Посеять в детских душах доброту...
статья (средняя группа) на тему
Посеять в детских душах доброту...
Дом – это основа истинной добродетели.
Если правильным ценностям не научат в семье,
то, вероятно, им не научат совсем.
Гордон Б. Хинкли
Как помочь нашим детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе в этом жестоком мире? Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых дел? Эти мысли волновали педагогов всех времен.
Вспомним В.А.Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Зависит ли что от педагогов, в воспитании добрых чувств ребенка? «Да»! - говорит ученый и педагог-новатор Амонашвили и видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова «Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло».
Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, все это составляет темную силу педагогики, отравляет жизнь ребенка, вносит в нее разочарование и злобу.
Сегодня нам представляется возможным познакомиться с принципами педагогической деятельности, которые выделил Амонашвили Шалва Александрович, грузинский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии.
Первый – любить ребенка, т.к. без этого не возможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.
Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим.
Мы воспитываем в детях национальное самосознание через знакомство с русской культурой, приобщаем малышей к фольклору, знакомим с народными игрушками, промыслами, праздниками, творениями отечественных писателей, художников, архитекторов, композиторов, родным городом, его людьми и достопримечательностями, значимыми событиями страны, с историей своего народа через музейную педагогику. Обсуждая нравственные различные ситуации, дети анализируют их, делятся переживаниями, проявляют желание помочь друг другу преодолеть трудности. Наблюдая негативные поступки, негативные проявления своих товарищей, подсказывают друг другу, как надо поступать.
Да, семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная.
Семейные праздники — особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников — подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей — помочь ребенку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Один из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью — это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер — это или общая игра, или ужин всей семьей, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нем и отложить все другие дела. Есть очень много тем, которые можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение домашней работы», «Прощение других» и т. д.
Давайте откроем и прочитаем советы, помогающие в воспитании добрых чувств:
1. Ласково и только по имени называть ребенка.
2. Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других.
3. Не унижать ребенка.
4. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
5. Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
6. Использовать пословицы о доброте.
7. Учить стихи, читать сказки, рассказы о доброте.
8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
9. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например «За что я люблю свою бабушку», «Наши добрые дела», «Как нас выручил Миша» и т.д.
А как Вы думаете, можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением произведений, стихов?
А читаете ли Вы или просто разучиваете
с детьми дома стихи?
Какие приемы помогают донести их содержание?
Делаете ли Вы выводы?
Вы вправе задать вопрос, нужно ли специально создавать ситуацию, чтобы побуждать у детей чувства добра? Например, как Вы смотрите на эту ситуацию:«Ребята, - вдруг сказала воспитательница. – Вова потерял рукавичку. Что теперь делать? У него же руки замерзнут. Пусть каждый по очереди даст ему свою рукавичку погреться. Кто первый?» Дружно потянулись ручонки. Вова, наконец, увидел как добры и чутки его друзья, для которых он нередко жалел игрушку.
Часто хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден – мало похож на сказку.
В жизни без ласки, знайте: слезы, дожди, озноба.
Детям и взрослым, знайте: ласка нужна – не злоба.
Корень теряет краски, если напиться нечем.
Как человек без ласки, он опускает плечи.
Как скопидом монеты ласку не прячьте, люди.
Пусть она добрым светом вечно светить вам будет.
В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия, и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.
И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется, не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспитание доброты. Все воспитание зависит от наших случайных слов, прикосновения, взгляда. Наверное, недаром в народе говорят «Слово лечит, слово ранит».
Лечить словом – это значит вовремя найти нужные слова, утешить, подбодрить словом в трудную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать? Вспомните, были ли у Вас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное бывает, что брошены эти слова и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место, поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: «ложись спать, читать будем завтра», «я устала, пойди поиграй сам», «что ты не можешь ничего сам сделать», «я не хочу с тобой говорить» - отталкивающая свое дитя убивает в нем своего сына или дочь, а в себе мать.
Кажется, простая вещь: включись в игру или в то дело, которым занят ребенок и тогда так легко достучаться до него, добиться того, что тебе нужно. Почему же выходит это нечасто? Нужно время, желание, умение войти в игру или всерьез отнестись к занятию малыша, без снисходительности и суеты. Нет сомнений, что дети хотят видеть нас всегда в хорошем настроении. Наши поступки, слова, действия, во многом зависят от нашего состояния духа.
Хочется прочитать Вам стихотворение В. Шапова, «Почему?». Может оно заставит Вас задуматься и пересмотреть свое отношение к ребенку, если таковое имеется.
