"Посеять в детских душах доброту"
статья по теме
Реферат о работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Представлен на I городской научно-практической конференции по здоровьесбережению "Физическое, психическое,социальное и духовное оздоровление детей в условиях работы образовательных учреждений города", получил диплом I степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат "Посеять в детских душах доброту" | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная научно-практическая конференция
«Физическое, психическое, социальное и духовное оздоровление детей в условиях работы образовательных учреждений города»
Реферат
«Посеять в детских душах доброту»
Подготовила:
Филиппова
Наталья Николаевна,
воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад №3
«Незабудка»
Г.Протвино
2012 г.
Посеять в детских душах доброту
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека». (М.Пришвин).
Здоровьесбережение – одна из главных задач педагогов дошкольного образования. Здоровье — это правильная, нормальная деятельность организма (С. И. Ожегов), «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Влияние здоровья тела на психику очевидно, но нельзя недооценивать и обратной связи. Древневосточная мудрость гласит: ”Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится”. “Питание духа” не менее важно для здоровья, чем питание тела. Сбои в “питании духа” влекут за собой такие заболевания, как наркомания, алкоголизм и неврозы.
Духовное здоровье современных детей вызывает тревогу. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовном здоровье: детская преступность с каждым годом всё выше; по итогам ежегодной диспансеризации детей дошкольного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Концентрируя своё внимания на материальных условиях, люди заботятся более о физическом здоровье, оставляя в стороне духовную, нравственную, психическую составляющие. Именно поэтому одна из главных целей педагогической работы – духовное развитие дошкольника.
Под духовностью следует понимать состояние души, при котором нравственные качества преобладают над материальными потребностями. Духовность включает в себя нравственность – этические нормы, правила поведения. И очень важно понимать, что духовно-нравственное здоровье детей зависит от его развития, над которым надо работать с раннего возраста и подпитывать постоянно. Необходима целенаправленная работа по воспитанию духовно развитой и богатой личности, обладающей такими общечеловеческими ценностями, как истина, свобода, социальная справедливость, гуманизм, красота, добро.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. И, познавая, он проявляет на деле свою способность понять это качество. Доброта – это процесс душевного творчества, результатом которого становятся добрые дела. Воспитание доброты – это пробуждение в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания. «Зажигает только тот, кто сам горит». Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими.
Доброта как личностная категория не только общечеловеческая, но и национальная. Духовное воспитание всегда было основной целью народной педагогики. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности в народной педагогике сплетены воедино. Огромное количество пословиц, поговорок, сказок образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности. Духовные ценности всегда служили ориентиром в жизни русского человека. Сейчас, когда нарушена связь поколений, когда ребёнок зачастую не видит образца доброй, праведной жизни, именно фольклор поможет дать ценностные ориентиры в жизни. А это так важно для становления личности ребёнка. Ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое учит жить, верить, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной, любить людей и творить добро.
Работа по воспитанию духовности ведётся постоянно и последовательно. Давая поэтапно первоначальные представления о доброте, педагог решает несколько задач:
- сформировать у детей представление о доброте;
- создать мотив быть добрым;
- формировать навыки и привычки быть добрым.
- Для формирования у детей представление о доброте можно использовать куклу, которая находится на протяжении всей работы рядом с детьми и выполняет роль персонажа, олицетворяющего для детей доброту. В нашей группе это Домовой – добрый дух группы, который заботится о порядке и оберегает дом от зла. Очень эффективным методом является чтение русских народных сказок и обсуждение героев и их проявлений добра и зла, сказочных поучений – дети получают наглядный урок торжества добра и необходимости бороться за него. Большой интерес детей вызывает их участие в изменении конца поучительных сказок: дети сами придумывают для героев такие слова и поступки, чтобы они в конце сказки не поссорились. Также очень полезно проводить с детьми словесные игры, в которых надо в рассказе или стихотворении вставить доброе слово или завершить рассказ. Знакомство детей с народными праздниками и традициями погружает их в атмосферу добра. Дети моей группы ежегодно участвуют в масленичных гуляниях, празднуют осенние «Кузьминки», зимние «Святки», летние праздники «Троица», «Иван Купала». Результатом работы на первом этапе должно стать понимание ребенком значения слов «добрый», «доброта».
- На втором этапе надо постараться сформировать у детей мотив «Быть добрым». Чтение художественной литературы (А. Барто «Вовка – добрая душа» и др.) помогает воспитывать положительное отношения к доброте; одобрение каждого доброго дела ребёнка вызывает у детей желание быть добрым, делать добрые дела. Использование настольно-печатной дидактической игры «Вежливость» учит детей оценивать различные ситуации, выбирать добрые поступки. Творческие задания из серии «Науки доброты» (изготовление кормушек для птиц, игрушек для малышей и т.п.) позволяют увидеть результаты своих добрых дел.
