Проектная деятельность одно из эффективных средств развития ребёнка в условиях ФГОС ДОУ
консультация (старшая группа)
В данной статье рассматривается теоретические основы и особенности проектной деятельности в дошкольном учреждении, которые спрсобствуют повышению у детей познавательной активности и успешной адаптации к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 45.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектнаядеятельностькак одно из эффективных средств развития ребенка в условиях ФГОСДО»
1. Теоретические основы проблемы организации проектно - исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Слайд 1
В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.
Слайд 2 - 3
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей:
•Коммуникативно-личностное развитие
•Познавательное развитие
•Речевое развитие
•Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
2. Цели и задачи проектного метода.
Слайд 4
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема»
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Слайд 5,6
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям ХердКилльпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»).Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
3. Особенности проектно - исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях.
Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки:
- стремление к исследованию, познанию на основе ощущений
- стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых
- интерес к той информации, которую можно применять практически
- стремление к разнообразию видов деятельности.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в котором указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе.
В ходе работы над проектом важно помнить о правилах успешности проектной деятельности (по Т.И Шамовой):
-в команде нет лидеров;
-все члены команды равны;
-команды не соревнуются, все члены команды должны получать удовольствие от работы друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
-каждый должен получать удовольствие от уверенности в себе;
-все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
-не должно быть так называемых «спящих партнеров»;
-ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов:
«Для чего нужен проект?»,
«Ради чего он осуществляется?»,
«Что станет продуктом проектной деятельности?»,
«В какой форме будет презентован продукт?»
Работа над проектом, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Основные этапы любой проектно-исследовательской работы следующие:
Слайд 12
1. Определение темы
2. Определение целей
3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:
- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;
- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.
4. Выполнение проекта - практическая часть.
5. Подведение итогов
Слайд 13,14,15
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым не даст должного эффекта. Педагог дожжен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включить экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием.
Однако еще сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять. Поскольку для ребенка старшего дошкольного возраста становится важным результат его деятельности, этап защиты проекта пропускать ни в коем случае нельзя. Без защиты проект не может быть завершенным. Защита как финальный этап проектно-исследовательской деятельности является главным этапом обучения.
Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно:
- малый объем накопленных знаний и опыта;
-несмотря на стремление к самостоятельности, постоянная потребность к взаимодействию с взрослыми;
- неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности;
- ограниченная возможность работы (самостоятельной) с источниками информации.
В связи с вышесказанным, обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.
Слайд 7,8,9,10
В практике современных ДОУ находят реализацию следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие, в ходе которых дети экспериментируют, а затем оформляют свои результаты в виде газет, детского дизайна и т.д.
- ролево-игровые с элементами творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей художественных произведений и решают поставленные проблемы со своей точки зрения;
- информационно-практико-ориентированные, в ходе которых дети производят сбор информации и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие, в которых оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
В любом случае основной целью реализации проекта в рамках дошкольного учреждения является развитие свободной творческой личности ребенка.
Слайд 17-20
Заключение:
Организуя работу над проектами, нужно учить детей собирать информацию, совместно с родителями выяснять, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником).
В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, можно выявить, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия нужно взять за основу.
Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
1. Что такое педагогическое проектирование?
*дань моде;
*догма профессиональной деятельности педагога;
*практико-ориентированная деятельность, целью которой является
разработка новых систем и видов педагогической деятельности.
2. Педагогический проект – это
*разработанные система и структура действий педагога для
реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и
места каждого действия, времени осуществления этих действий, их
участников и условий, необходимых для эффективности всей системы
действий.
*системное изучение явления по одним и тем же параметрам с заданной
периодичностью. (Мониторинг)
*научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в
будущем или об альтернативных путях и сроках их достижения.
(Прогноз)
3 Какое из трех определений подчеркивает тип проекта по
доминирующему виду деятельности?
* коллективный;
*исследовательский;
*долгосрочный.
4 Что такое гипотеза?
*короткая аннотация проекта;
*опасение педагога о неудачной реализации проекта;
*предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Кто является основоположником проектного метода?
*американский психолог и педагог Джон Дьюи;
*великий русский педагог К.Д. Ушинский;
*французский психолог Ж. Пиаже
6. Презентуя проект, педагог должен:
*показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной
в проекте проблемы;
*проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта
как методического пособия, которое окажет практическую помощь
коллегам;
*привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное
использование презентуемого проекта в практике их работы.
7.Задание командам: «Распредели по группам»
Формы организации проекта *Придуманные и созданные детьми игры и пособия. *Подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок, *Экскурсия. *Художественная деятельность. *Презентация рассказов, пословиц, стихов, поговорок. *Детское экспериментирование: опыты. *Организация народных игр и хороводов по теме проекта. *Подготовка экспозиции для музея ДОУ. *Коллекция изделий. *Экологические плакаты. *Развлечение (участие детей, воспитателей, родителей). *Коллаж для украшения группы. | Результаты проектной деятельности (презентации) *Выставка рисунков, аппликаций и поделок детейпо теме проекта. *Викторина. *Аукцион *Выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.) *Выставка работ детей на тему проекта (по сезонам года). *Фотоальбомы. *Сборник загадок, пословиц, хороводов, игр, песен о березе. *Экспозиция в музее ДОУ: изделия из…, фотографии, рисунки детей, поделки из древесины, веток, листьев, корней, лекарственные препараты. *Парад плакатов. *Альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц. стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д. *Коллекция поделок (совместная работа детей и родителей). *Комплекс игр, придуманных или творчески обработанных детьми. |
Каждая команда получает список слов и словосочетаний, которые
необходимо отнести к следующим понятиям:
8. Задание командам: «Назовите вид проекта»
Командам выдаются листочки с содержанием проекта, на мольберте
находится таблица с названием типа проекта, команды находят
соответствующую своей графе строчку и прикрепляют свои листочки с
содержанием
*дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет,
драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с
детьми старших групп. Исследовательско-творческий
*используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Может
применяться уже во второй младшей группе. Ролево-игровой
*оформление результата работы в виде детского праздника, детского
дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы. Творческий
*Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные
интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Информационно-
практико-ориентированный
1. Что такое педагогическое проектирование?