Сын пришел к отцу с вопросом: - Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне просом, называется зерно.
Почему сосед новатор? Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше, почему бывает дым?
- Да, отстань же ты отстань же с почемучканьем своим.
-Папа, сын вернулся вскоре,
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море, могут, думаешь киты?
Почему с ушами заяц? Папа, что такое грань?
- После, некогда, отстань!
Снова сын пришел к папаше, где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же мы с тобой в театр пойдем.
А в ответ сверкнула вспышка.
У меня свои дела!
И вздохнув, побрел сынишка от отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один,
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний у почтенного отца
От волнения, огорченья изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына «Вызов в школу, почему?»
Что такое, в чем причина совершенно не пойму.
У других посмотришь детки, только радуют сердца.
Почему твои отметки огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты? Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже? В толк никак я не возьму
От чего же почему же. В самом деле, почему?
Все мы не хотим даже об этом и думать, потому что не хотим, чтобы это случилось в наших семьях, с нашими детьми. Милосердие и сострадание или черствость и жестокость развиваются, у детей и это во многом зависит от нашей реакции, нашего участия в тех ситуациях, которые постоянно возникают.
Как часто мы слышим от детей жалобы на других. Ябеда есть в каждой группе. Сколько их много или мало, наверное, зависит от нашего к ним отношения. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на сверстника до тех пор, пока их «провинившийся товарищ» не получил замечания от взрослого ли не будет наказан. Ребята хорошо знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и казалось бы, должны своего товарища пожалеть. А вот не жалеют. Почему? Их не научили сочувствию. Но их и не учили злорадству. Да, конечно специально не учили. Но не замечали, не останавливали, не разъясняли неблагополучный поступок ребенка.
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, театральными, телевизионными и музыкальными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, Микки Маус, охотники за привидениями, монстры и драконы, завоеватели вселенной и космические пираты, черепашки ниндзя и покемоны, Барби с Кеном, телепузики.
Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывает детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства, индивидуализма. Дети стали более своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому уступать. Обратите внимание дети часто, высказываются рекламными словосочетаниями, воображают себя супергероями, играют с игрушками- монстрами, копируют их речь, поведение, привычки, образ жизни и мыслей. Мы не можем оставаться сторонними наблюдателями, необходимо принимать меры, укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности, ведь у России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал.
Мы в детском саду создаём развивающую среду, учитывая факторы нашего края и России. Убрали из групп всё, что оказалось чужеродным по отношению к отечественной культуре: игрушки, книги, аудио- и видеокассеты, текстиль и т.д. Ведём разъяснительную работу с детьми и родителями, просили малышей не приносить в детский сад монстров, телепузиков и Барби, убеждаем родителей в необходимости контролировать, что смотрит их кроха по телевизору, быть более осторожными при покупке игрушек, книг, кассет и т.д. Мы стараемся не допускать в детский сад и жизнь наших детей вещей, которые могут повредить их формирующейся душе.
Жесткий отбор проходят все методические пособия и материалы, педагогические журналы и образовательные программы. Мы довольно долго выбирали созвучную нам программу и, в конце концов, остановились на программе "Истоки». Она органична, укоренена в отечественной культуре, содержит большой воспитательный компонент. В союзе с ней мы используем технологию ТРИЗ-РТВ или (теория решения изобретательских задач на развитие творческого воображения).
Нравственное воспитание наших ребят в детском саду осуществляется каждодневно, ежечасно, на занятиях, праздниках, прогулках, в общении, изобразительной деятельности, музыкальном воспитании, в игре и быту. Ведь любое развитие происходит в деятельности. При этом нравственные ценности должны ненавязчиво передаваться детям и выстраиваться в их сознании в определенную ценностную шкалу. Работа идет через сердце, недопустимы моралистические беседы, утверждения, ребенок должен сам понять, что хорошо, а что плохо, как поступать можно и нужно, а как поступать нельзя. И наша задача — помочь ему в этом разобраться. Мы стремимся научить детей контролировать свои эмоции, не выплескивать наружу агрессию: тебя обидели, а ты потерпи, а ты уступи, а ты прости.
Таким образом, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиций в семье. Но часто родители не могут найти общий язык с детьми, не понимают их.
|
«Доброта», Е.И.Филипенко, воспитатель, ноябрь, 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posejat_v_detskikh_dushakh_dobrotu.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Посеять в детских душах доброту...
Дом – это основа истинной добродетели.
