Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
методическая разработка по психологии
Способы и методы формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы в ДОУ)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №22 «Планета детства»
(МАДОУ №22 «Планета детства»)
Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Подготовил: педагог-психолог
МАДОУ ДС№ 22 «Планета детства»
Бибикова Н.А.
г. Ханты-Мансийск, 2024
1. Мотивационная готовность к обучению в школе
Подготовка к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие
«пласты»:
а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.
Критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); - рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; -овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
б) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.
в) мотивационная (личностная) готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов – сформированная иерархия мотивов с хорошо развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.
Мотивационная (личностная) готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский садик, сидит дома с мамой. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, «Барби» диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а ранца или учебника – обязанностью перед ним. Точно также дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права. Например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности – например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе. Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе не интересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Важно также рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже 5 летним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у ребенка мотивационной готовности к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребенок будет учиться в школе. Внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, это может быть стремление скорее поиграть на переменках либо негативное отношение к товарищам или учительнице.
Так или иначе, такое состояние будет «мешать» ребенку учиться, как бы хорошо его не готовили к занятиям дома. Таким образом, личностно мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.
Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития личностно-мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
2. Особенности мотивационной готовности к обучению старших дошкольников
Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, мы имеем в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний, на данном этапе развития и которые могут служить основой для формирования собственно учебных мотивов. Собственно, учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного обучения и в мотивационной структуре дошкольников и начинающих школьников, как правило, отсутствует.
Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого получение отличной оценки и одобрения взрослого, для третьего интерес к новым знаниям, четвертый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «мама так сказала», и т.д.
В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить шесть групп мотивов: значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
— учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
— оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки);
— позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и
портфель»);
— внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала);
— игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов. Внешние и игровые мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.
Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.
Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. Например, на вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?» — ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина: дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания в отношении незнакомой ему ситуации школьного обучения и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему.
В то же время, наблюдая за поведением ребенка в привычных для него ситуациях (особенно во время занятий в детском саду), воспитатель группы достаточно легко может определить мотивы желания (нежелания) учиться в школе.
Для того чтобы получить достаточно полную и объективную оценку мотивов учения четей старшей и подготовительной групп детского сада, необходимо провести предварительную работу с воспитателями, объяснить важность такой оценки и сущность оцениваемых параметров.
Для учащихся с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается. Их не нужно заставлять выполнять домашние задания, они, как правило, выполняют их в полном объеме, переживают, если что-то не успевают выполнить, или получается не так, как «задавала учительница». При условии достаточного развития познавательных процессов учатся ровно, без провалов, успешно усваивают учебный материал, занимают лидирующее положение в классе, пользуются уважением одноклассников.
При недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики и др., даже при ответственном отношении к учебе, возникают трудности в усвоении материала. В этом случае велика вероятность появления таких негативных особенностей личности, как заниженная самооценка, неуверенность в себе, раздражительность; повышается уровень тревожности, интерес к школе падает, ребенок быстро устает, возникают конфликты с одноклассниками и в семье, и, как следствие этого, снижается успеваемость. Если такому ученику вовремя не оказать помощь, то уже во втором, третьем классах он может стать слабоуспевающим.
У обучающихся с доминирующим социальным мотивом, но недостаточно развитой познавательной мотивацией характерно сочетание добросовестного выполнения заданий и отсутствие стремления к самостоятельному добыванию знаний. Они, как правило, не выходят за рамки задания, не ищут новых способов решения учебных задач, главное для этих учеников — точное следование инструкциям учителя. Скрупулезное формирования у учащихся осознанного отношения к учебе (социальных мотивов учения), в каждом конкретном случае выбор того или другого способа воспитательного воздействия определяется индивидуальными особенностями ребенка, программой начального обучения, традициями воспроизведение предложенных им образцов.