*дань моде;
*догма профессиональной деятельности педагога;
*практико-ориентированная деятельность, целью которой является
разработка новых систем и видов педагогической деятельности.
2. Педагогический проект – это
*разработанные система и структура действий педагога для
реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и
места каждого действия, времени осуществления этих действий, их
участников и условий, необходимых для эффективности всей системы
действий.
*системное изучение явления по одним и тем же параметрам с заданной
периодичностью. (Мониторинг)
*научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в
будущем или об альтернативных путях и сроках их достижения.
(Прогноз)
3 Какое из трех определений подчеркивает тип проекта по
доминирующему виду деятельности?
* коллективный;
*исследовательский;
*долгосрочный.
4 Что такое гипотеза?
*короткая аннотация проекта;
*опасение педагога о неудачной реализации проекта;
*предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Кто является основоположником проектного метода?
*американский психолог и педагог Джон Дьюи;
*великий русский педагог К.Д. Ушинский;
*французский психолог Ж. Пиаже
6. Презентуя проект, педагог должен:
*показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной
в проекте проблемы;
*проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта
как методического пособия, которое окажет практическую помощь
коллегам;
*привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное
использование презентуемого проекта в практике их работы.
7.Задание командам: «Распредели по группам»
Формы организации проекта | Результаты проектной деятельности (презентации) |
*Придуманные и созданные детьми игры и пособия.*Выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта. *Подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок,*Художественная деятельность.*Сборник загадок, пословиц, хороводов, игр,песен о березе.*Выставка работ детей на тему проекта (по сезонам года).*Экспозиция в музее ДОУ: изделия из...,фотографии, рисунки детей, поделки из древесины, веток, листьев, корней, лекарственные препараты.*Детское экспериментирование: опыты.*Организация народных игр и хороводов по теме проекта.*Коллекция поделок (совместная работа детей и родителей).*Подготовка экспозиции для музея ДОУ.*Комплекс игр, придуманных или творчески обработанных детьми.*Коллаж для украшения группы.
*Коллекция изделий.
*Развлечение (участие детей, воспитателей, родителей).
*Экологические плакаты.
*Парад плакатов.
*Фотоальбомы.
*Экскурсия.
*Выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.)
*Аукцион
*Викторина.
7.Задание командам: «Распредели по группам»
Формы организации проекта | Результаты проектной деятельности (презентации) |
*Придуманные и созданные детьми игры и пособия.*Выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта. *Подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок,*Художественная деятельность.*Сборник загадок, пословиц, хороводов, игр,песен о березе.*Выставка работ детей на тему проекта (по сезонам года).*Экспозиция в музее ДОУ: изделия из...,фотографии, рисунки детей, поделки из древесины, веток, листьев, корней, лекарственные препараты.*Детское экспериментирование: опыты.*Организация народных игр и хороводов по теме проекта.*Коллекция поделок (совместная работа детей и родителей).*Подготовка экспозиции для музея ДОУ.*Комплекс игр, придуманных или творчески обработанных детьми.*Коллаж для украшения группы.
*Коллекция изделий.
*Развлечение (участие детей, воспитателей, родителей).
*Экологические плакаты.
*Парад плакатов.
*Фотоальбомы.
*Экскурсия.
*Выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.)
*Аукцион
*Викторина.
8 Задание командам: «Назовите вид проекта»
*дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет,
драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с
детьми старших групп. Исследовательско-творческий
*используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Может
применяться уже во второй младшей группе. Ролево-игровой
*оформление результата работы в виде детского праздника, детского
дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.Творческий
*Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные
интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Информационно-
практико-ориентированный
Аннотация. В данной статье рассматривается программа проектной деятельности детей дошкольного возраста, которая способствует повышению у детей познавательной активности и успешной адаптации к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития музыкальности дошкольников»
Одной из главных методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певч...
ИКТ как одно из эффективных средств развития способностей дошкольников
Использование информационно – коммуникационных технологий в ДОУ...
Плавание - как одно из эффективных средств развития дошкольников
Роль плавания в физическом развитии дошкольников...
КОНСУЛЬТАЦИЯ: для педагогов «Проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями»
КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями»...
Презентация театрализованная деятельность,как эффективное средство развития детей в условиях Д.О.У.2019г.
Презентация театрализованная деятельность,как эффективное средство развития детей в условиях Д.О.У.2019г....
«Условия использования игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста»
Презентация для педагогов ДОУ...
Доклад "Проектная деятельность как одно из эффективных средств развития ребёнка в условиях ФГОС ДО"
В данной статье раскрывается особая педагогическая значимость метода проектов, осуществляемая для решения игровых, поисковых, исследовательских, практических задач в условиях совместной деятельности д...