ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
статья (подготовительная группа) на тему

Частихина Екатерина Викторовна

Последние годы как ученые, так и педагоги, работающие с дошкольниками, активно ищут эффективные пути физического совершенствования дошкольников. Сегодня существует необходимость в научно обоснованных подходах выявления проблем в физической культуре дошкольников и поиске путей воспитания здорового, гармонично развитого ребенка. Многие исследователи констатируют тот факт, что оздоровление дошкольников является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chastihina_e.v._-_s-pb_2016.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, ЧЕРЕЗ ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Частихина Е.В.

ГБДОУ «Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №14 комбинированного вида «Пеликаши» г. С-Пб

Ключевые слова: дошкольники, физическая культура, подвижные игры, здоровье, здоровый образ жизни.

Федеральные государственные требования направлены на формирование у ребенка интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании и культуры собственного здоровья. [5]

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного их развития; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей. [9]

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз. Становится очевидным, что сегодня необходим научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения решения задач обучения, воспитания и развития, но и целенаправленного воспитания здорового поколения. Острота проблемы здоровья детей обусловлена изменившимися экологическими условиями, экономическими и демографическими процессами, происходящими в обществе. Помимо уменьшения рождаемости в российском обществе, существует проблема накопления в нем больных детей с различной патологией.

Последние годы как ученые, так и педагоги, работающие с дошкольниками, активно ищут эффективные пути физического совершенствования дошкольников. Сегодня существует необходимость в научно обоснованных подходах выявления проблем в физической культуре дошкольников и поиске путей воспитания здорового, гармонично развитого ребенка. Многие исследователи констатируют тот факт, что оздоровление дошкольников является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. [2, 4, 8]

Некоторые исследователи рассматривают в своих работах особенности развития двигательных способностей дошкольников, в том числе и средствами подвижных игр. [1, 7, 10]

Для детей дошкольного возраста подвижные игры успешно помогают решать многие задачи их всестороннего развития. Играя, дошкольники непринужденно и свободно овладевают новыми сложными видами движений, становятся более ловкими и сообразительными. Основное назначение подвижных игр и комплексов упражнений – достичь наибольшей двигательной активности и эмоционального состояния дошкольников на протяжении всего занятия. Понятие «двигательная активность» определяется как сумма движений, выполняемых дошкольником в процессе своей жизнедеятельности. Двигательная активность в детском возрасте подразделяется на три составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Обоснование рационального двигательного режима для детей, нормирование физических нагрузок является одной из наиболее сложных проблем современной возрастной физиологии. Известно, что как малая, так и повышенная двигательная активность имеют свои издержки. Исследования гигиенистов и физиологов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство дошкольников находятся в статическом положении (сидя). Одним из важнейших индивидуальных отличий ребенка являются особенности его здоровья. [11]

Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. [6]

Основным условием успешного проведения игры является владение педагогом методикой игрового процесса.

В методику подготовки и проведения подвижных игр для детей дошкольного возраста входят: подготовка к игре, организация, руководство и методические приемы регулирования нагрузки в игре, окончание и подведение итогов игры. [11]

Преподавателю необходимо заранее подготовиться к проведению игры: выбор игры, место и время проведения, инвентарь и методика проведения игры. Выбор и планирование подвижных игр осуществляются в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». При этом учитываются: возрастные особенности детей, их умственное развитие, физическая подготовленность, количество играющих детей, условия проведения игры.

Вторым важным положением в методике проведения игры является ее организация, включающая в себя: сбор детей, создание и поддержание интереса к игре, размещение занимающихся во время объяснения, раздачу атрибутов (инвентаря), необходимых для игры, и подачу сигнала для ее начала.

Собирать детей необходимо в том месте, откуда будут начинаться игровые действия. Сбор должен проходить быстро и интересно, важно применять разные приемы сбора. В младшем дошкольном возрасте задачей преподавателя является привлечение внимания детей, например, поиграть с мячом, сопровождая движения стихами. Малышей нужно учить играть, формировать интерес к подвижным играм.

Старшие дошкольники уже любят и умеют играть. Поэтому с ними можно использовать более сложные способы сбора на игру: зазывалочки, а можно договариваться о месте и начале игры, сигнал сбора; поручить одному из детей собрать остальных в установленный ограниченный срок; использование нестандартных звуковых или зрительных сигналов и т.д.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес к ней, используя для этого различные приемы и способы. Особенно важно создать интерес в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям.

Интерес к играм с элементами соревнования увеличивается, если детей одевают в форму, выбирают капитанов, судью и его помощника. Проведение игр с элементами соревнований требует от взрослого большого такта, объективности и справедливости оценок действий детей, что способствует у них дружелюбия и чувства товарищества. [3]

Способы создания интереса тесно связаны с приемами сбора детей, например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!».

В старших группах детей приемы создания интереса используются главным образом, когда игра разучивается, чаще всего это стихи, песенки, загадки на тему игры или рассматривание следов на снегу, по которым надо найти спрятавшихся, переодевание и др.

От правильного объяснения игры в значительной мере зависит успех ее проведения. При этом необходимо придерживаться следующей схемы: дать название игры и цель ее проведения; разместить детей для объяснения содержания игры и правил ее проведения; распределить роли или согласно условиям игры разделить детей на команды, назначить капитанов, помощников или «водящих». После этого раздать инвентарь и подать сигнал для начала игры.

Организация играющих начинается с размещения их на площадке и выбора места руководителем для объяснения игры. До начала игры рекомендуется построить игроков в исходное положение, из которого они ее начнут. При этом преподаватель должен стоять так, чтобы дети хорошо видели и слышали его.