Существует много способов семейного воспитания и др. Учитывая то, что социальные мотивы учения формируются в старшем дошкольном возрасте на основе потребности быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельности и воспроизводить взрослые образцы поведения, необходимо предоставить маленькому школьнику возможность реализовать эту потребность именно в учебной деятельности.
Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов
Если при этом недостаточно развит социальный мотив учения, то возможны спады активности, темп и продуктивность учения в этом случае имеют неровный, прерывистый характер: ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен; если учитель рассказывает о том, с чем он уже знаком, или ему это не интересно, то он отвлекается, может заниматься посторонними делами, разговаривать с соседом по парте. При выполнении домашних заданий такие школьники быстро и легко выполняют то, что им интересно и нравится, другие задания выполняют с большим трудом или не делают вовсе. Как правило, эти учащиеся не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости и добросовестности (написание букв, например), усвоение материала на основе механического запоминания вызывает большие трудности (заучивание таблицы сложения и умножения). Чаще всего такие учащиеся в начальной школе учатся на среднем уровне или ниже среднего, у них могут быть пробелы в знаниях. Про них учителя говорят: «Умный, но ленивый». В средних классах эти ученики нередко учатся лучше, чем в начальной школе.
Познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, впервые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов. биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.). Один из основных путей развития познавательной активности ребенка — расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте — прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования.
Оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок очень чутко реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка.
Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся «не обращает внимания» на оценку и замечания педагога. Оценка (словесная или балльная) в этом случае не стимулирует учебную активность ученика.
У обучающихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Эти учащиеся постоянно спрашивают у педагога - правильно ли они делают, при ответе не столько думают о том, что они говорят и делают, сколько пытаются уловить эмоциональную реакцию учителя (одобрение или неодобрение). Нередко возникают конфликтные отношения с одноклассниками, учебные успехи которых выше, чем у них (одна ученица начальной школы жаловалась маме, что ненавидит свою одноклассницу, потому что у той больше пятерок, чем у нее).
Основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, при этом ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни. Позиционный мотив в той или иной мере присутствует у всех будущих школьников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность усвоения не оказывает.
Особое внимание следует обратить на детей, в структуре мотивов которых позиционный мотив занимает доминирующее положение при слабом развитии познавательного и социального мотивов. В этом случае формирование собственно мотивов учения в учебном процессе сильно затруднено, так как отсутствует необходимая для этого основа. У таких учащихся интерес к школе угасает достаточно быстро и из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотив эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться. С этими детьми работу по формированию мотивов учения необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Внешние мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на учебную активность и успешность усвоения знаний. В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.
Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности.
Дело в том, что в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции. В обучении младших школьников достаточно широко используются игровые методы работы, но это особый вид игры — дидактическая игра, в основе которой лежат учебная задача и познавательный мотив. По своей сути дидактическая игра ближе к учебной деятельности, чем к свободной ролевой игре дошкольников. Когда мы говорим об игровых мотивах в структуре мотивов учения маленьких школьников, то имеем в виду мотивы, присущие ролевой («свободной») игре, правила и содержание которой определяются самим ребенком. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хотят. В тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр. Приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива дошкольных учреждений и семьи в подготовке детей к школе.
Работа педагога по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. Способствовать формированию у детей правильных представлений о школе и учении;
2. Способствовать формированию положительного эмоционального
отношения к школе;
- Способствовать формированию опыта учебной деятельности.
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы. Экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.
Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). В сюжет игры можно ввести роль Незнайки — ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Вначале роль Незнайки выполняет кукла, затем любой из детей по желанию.
В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов (мы уже отмечали, что это не одно и то же) решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства с родителями. Для формирования собственно учебных мотивов на ранних этапах обучения в школе можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие мотивы.
Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей. При подготовке детей к обучению в школе ценными будут произведения на тему «Школа». Чтение рассказов и сказок, которые показывают значение обучения для людей. Например, сказка о Незнайке, который не умел читать и заблудился в городе; о Буратино, который вместо школы отправился гулять и чуть не попал в беду; придуманный педагогом рассказ о маме, папе, которые отлично учились в школе, потом в институте и стали хорошим врачом, строителем, инженером,
во-вторых, в формировании учебно-познавательной мотивации существенное значение имеют содержание обучения, которое должно представлять интерес для детей, и методы обучения. Опираясь на ряд теоретических принципов воспитания и обучения, и, в частности, на соответствие содержания и методов обучения психофизиологическим особенностям детей, на зону ближайшего развития, необходимо стремиться к рациональному сочетанию наглядных, практических и словесных методов с учетом общего и речевого развития детей. К числу применяемых приемов можно отнести преднамеренное создание ситуаций общения, моделирующих реальные жизненные ситуации; использование проблемных ситуаций для активизации интеллектуальной деятельности; использование различных форм совместного выполнения деятельности; активное вовлечение детей в руководство деятельностью друг друга; применение драматизаций.
Наиболее эффективными приемами являются:
- Беседа с детьми на тему «Школа».
- Просматривание иллюстраций на тему «Школа».
- Чтение художественной литературы на тему «Школа».
- Рисование на тему «Школа».
- Проведение дидактических игр.
- Сюжетно-ролевая игра «В школе».
- Экскурсии в школу.
Чтение художественной литературы. Художественная литература источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественной произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.
Чтение художественной литературы с учебной целью предполагает соблюдение ряда учителем. Также можно прочитать детям рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок».
Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.
Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. Тематика бесед определяется программой обучения. В ходе беседы воспитатель выясняет, что детям уже известно о школе, доносит до детей новую информацию. Для того, чтобы беседа прошла более продуктивно, можно заранее составить вопросы. Сюда же можно отнести сочинение сказок и историй «Один день из моей школьной жизни». Каждый ребенок, принимая позицию школьника, рассказывает о своем дне в школе.
Темы: учеба, добрые дела, помощь школьный праздник и т.д.
Просматривание иллюстраций на тему «Школа» дает возможность детям образно представить процесс обучения в школе.
Рисование на тему «Школа». Дети изображают в рисунках свои представления о школе, о процессе обучения, которые у них имеются, отражают личностное отношение к школе, учебе. Можно предложить название рисункам: «Наша школа», «Школа, в которой мы будем учиться». Возможно проведение занятия по рисованию с помощью «маленького учителя». В качестве «маленького учителя» выступают по очереди все воспитанники группы. На отдельные занятия приглашаются ребята-шефы из школы.
Экскурсии в школу. Экскурсия представляет собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с объектами, с деятельностью взрослых. Экскурсия может осуществляться на школьный двор, в библиотеку, учебный класс, присутствие на учебном занятии.
Экскурсия «Правила поведения учеников в школе»; участие в совместной деятельности: в школьных праздниках (утренники загадок), в совместном обсуждении прочитанного (занятие по внеклассному чтению), в этических беседах, в соревнованиях, в элементарной трудовой деятельности после экскурсий и участия в совместной деятельности проводят беседы, направленные, главным образом, на создание положительного отношения к школе, познание особенностей деятельности учителя и учеников. В процессе совместной деятельности педагог стремиться
способствовать установлению деловых и дружеских контактов дошкольников с учениками и взаимообогащению их в процессе общения.
Дидактические игры: «Правильно - неправильно», в которой детям предлагаются ситуации (на картинках и в устной форме), встречающиеся в школьной жизни. Необходимо проанализировать и оценить поведение учеников в предложенной ситуации.
Игра «Цветик–многоцветик». Эта игра помогает определить эмоциональное состояние детей. Возможны два варианта игры.
- Педагог предлагает детям выбрать лепесток такого цвета, который соответствует его настроению и отношению к школе, учебной деятельности, к школьному другу. При этом вывешивается таблица «Цветопись настроения», и детям объясняется:
Красный, оранжевый – соответствует радостному настроению;
Желтый цвет – выражает светлое, приятное настроение (отношение);
Зеленый – спокойное настроение;
Синий цвет – грустное настроение;
Фиолетовый, черный цвет – тревога, беспокойство.
