Основные аспекты готовности старшего дошкольника к обучению в школе
статья на тему

Левина Надежда Николаевна

В данной статье рассматриваются основные характеристики готовности старших дошкольников к обучению в школе. Так же даны рекомендации родителям для создания предпосылок  успешного усвоения школьной программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_aspekty_gotovnosti_k_shkolnomu_obucheniyu.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Основные аспекты готовности старшего дошкольника

 к  обучению в школе.

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практика показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовке детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая  готовность  к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу, т.е. на языке психологии, - мотивация к обучению.

У ребёнка должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение.

Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течении урока и всего учебного дня.

И, пожалуй самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

Давайте подробнее рассмотрим основные показатели готовности ребёнка к школе.

Личностная готовность ребёнка к школе.

Личностная готовность ребёнка к школе состоит в умении и способности контактировать с одноклассниками и учителями.

Умение ребёнка общаться с ровесниками, действовать вместе с другими, уступать, подчиняться при необходимости, избегать конфликта – качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению. Этот способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, психолог Д. Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • Умение   обобщённо сознательно подчинять свои действия правилу, которое обобщенно определяет способ действия;
  • Умение ориентироваться в заданной системе требований;
  • Умение внимательно слушать и точно выполнять задачу, поставленную в устной форме;
  • Умение самостоятельно выполнять необходимую задачу по образцу, который воспринимается зрительно.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе.

Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предусматривает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность осознать основные признаки и связи между явлениями, воссоздать образец);
  • рациональный подход к действительности (уменьшение роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и употреблению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Для ребёнка очень важна эмоциональная зрелость, которая предусматривает самоконтроль и умение сосредоточится на кропотливой работе, которая. В свою очередь, способствует развитию учебной деятельности.

Волевая готовность к школе.

В школе ребёнка ждут не только друзья, игры и развлечения. Некоторые родители, стремясь «подготовить»  своего ребёнка к встрече со школой, забывают  рассказать ему, что учёба – это ещё и напряжённая работа. И  ребёнок  должен делать не только то, что он хочет, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

До шести лет происходит оформление основных структур волевого действия. Ребёнок уже способен поставить цель, составить план, оценить результат своего действия. Конечно, всё это происходит не совсем осознанно и определяется продолжительностью процесса действия. Но укрепить волевое знание о себе поможет игра, где определённые задачи выполняются с удовольствием, без угроз и насилия. В возрасте шести лет ребёнок уже способен анализировать собственные действия, поэтому он может целенаправленно выучить стих, отказаться от игры ради выполнения какой-либо «взрослой» задачи, это важно для  успешного обучения в школе.

Советы родителям для создания предпосылок для будущего успешного обучения в школе.

  • Любите ребёнка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми.
  • Пусть не будет ни одного дня без прочитанной книги.
  • Разговаривайте с ребёнком, развивайте его речь. Интересуйтесь делами и проблемами ребёнка.
  • Разрешайте ему рисовать, раскрашивать, вырезать, наклеивать, лепить.
  • Посещайте театры, организовывайте семейные экскурсии по городу.
  • Отдавайте предпочтение полноценному питанию ребёнка, а не роскошной одежде.
  • Ограничьте просмотр телевизора до 30 минут.
  • Не ограничивайте ребёнка в общении с ровесниками.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

План-программа педагогического сопровождения по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно-обоснованного, прогностического  слежения систематического педагогического н...

Консультация для воспитателей на тему: «Личностная готовность старших дошкольников к обучению в школе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ,С ЦЕЛЬЮ  РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ О ПОНЯТИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОНЕТАХ ЛИНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Методическая разработка "Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе"

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе

Включение преемственных связей ДОУ и начального звена школы по использованию в образовательном процессе системы подвижных игр, совместная физкультурно-спортивная деятельность способствует повышению ур...

Статья для родителей. "Готовность старшего дошкольника к обучению в школе ".

В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности....