Театрализованные игры детей среднего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Театрализованные игры детей старшего дошкольного возраста.
Алиева Рахиба Малик кызы
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №49» г.Соликамск
raxiba@mail.ru
Особое значение в процессе социализации детей дошкольного возраста имеют творческие сюжетные игры, в частности театрализованные. Театрализованная игра является средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника.
Важным теоретическим положением программы «Детство» Т.И.Бабаевой является то, что театрализованная игра имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности: игровой и художественной. Игровая деятельность отличается импровизационным свободным характером. Театрализация как разновидность художественной деятельности предполагает необходимость системы работы по трем направлениям: восприятие художественного текста, развитие специальных художественно-игровых умений и самостоятельная творческая деятельность.
Основными принципами организации работы по развитию театрализованной игровой деятельности дошкольников являются комплексность, импровизационность и интегративность.
Развитие театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребёнка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребёнком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной её интерпретацией ребёнком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в котором центром является «артист», «режиссёр», «сценарист». «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребёнка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов, от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
Игра- драматизация сохраняет типичные признаки сюжетно-ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В играх- драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Игра-драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами. Игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему. Игра-драматизация- это история, «рассказываемая» всеми участниками занятия в действии: пластике, пении, характерных движениях, повторяемых за ведущим.
Игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, анне для себя. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат.
Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку на разных этапах его развития.
В режиссёрской игре носителями ролей являются игрушки и их заменители. Ребёнок, управляя ими, организует деятельность как «сценарист и режиссёр». Это предполагает развитие умений создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению. В этом возрасте также развиваются умения «управлять» куклой: держать её незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу, имитируя ходьбу, некоторые жесты и движения. Также режиссерская игра требует от ребёнка умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети могут разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя-куклы.
Театрализованная игра является средством самовыражения ребёнка, его самореализации в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.
Литература:
1.Акулова О.В. Театрализованные игры//Дошкольное воспитание.2005-№4
2.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М.,1991
3.Детство:Программа развития и воспитания детей в детей в детском саду//В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. СПб.: Детство-Пресс,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Использование фольклора в театрализованных играх детей младшего дошкольного возраста".
p { margin-bottom: 0.21cm; } Ранее и дошкольное детство — это познание жизни, человеческих взаимоотношений, это и время начала формирования ребенка как личности. Взрослые ведут ребенка по пути по...
Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте
Театрализованные игры в среднем дошкольном возрастеВ среднем дошкольном возрасте дети осваивают главную характерную черту театрализованной...
Театрализованная игра детей среднего дошкольного возраса
Психологические особенности . Разновидности...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектакл...
Статья "Педагогическое руководство театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста".
В статье описываются ступени работы по расширению игрового опыта детей младшего дошкольного возраста за счет освоения разновидностей игр-драматизаций, даются методические рекомендации и основные требо...
Педагогические условия организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - но...