Ознакомление детей с игрой, объяснение ее содержания и правил требуют от преподавателя тщательной подготовки. Объяснение может проходить по-разному, но оно должно быть кратким, точным, эмоционально интересным, возбуждающим желание скорее начать игру.

Для объяснения несюжетной игры преподаватель указывает на последовательность игровых действий, местоположение детей и игровых атрибутов и разъясняет правила. Педагог может серьезно или в шутливой форме задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли то, что им рассказали, попросить повторить правила игры, самостоятельно рассказать ее содержание.

Сюжетная игра, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, требует несколько других приемов. Преподавателю необходимо создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции детей. Для этого используется игрушка, рассказ, что особенно важно для младшей группы. Сложные моменты игры могут разъясняться жестами и отдельными движениями или воспроизводится самим руководителем вместе с детьми.

Существует большое количество способов разделения на команды и выбора водящих, например, в зависимости от поставленных задач, условий занятий, характера игры, количества играющих и их настроения.

Желательно, чтобы в роли водящих побывало как можно большее количество играющих, что оказывает большое воспитательное воздействие на детей. Игра только тогда проходит весело и слаженно, когда детям понятны действия и правила, которые они должны выполнять.

Третьим положением в методике проведения подвижных игр с дошкольниками является руководство игрой. Оно включает в себя: организованное начало игры, исправление ошибок в игре, контроль и страховку в наиболее опасных моментах игры, поддержание интереса к игре и определение причин его потери, соблюдение правил игры, индивидуальный подход к участникам игры, судейство игры.

Организованное и своевременное начало игры – важный фактор руководства, так как задержка снижает настрой на игру, уменьшает готовность детей к игре и приводит к забыванию правил и т.д.

Для начала игры необходимо употреблять различные команды и считалки, чтобы развивать у детей быстроту двигательной реакции на различные указания и сигналы.

В процессе игры необходимо добиваться сознательного соблюдения правил. В тоже время, руководитель должен содействовать развитию творческой инициативы и дать детям возможность проявлять активность и самостоятельность.

Нарушение дисциплины в процессе игры может возникнуть в результате неправильного объяснения правил игры, неудачного выбора водящих или разделения на команды. В этом случае педагог должен немедленно остановить игру и устранить ошибки. Часто дисциплину нарушают несдержанные игроки, с которыми надо вести воспитательную работу: лично поручить им роль водящего, судьи, а иногда и отстранить от игры.

Одним из важных моментов при проведении игры является судейство, которое должно быть объективно и беспристрастно, так как игра теряет свою педагогическую ценность, если не соблюдаются ее правила.

Четвертым методическим положением является нагрузка. Регулировать нагрузку можно, используя следующие приемы: изменять (увеличивать или уменьшать) продолжительность игры или число повторений; изменять количество действий, темп и амплитуду движений; изменять игровую площадь; вес инвентаря; изменять правила игры; вводить или устранять перерывы;

Подвижная игра – школа движений, поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта ее нужно усложнять, что делает более интересными хорошо знакомые игры, но, варьируя игрой нельзя менять сюжет и композицию игры.

Продолжительность игры зависит от многих факторов: от количества участников (чем их меньше, тем игра короче); от возраста (дети младшего возраста не могут быть долго в напряжении); от содержания игры (игры, требующие большего напряжения, должны быть короче), от места проведения, темпа, от опыта руководителя; от получаемой нагрузки в игре.

Пятым положением в методике проведения подвижной игры является умение преподавателя вовремя определить момент окончания игры. Игру следует заканчивать при проявлении следующих признаков утомления: рассеянное внимание, начало частого нарушения правил, неточность выполнения движений, недостаточное проявление настойчивости в достижении цели, снижение заинтересованности, учащение дыхания у большинства участников.

Окончание игры определяется руководителем, о чем он предупреждает играющих. Если время окончания игры не было оговорено заранее, то педагог должен предупредить об окончании игры за некоторое время до ее окончания.

Шестым положением является подведение итогов игры, где необходимо учитывать не только быстроту, но и качество выполнения задания, о чем участники должны знать заранее. Необходимо проанализировать ошибки, допущенные в игре, отметить детей, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смелость, быстроту, взаимопомощь и в тоже время тех, кто плохо справился с заданием (старший возраст). Анализ игры позволяет уяснить, насколько усвоена игра, что понравилось и над чем надо поработать в дальнейшем. [11]

Предложенная и апробированная методика подготовки и проведения подвижных игр способствует более успешному их проведению, быстрому усвоению двигательного материала и формированию интереса к занятиям физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артамонова Т. В. Сравнительная характеристика показателей координационных способностей у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – N1. – С. 61–62
  2. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет.  – М.: АРКТИ, 2004
  3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.:Мозаика-синтез, 2008. – 400 с.
  4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 25 ноября 2009 г.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.:Мозаика-синтез, 2009. – 208 с.
  7. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  9. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №666
  10. Филиппова С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. – М.:Академия, 2007
  11. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проблема креативности, реализация творческих качеств личности привлекает к себе внимание исследователей разных школ и направлений на протяжении длительной истории развития научных знаний. Активизация ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...

Повышение интереса детей среднего дошкольного возраста к занятиям физической культурой

Повышение интереса детей среднего дошкольного возраста к занятиям физической культурой...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста («ФЭМП и Физическая культура")

Цель: развитие физических качеств и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр математического содержания.Задачи.Оздоровительные:Формирован...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста («ФЭМП и Физическая культура»)

Цель:-Совершенствовать математические знания, самостоятельно и коллективно выполнять задания;- Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание заниматься физкультурой;-Совершенствовать математиче...