Проектная деятельность. (Детско-родительский образовательный проект) "Права ребёнка"
проект (старшая группа) по теме
Цель проекта.
Обобщение и систематизация знание детей и их родителей о правовой культуре.
Задачи проекта.
- Сформировать модель поведения ребенка, как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи, другими детьми, взрослыми.
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления воспитанников.
- Сформировать первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
4. Повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность в старшей группе. Права ребёнка»
Воспитатель Танюкова Г. П.
МДОУ «Детский сад № 216»
г. Саратова, Ленинского района.
Актуальность.
Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей. Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка.[1]
Исходя из опыта работы, я столкнулась с тем, что у молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. В то время как у родителей постарше, наоборот, из-за невероятно быстрого ритма жизни остается мало время на воспитание своего ребенка и многие вопросы они скидывают на старших детей, тем самым нарушая права ребенка. Поэтому, я решила , что необходимо помочь родителям побольше узнать и сформировать знания о конвенции по правам ребенка.
Уникальная положительная характеристика Конвенции по правам ребенка, которая отличает ее о прочих конвенций по правам человека, заключается во всеобъемлющем подходе к правам ребенка. Она формирует комплекс гражданских, экономических, социальных и культурных прав в контексте сохранения человеческого достоинства ребенка. Ребенок в Конвенции характеризуется как «человек с момента рождения до 18 лет».
Конвенция принимает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия. Ребенок, говорится в Конвенции, имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых. В конвенции подробно говорится о правах детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей — сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за правонарушения. Важное место занимают статьи о защите детей от экономической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья.[2]
Ребенок в этой конвенции выступает в роли активного субъекта, т. е. гражданина, который обладает свободами во всех областях и на всех относящихся к нему уровнях. Кроме этого, она вносит новый аспект: право ребенка расти в семье, что рассматривается как наиболее естественная среда для гармоничного развития и нормального существования ребенка.
Новизна проекта “Права ребёнка” заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности.
Проблема.
«Ты – гражданин России. У тебя, как и у любого человека есть гражданские обязанности и права.
Но знай, твои права особые. Это – «Права ребенка».
Они дают тебе преимущество перед взрослыми.
Они защищают тебя от несправедливости" [3]
Проблема защиты прав детей существуют во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема не могла оставить меня равнодушной.
Гипотеза.
Предположим, что у детей старшего дошкольного возраста возможно качественно повысить представления о правовой культуре. Закрепить знания и понятия о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.
С помощью данного проекта, я хочу помочь детям закрепить знания о своих правах, гарантированных законами страны, в которой они живут. Помочь детям в накоплении социального опыта.
Объект проектной деятельности.
Организационно — педагогические условия совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта.
Обобщение и систематизация знание детей и их родителей о правовой культуре.
Задачи проекта.
- Сформировать модель поведения ребенка, как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи, другими детьми, взрослыми.
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления воспитанников.
- Сформировать первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
4. Повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Участники проекта: дети старшей группы («Колокольчик» МДОУ «Детский сад № 216»), родители старшей группы, воспитатель, социальный педагог.
В проекте выделены три этапа.
1. Организационно — подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к своим правам и обязанностям. Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
2. Основной этап. Его цели: активное участие детей и родителей во всех познавательно — развлекательных, творческих мероприятиях ДОУ. Повышение качества образования в вопросах правовой культуры.
3. Итоговый этап. Презентация, выставка накопленного материала, проведение викторины для детей и их родителей, показ открытого мероприятия “Я ребёнок, я имею право….” вывод о полученных результатах.
Срок реализации проекта: один месяц.
План реализации проекта. | |||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
ДЛЯ ДЕТЕЙ Непосредственно-образовательная деятельность познавательного цикла: «Мое имя» Беседа: «Какие на свете бывают имена?» Развлечение: «Я и моя семья» С/р. Игра «Семья» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Круглый стол: «Защитим права детей» Анкетирование «Знаю ли я и соблюдаю права ребёнка» Оформление свидетельства о рождении глазами ребенка. Родители делятся опытом (обязанности по дому). Выпуск информационной газеты: «Я и мое имя» | I неделя | Повышение интереса детей к знанию разных имен, знакомство с значением собственного имени.
Воспитание уважения и любви к родным и близким, помочь детям в накоплении социального опыта Активизация родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры. Дать детям представление о первом документе ребёнка. Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта. | Воспитатель, родители Социальный педагог. Воспитатель, родители, дети, Социальный педагог Старший воспитатель Социальный педагог родители. Родители, дети. Родители: Ишанова М. Н. Чибезова Ю.С. Социальный педагог, воспитатель. |
ДЛЯ ДЕТЕЙ Непосредственно-образовательная деятельность познавательного цикла: «Право на жильё». Рисование на тему: “Мой дом” Изготовление д./игры: «Узнай и назови свои права» Рассматривание альбома: «Ребенок имеет право» Чтение книги А. Усачева «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» Совместная творческая деятельность детей и родителей: Выставка фото «Моя дружная семья» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Совместная творческая деятельность детей и родителей: Написание и оформление сказок о правах детей. | II неделя | Повышение знаний детей о неприкосновенности своего жилища. Развитие творчества Умение доступно донести до ребенка необходимую информацию о защите своих прав. Расширять кругозор детей Воспитывать заботливое отношение к близким Активизация родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры. Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта. | Воспитатель. Воспитатель. Воспитатель. Воспитатель, родители, дети, Социальный педагог Воспитатель, родители, дети. |
ДЛЯ ДЕТЕЙ Изготовление и проведение д./игры: «Герои сказок – какие права они нарушили». Чтение художественной литературы о правах ребенка. Д/ игра «Ромашка здоровья» Рисование на тему: «Я люблю сою маму». Игра: «Скажи имя ласково» Развлекательно – интеллектуальная игра «Если хочешь быть здоров». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Изготовление папки – передвижки «Конвенция по правам ребенка» Совместная творческая деятельность детей и родителей. Изготовление фотоколлажа: «Мои обязанности в саду и дома» | III неделя | Развивать сообразительность, умение рассуждать и делать выводы. Расширять кругозор, развивать словарный запас. Формировать заботливое отношение к своему здоровью Развивать творческие способности, любовь к маме Создать позитивный настрой, развивать доброе отношение к друг другу. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Дети понимают, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Активизация родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры. Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта. | Воспитатель. Воспитатель. Воспитатель. Социальный педагог Социальный педагог Воспитатель, родители. |
ДЛЯ ДЕТЕЙ Чтение сказки А. Толстой «Буратино» С/р. игра: «Больница» Д/и: “Угадай вид отдыха” ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Досуг «Мой отдых» Викторина-«Мама, папа, я – театральная семья». Создание картотек мультфильмов и сказок, красочного иллюстрированного материала. Подведение итогов проекта. Викторина для детей и родителей: «Как я знаю свои права» Открытое мероприятие с участием педагогов детского сада, родителей и детей “Я ребёнок, я имею право….” | IV неделя. | Сформировать у детей знания о праве на бесплатное обучение. Закрепить знания о правах на бесплатное медицинское обслуживание. Закреплять умение с помощью пантомимы угадывать вид отдыха Родители делятся опытом о проведении активного отдыха, а также о праве на вероисповедании Создать радостное настроение. Активное включение родителей в работу по формированию и обогащению знаний о защите прав ребёнка. Выявить знания представлений о правовом мировоззрении. Закрепить знания детей и взрослых о правах и обязанностях ребёнка. | Воспитатель. Воспитатель. Социальный педагог Воспитатель. Родители (Ишановы, Утешевы) Дети Социальный педагог. Родители. Родители. Социальный педагог. Воспитатель. Дети. |
Подводя итоги проектной деятельности, я сделала вывод, что моё предположение полностью подтвердилось. У детей старшего дошкольного возраста качественно повысились представления о правовой культуре. Мы сумели обобщить и систематизировать знания детей, а также их родителей о правовом мировоззрении. На протяжении данного проекта чётко прослеживается развитие нравственных представлений, познавательных способностей у детей и совершенствование способов взаимоотношения с членами семьи. В рамках проекта у детей закрепилось понятие о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности, а также были сформированы у родителей необходимые знания о Конвенции по правам ребёнка.
Список использованной литературы:
- А. Тулеев, «Права ребенка и обязанности государства», Кемерово 2001г
- Правовое просвещение родителей. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010,- №3
- Мячина, Л.К., Зотова, Л.М., Данилова, О.А. Маленьким детям - большие права.- учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка, -Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
- Н. С. Голицына, Л.Г. Огнева «Ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка», «Издательство Скрипторий 2003», 2006г.
- О.И. Давыдова , С.М. Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребенка», « ТЦ сфера», 2006г.
\
[1] Правовое просвещение родителей. Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010,- №3
[2] Мячина, Л.К., Зотова, Л.М., Данилова, О.А. Маленьким детям - большие права.- учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка, -С-Пб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместно-образовательной деятельности детско-родительской студии "День, в который я родился!"
Рассказ родителей о Дне рождения своего ребенка (домашнее задание), по ходу беседы можно задать вопросы: в какой день недели родился ваш ребенок, почему назвали именно так, соответствуют ли черты хара...

Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в средней группе на тему «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка» по курсу «Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС ДОО» в рамках каскадной модели повышения к
План конспект проведения родительского собрания в средней группе на тему «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка»...

Проектная деятельность ко Дню Защитника Отечества с ребёнком дошкольного возраста. Пособие для родителей.
Данный проект был реализован в школе детьми дошкольниками. Цель - воспитать в ребёнке чувство патриотизма,гордости за тех,кто воевал. Помочь понять историю возникновения праздника 23 февраля. СФормиро...

Образовательный проект "Права ребёнка"
В нашей группе был запущен образовательный проект «Права ребёнка» с целью закрепления представлений детей о правах ребёнка, а так же формирования основ правовых знаний. Тема, конечно сложн...

Родительское собрание в младшей группе на тему "Эмоциональный аспект детско-родительских отношений. Учитесь чувствовать своего ребёнка»
В сознании ребенка в младшем дошкольном возрасте (3-4 лет) происходит наиболее интенсивное развитие эмоций и воображения.Эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении ребенком потребностей в си...
Проектная деятельность одно из эффективных средств развития ребёнка в условиях ФГОС ДОУ
В данной статье рассматривается теоретические основы и особенности проектной деятельности в дошкольном учреждении, которые спрсобствуют повышению у детей познавательной активности и успешн...

Образовательная практика "Мини - музей "Бабушкин сундучок", как результат деятельности детско - родительского проекта "Моя семья"
Образовательная практика "Мини - музей "Бабушкин сундучок", как результат деятельности детско - родительского проекта "Моя семья"...
Комментарии
Проект "Права ребёнка"
Интересный проект, тема очень важная.Понравилось, что к одной и той же проблеме можно подойти по разному.