Статья "Педагогическое руководство театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста".
статья (младшая группа)
В статье описываются ступени работы по расширению игрового опыта детей младшего дошкольного возраста за счет освоения разновидностей игр-драматизаций, даются методические рекомендации и основные требования к организации театрализованной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическое руководство театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста.
Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности.
З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О.С.Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель.
Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А.Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.
Педагогу в работе с детьми самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.
Педагогу необходимо разумно организовывать работу по развитию театрализованной деятельности детей: выбрать наилучшие направления, формы и методы (совместная деятельность в режиме дня, беседы, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, обсуждение и проигрывание ситуаций, домашнее задания, использование музыкальных произведений, праздники, индивидуальная работа).
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, включены в занятия. Желательно, чтобы все виды театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии детей.
Требования к содержанию и методам работы и обязанности педагога по разделу «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»:
-создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (обеспечение активного участия каждого ребенка); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний); выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров;
-приобщать детей к театральной культуре (знакомить с разными видами кукольных театров: бибабо, настольным, теневым, пальчиковым и др.)
-обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
-создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, педагогов; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности.
Во время совместной деятельности необходимо:
-внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
-если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
-при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
-спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
-в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина)
1. Содержание и разнообразие тематики.
2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Методы руководства игрой:
- Прямые
| - Косвенные
|
Условия возникновения игр:
- Интерес, игровые умения;
- Знание художественного произведения;
- Атрибуты.
Подготовка детей к игре-драматизации:
- Чтение художественного произведения на занятии, беседа по его содержанию.
- Рассматривание иллюстраций (дополняют впечатления детей наглядными образами, подсказывают элементы костюмов, декораций).
- Просмотр диафильмов, видеофильмов (среда обитания).
- Повторное чтение художественного произведения в свободное время, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.
- Наблюдение за повадками животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального состояния – страха, удивления, радости и др.
- Прослушивание произведения в аудиозаписи, просмотр различных видов театра.
- Изготовление атрибутов к игре (привлечение родителей).
- Занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальной театрализованной игры с помощью насыщения предметно-игровой среды небольшими по размеру образными игрушками (куколки, матрешки, звери и т.п.). В театрализованном уголке размещаются разные виды театров (бибабо, настольный, театр на фланелеграфе, перчаточный и др.); костюмы, маски, декорации. Рядом целесообразно расположить книжный уголок, где помещены книжки со сказками, рассказами и потешками с красочными, понятными детям иллюстрациями. Участие педагога в индивидуальных театрализованных играх проявляется в разыгрывании бытовых и сказочных ситуаций, показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснение действий.
Таким образом, целями педагогического руководства театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста являются:
- формирование интереса к театрализованным играм;
- расширение игрового опыта детей, путем последовательного усложнения игровых заданий и игр-драматизаций;
- создание условий для проявления изобретательности, самостоятельности;
- стимулирование интереса к творчеству, к импровизации;
При обучении детей навыкам театрализованной деятельности педагогу необходимо использовать различные методы и приемы, быть тактичным, доброжелательным, эмоциональным, владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Руководство играми детей младшего дошкольного возраста
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возра...
Проектная деятельность "Использование фольклора в театрализованных играх детей младшего дошкольного возраста".
p { margin-bottom: 0.21cm; } Ранее и дошкольное детство — это познание жизни, человеческих взаимоотношений, это и время начала формирования ребенка как личности. Взрослые ведут ребенка по пути по...
Мастер-класс «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста»
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой....
"Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста"
Методическая разработка «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего...
Презентация "Педагогическое руководство театрализованными играми с детьми дошкольного возраста"
Презентация - доклад к педсовету "Театр и дети"...
Проект «Использование фольклора в театрализованных играх детей младшего дошкольного возраста»
Цель проекта: Приобщать к сказкам и к фольклору посредством различных видов театра. Способствовать формированию творческих способностей детей.•Задачи проекта:•побуждать интерес к предлагаемо...
Мастер класс для педагогов «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста».
Игра – особый вид деятельности ребенка, возникает по его потребности, и каждый ее компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на но...