Если правильным ценностям не научат в семье,
то, вероятно, им не научат совсем.
Гордон Б. Хинкли
Как помочь нашим детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе в этом жестоком мире? Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых дел? Эти мысли волновали педагогов всех времен.
Вспомним В.А.Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Зависит ли что от педагогов, в воспитании добрых чувств ребенка? «Да»! - говорит ученый и педагог-новатор Амонашвили и видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова «Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло».
Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, все это составляет темную силу педагогики, отравляет жизнь ребенка, вносит в нее разочарование и злобу.
Сегодня нам представляется возможным познакомиться с принципами педагогической деятельности, которые выделил Амонашвили Шалва Александрович, грузинский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии.
Первый – любить ребенка, т.к. без этого не возможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.
Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим.
Мы воспитываем в детях национальное самосознание через знакомство с русской культурой, приобщаем малышей к фольклору, знакомим с народными игрушками, промыслами, праздниками, творениями отечественных писателей, художников, архитекторов, композиторов, родным городом, его людьми и достопримечательностями, значимыми событиями страны, с историей своего народа через музейную педагогику. Обсуждая нравственные различные ситуации, дети анализируют их, делятся переживаниями, проявляют желание помочь друг другу преодолеть трудности. Наблюдая негативные поступки, негативные проявления своих товарищей, подсказывают друг другу, как надо поступать.
Да, семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная.
Семейные праздники — особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников — подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей — помочь ребенку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Один из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью — это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер — это или общая игра, или ужин всей семьей, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нем и отложить все другие дела. Есть очень много тем, которые можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение домашней работы», «Прощение других» и т. д.
Давайте откроем и прочитаем советы, помогающие в воспитании добрых чувств:
- Ласково и только по имени называть ребенка.
- Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других.
- Не унижать ребенка.
- После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
- Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
- Использовать пословицы о доброте.
- Учить стихи, читать сказки, рассказы о доброте.
- Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
- Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например «За что я люблю свою бабушку», «Наши добрые дела», «Как нас выручил Миша» и т.д.
А как Вы думаете, можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением произведений, стихов?
А читаете ли Вы или просто разучиваете
с детьми дома стихи?
Какие приемы помогают донести их содержание?
Делаете ли Вы выводы?
Вы вправе задать вопрос, нужно ли специально создавать ситуацию, чтобы побуждать у детей чувства добра? Например, как Вы смотрите на эту ситуацию:«Ребята, - вдруг сказала воспитательница. – Вова потерял рукавичку. Что теперь делать? У него же руки замерзнут. Пусть каждый по очереди даст ему свою рукавичку погреться. Кто первый?» Дружно потянулись ручонки. Вова, наконец, увидел как добры и чутки его друзья, для которых он нередко жалел игрушку.
Часто хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден – мало похож на сказку.
В жизни без ласки, знайте: слезы, дожди, озноба.
Детям и взрослым, знайте: ласка нужна – не злоба.
Корень теряет краски, если напиться нечем.
Как человек без ласки, он опускает плечи.
Как скопидом монеты ласку не прячьте, люди.
Пусть она добрым светом вечно светить вам будет.
В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия, и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.
И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется, не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспитание доброты. Все воспитание зависит от наших случайных слов, прикосновения, взгляда. Наверное, недаром в народе говорят «Слово лечит, слово ранит».
Лечить словом – это значит вовремя найти нужные слова, утешить, подбодрить словом в трудную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать? Вспомните, были ли у Вас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное бывает, что брошены эти слова и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место, поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: «ложись спать, читать будем завтра», «я устала, пойди поиграй сам», «что ты не можешь ничего сам сделать», «я не хочу с тобой говорить» - отталкивающая свое дитя убивает в нем своего сына или дочь, а в себе мать.
Кажется, простая вещь: включись в игру или в то дело, которым занят ребенок и тогда так легко достучаться до него, добиться того, что тебе нужно. Почему же выходит это нечасто? Нужно время, желание, умение войти в игру или всерьез отнестись к занятию малыша, без снисходительности и суеты. Нет сомнений, что дети хотят видеть нас всегда в хорошем настроении. Наши поступки, слова, действия, во многом зависят от нашего состояния духа.
Хочется прочитать Вам стихотворение В. Шапова, «Почему?». Может оно заставит Вас задуматься и пересмотреть свое отношение к ребенку, если таковое имеется.
Сын пришел к отцу с вопросом: - Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне просом, называется зерно.
Почему сосед новатор? Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше, почему бывает дым?