- На третьем этапе надо стараться формировать навыки и привычки быть добрым. Подводить детей к мысли, что проявлять доброту может каждый человек, помогают беседы о людях разных профессий (как человек в этой профессии проявляет доброту?), сюжетно-ролевые игры (например, в игре «Больница» дети подражают доброму доктору Айболиту). Неоценимо использование художественной литературы: анализируя произведение, дети рассуждают: «Почему необходимо быть добрым?»; слушая сказки, дети выбирают добрых героев и анализируют их поступки. Формированию у детей умения проявлять доброту и бережного отношения к природе способствует работа в уголке природы, где дети ухаживают за растениями. Необходимо постоянно стимулировать желание ребенка быть добрым: можно оформить стенд с фотографиями добрых дел детей, организовать конкурс рисунков на тему «Добрые дела». Оказание помощи детям младших групп (поделиться игрушками, показать инсценировку, помочь в одевании и т.п.) – практические уроки доброты.
Посеяв в детских душах доброту, мы способствуем формированию в дальнейшем «доброго поведения» у детей, когда желание делать добрые дела и «идти дорогою добра» является уже потребностью.
Моя работа по воспитанию добрых чувств в 2012 году вылилась в участие в межрегиональном семинаре «Духовно-нравственное воспитание через приобщение дошкольников к народной культуре». В совместной деятельности педагогов и детей, в празднике «Живая старина», дети побывали в деревянной Руси: принимали гостей и пекли булочки; кликали весну, будили Домового, играли с ним и смотрели сказки волшебного сундучка; украшали обрядовое дерево и водили весенний хоровод. Дошкольники показали своё знание народных песен, игр и пословиц, узнали много нового о русских традициях, а, самое главное, - окунулись в атмосферу гостеприимства, искренности и добра, чем всегда славилась Россия. Работа по духовному развитию детей ведётся постоянно.
Подробнее мне хочется остановиться на открытом занятии «Дорога добра», которое стало определённым этапом в данной работе и было проведено в рамках подготовки к педсовету «Посеять в детских душах доброту». Цель занятия – в игровой форме уточнить и закрепить у детей понятия добра и зла, желание «делать хорошо», идти дорогою добра. Решались следующие задачи:
- познакомить детей с понятием «доброта»;
- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь детей;
- воспитывать культуру общения, формировать уважительное и доброжелательное отношение к людям.
Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная.
На протяжении всего занятия дети шли по дороге добра по приглашению Феи доброты. Уточнив значение понятий «добрый» и «доброта», вместе с песней «Дорогою добра» дети путешествовали, находя в пути лепестки волшебного цветка. Эти подсказки Феи позволяли делать остановки: дети поговорили о самом добром человеке – о маме; прочитали и обсудили «Урок дружбы»; поговорили о бережном обращении к природе и помогли выпавшему из гнезда птенчику; в лесу узнали сказочных героев по их добрым делам; поделились друг с другом улыбками и добрыми словами. В конце путешествия, собрав все лепестки воедино, был подведён итог занятия и дети посмотрели видеопослание от Феи доброты – фотоальбом «Доброта» с пожеланием идти и дальше только дорогою добра.
Каждодневно последовательно и планомерно проводя уроки доброты, педагог посеет в детских душах доброту. И обязательно будут всходы – открытость, сочувствие и доброе отношение детей к окружающим. Дети вырастут духовно здоровыми. А здоровье – это богатство каждого человека и общества в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посеять в детских душах доброту...
Как помочь нашим детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе в этом жестоком мире? Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых дел? ...
Родительское собрание. Тема: «Посеять в детских душах доброту».
Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим, воспитание понимания, сопереживания, доброты....
Посеять в детских душах доброту
Статья...
Педагогический совет "Посеем в детских душах доброту".
На педсовете идет обсуждение системы нравственного воспитания, обсуждается нравственный облик воспитателя, ведущий рассказывает о принципах педагогической деятельности. В практической части педагоги о...
Посеять в детских душах доброту...
Посеять в детских душах доброту... Дом – это основа истинной добродетели.Если правильным ценностям не научат в семье,то, вероятно, им не научат совсем.Гордон Б. ХинклиКак помочь нашим...
"Посеем в детских душах доброту"
Развлечение для детей совместно с родителями в рамках семейного клуба «Гармония»...
Памятка для родителей Посеять в детских душах доброту"
ldquo;Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!” ...
Комментарии
Очень прекрасная работа
Спасибо!Очень прекрасная работа.Доброта - это очень важное человеческое качество.И мне приятно в этой работе увидеть и свое направление, по которой я работаю.Очень мало видешь своих едомышленников работающих по этой теме.Загляните на мою страничку. Может быть вы найдете что-нибудь для свой работы, и оставьте комментарий.Удачи и творчество!
Здравствуйте, Татьяна!
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за отзыв! Заглянула на вашу страничку. Сколько материала! Просмотрела пока только самое актуальное - портфолио. У меня через 2 года аттестация, мне уже страшно. До свидания!
Наталья! Не бойтесь,
Наталья! Не бойтесь, справитесь. Идите к аттестации умеренным шагом, все по критериям и набирайте самое главное баллы. Если что понравилось, пользуйтесь. Удачи!