игры, как «Найди место предмета», «Кто где живет?». Сейчас большинство детей без труда классифицирует предметы. Игра «Из чего сделано?» помогает понять происхождение предметов, созданных человеком. Игры проводятся на основе предметной деятельности, иллюстративного материала и в качестве словесных игр.
Следующий этап работы - развитие у детей интереса к ознакомлению со свойствами предметов. Здесь чаще всего используются игры с предметами, а позже настольно-печатные игры. Причем, одна и та же игра используется в разных вариантах. Вначале дети тактильно обследуют предметы и классифицируют их по определенным признакам, а потом та же самая игра проводится как настольно-печатная. Это такие игры, как «Подбери по цвету», «Найди такой же формы», «Твердый – мягкий», «Кому что надо для работы?». И уже как более высокий уровень – словесная игра без опоры на наглядность: «Теремок», «Угадай, что загадал», «Опиши предмет».
Большое значение на этом этапе принадлежит художественному слову: стихам («Головной убор гор», «Спор мебели»), загадкам, пословицам о различных предметах (острым топором камня не перерубишь, лишь топор иступишь; у кольца нет конца; не все золото, что блестит). Художественное слово обычно предшествует игре и является заинтересовывающим моментом для дальнейшей познавательной деятельности.
Знакомясь со свойствами предметов, дети учатся называть различные определения (большое красное платье, круглый мягкий шарик), перечислять действия с предметами (бросать, стучать, катить, резать, мять), подбирать различные формы одного и того же слова (мяч - мячик, заяц – зайчонок, зайчишка), что способствует развитию речи.
Изучая свойства предмета дети одновременно усваивают правила поведения при действиях с предметом (стеклянные предметы бьются, мягкие – мнутся, пластмассовые – ломаются), что помогает формированию волевых качеств.
При знакомстве детей с предметами рукотворного мира мы выстраиваем временные и логические цепочки: «Когда это было?», «Что было раньше?», «Разложи по порядку». Для развития мышления и воображения предлагаем детям нарисовать предмет будущего, используя знакомые предметы, где упор делается не на художественную сторону, а на умение ребенка объяснить свой замысел, отличительные особенности предмета, его предназначение, необычность (пылесос будущего, чудо-печка). Развитию творческого мышления способствует такая игра, как «Изобретатели», когда дети должны использовать предмет не по назначению: как можно стиральной машиной или компьютером собрать пыль или постирать пылесосом.
Последний этап работы – это самостоятельная организация детьми игры. Дети объединяются для игр в «Лото», «Домино», вместе собирают «Пазлы». Здесь важная роль принадлежит нравственному воспитанию – умению подчиниться выбору большинства ведущего игры, умению общаться во время игры и, конечно же, выполнять правила.
Этапы работы не всегда идут в определенном порядке. Иногда на основе знакомого предмета дети приходят к первоисточнику или при проведении самостоятельных игр приобретаются новые знания.
Большое значение в развитии интереса к предметам принадлежит познавательной литературе, энциклопедиям. Рассматривание картинок вызывает определенный интерес, который ведет в дальнейшем к стремлению детей получать новые знания.
Таким образом, дидактическая игра является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса в детском саду, которая содействует развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Дидактическая игра дает возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.
Литература
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
В. Н. Бачурина «Развивающие игры для дошкольников»
«Игровое обучение детей 5-7 лет» под ред. Н. В. Ивановой
Т. Б. Мазепина «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...
Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал поможет раскрыть интерес ребёнка к малой Родине через нетрадиционное рисование. Мир будет счастлив только тогда , когда у каждого человека будет душа художникаИначе говоря кажд...
Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей раннего возраста
Презентация. Предметная деятельность в раннем возрасте....
Презентация проекта «Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста».
Презинтация проекта, который познакомит с творчеством художников-иллюстраторов Е.B. Чарушина, В.Г Сутеева, В.М. Конашевича, Е.М. Рачева, И.Я. Билибина, Ю.А. Васнецова....
Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье отражены задачи, этапы работы по данному вопросу...
Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Выступление на МО из опыта работы по обобщению АПО....
Протокол «Формирование познавательных интересов и мотивов обучения у детей старшего дошкольного возраста»
Протокол родительского собрания«Формирование познавательных интересов и мотивов обучения у детей старшего дошкольного возраста»Повестка родительского собрания:1. Формирование познавательны...
Комментарии
Наглядный материал
Наглядный материал представлен в презентации "Дидактические игры по ознакомлению с предметным миром"