- На лепестках эмоциональное настроение с помощью мимики лица (веселое, улыбающееся, спокойное, грустное, тревожное).
Игра «Собери портфель». Детям нужно правильно собрать школьные принадлежности в портфель, выбрать именно те предметы, которые, необходимы ученику. Затем проанализировать вместе со всеми выбор каждого предмета.
Сюжетно-ролевая игра может быть на тему «На перемене», «На уроке». Также возможно проигрывания занятия, где в роли учителя будет воспитанник.
Таким образом, мы рассмотрели возможные мероприятия по ознакомлению с жизнью школы для детей старшего дошкольного возраста.
Экскурсии в школу: ознакомительная- знакомство с помещением школы, класса, устройством классной комнаты, с названием и назначением предметов, находящихся на ней; посещение уроков в 1 классе- ознакомление с ходом урока, обязанностями и поведением на уроке учеников.
Экскурсия «Правила поведения учеников в школе»; участие в совместной деятельности: в школьных праздниках (утренники загадок, празднование Нового года, проводы Масленицы), в совместном обсуждении прочитанного (занятие по внеклассному чтению), в этических беседах, в соревнованиях, в элементарной трудовой деятельности.
После экскурсий и участия в совместной деятельности проводились с детьми беседы, направленные, главным образом, на создание положительного отношения к школе, познание особенностей деятельности учителя и учеников.
Личностное отношение к школе, учёбе воспитанники детского сада отражали в рисунках, аппликациях, работах из пластилина и разных материалов. Кроме того, дети делали книжки- самоделки: «Наша школа», «Школа, в которой мы будем учиться».
Заключение
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что мотивационно-потребностям сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Поведение младшего ребенка еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми разными причинами. Поступки же, отношения к окружающему старших детей — более осознанны. К числу новообразований в мотивационной сфере ребенка относится и проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Среди них — мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми. Среди значимых для детей мотивов и интерес их к содержанию и процессу новых, осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь к игре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых. Другая группа мотивов – установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми, а также появляющаяся в процессе общения потребность в признании. Важным новообразованием дошкольного возраста является соподчиненности мотивов. Оно дает возможность ребенку отказаться от привлекательной в данный момент вещи, занятия ради выполнения более важного, хотя и, возможно, более скучного занятия.
Мотивы деятельности в дошкольном возрасте постепенно перестают быть равнозначными для ребенка, они приобретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, но определенная направленность в поведении ребенка уже наблюдается.
Проблема готовности детей к обучению в школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Готовность к школьному обучению – это достижение ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в системе школьного обучения. Для изучения мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста был использован ряд методик.
По результатам эксперимента были выявлены следующие особенности:
- мотивационная готовность к школьному обучению характеризуется преобладанием учебно-познавательных мотивов;
- отмечается общее положительное эмоциональное отношение к предстоящему обучению.
Большинство детей в изучаемой группе имеют высокий уровень мотивационной готовности.
Внутренняя позиция школьника сформирована.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...
План-программа педагогического сопровождения по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно-обоснованного, прогностического слежения систематического педагогического н...
консультации для родителей «Психологические аспекты готовности старших дошкольников к обучению в школе».
Консультации...
Выступление на родительском собрании на тему: «Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе».
Выступление на родительском собрании на тему:«Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе». ...
Консультация для воспитателей на тему: «Личностная готовность старших дошкольников к обучению в школе»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ,С ЦЕЛЬЮ РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ О ПОНЯТИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОНЕТАХ ЛИНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Методическая разработка "Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе"
В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...
Основные аспекты готовности старшего дошкольника к обучению в школе
В данной статье рассматриваются основные характеристики готовности старших дошкольников к обучению в школе. Так же даны рекомендации родителям для создания предпосылок успешного усвоения школьно...