- Да, отстань же ты отстань же с почемучканьем своим.
-Папа, сын вернулся вскоре,
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море, могут, думаешь киты?
Почему с ушами заяц? Папа, что такое грань?
- После, некогда, отстань!
Снова сын пришел к папаше, где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же мы с тобой в театр пойдем.
А в ответ сверкнула вспышка.
У меня свои дела!
И вздохнув, побрел сынишка от отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один,
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний у почтенного отца
От волнения, огорченья изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына «Вызов в школу, почему?»
Что такое, в чем причина совершенно не пойму.
У других посмотришь детки, только радуют сердца.
Почему твои отметки огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты? Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже? В толк никак я не возьму
От чего же почему же. В самом деле, почему?
Все мы не хотим даже об этом и думать, потому что не хотим, чтобы это случилось в наших семьях, с нашими детьми. Милосердие и сострадание или черствость и жестокость развиваются, у детей и это во многом зависит от нашей реакции, нашего участия в тех ситуациях, которые постоянно возникают.
Как часто мы слышим от детей жалобы на других. Ябеда есть в каждой группе. Сколько их много или мало, наверное, зависит от нашего к ним отношения. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на сверстника до тех пор, пока их «провинившийся товарищ» не получил замечания от взрослого ли не будет наказан. Ребята хорошо знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и казалось бы, должны своего товарища пожалеть. А вот не жалеют. Почему? Их не научили сочувствию. Но их и не учили злорадству. Да, конечно специально не учили. Но не замечали, не останавливали, не разъясняли неблагополучный поступок ребенка.
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, театральными, телевизионными и музыкальными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, Микки Маус, охотники за привидениями, монстры и драконы, завоеватели вселенной и космические пираты, черепашки ниндзя и покемоны, Барби с Кеном, телепузики.
Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывает детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства, индивидуализма. Дети стали более своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому уступать. Обратите внимание дети часто, высказываются рекламными словосочетаниями, воображают себя супергероями, играют с игрушками- монстрами, копируют их речь, поведение, привычки, образ жизни и мыслей. Мы не можем оставаться сторонними наблюдателями, необходимо принимать меры, укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности, ведь у России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал.
Мы в детском саду создаём развивающую среду, учитывая факторы нашего края и России. Убрали из групп всё, что оказалось чужеродным по отношению к отечественной культуре: игрушки, книги, аудио- и видеокассеты, текстиль и т.д. Ведём разъяснительную работу с детьми и родителями, просили малышей не приносить в детский сад монстров, телепузиков и Барби, убеждаем родителей в необходимости контролировать, что смотрит их кроха по телевизору, быть более осторожными при покупке игрушек, книг, кассет и т.д. Мы стараемся не допускать в детский сад и жизнь наших детей вещей, которые могут повредить их формирующейся душе.
Жесткий отбор проходят все методические пособия и материалы, педагогические журналы и образовательные программы. Мы довольно долго выбирали созвучную нам программу и, в конце концов, остановились на программе "Истоки». Она органична, укоренена в отечественной культуре, содержит большой воспитательный компонент. В союзе с ней мы используем технологию ТРИЗ-РТВ или (теория решения изобретательских задач на развитие творческого воображения).
Нравственное воспитание наших ребят в детском саду осуществляется каждодневно, ежечасно, на занятиях, праздниках, прогулках, в общении, изобразительной деятельности, музыкальном воспитании, в игре и быту. Ведь любое развитие происходит в деятельности. При этом нравственные ценности должны ненавязчиво передаваться детям и выстраиваться в их сознании в определенную ценностную шкалу. Работа идет через сердце, недопустимы моралистические беседы, утверждения, ребенок должен сам понять, что хорошо, а что плохо, как поступать можно и нужно, а как поступать нельзя. И наша задача — помочь ему в этом разобраться. Мы стремимся научить детей контролировать свои эмоции, не выплескивать наружу агрессию: тебя обидели, а ты потерпи, а ты уступи, а ты прости.
Таким образом, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиций в семье. Но часто родители не могут найти общий язык с детьми, не понимают их.
|
«Доброта», Е.И.Филипенко, воспитатель, ноябрь, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посеять в детских душах доброту...
Как помочь нашим детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе в этом жестоком мире? Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых дел? ...
"Посеять в детских душах доброту"
Реферат о работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Представлен на I городской научно-практической конференции по здоровьесбережению "Физическое, психическое,социальное и духовное оздор...
Родительское собрание. Тема: «Посеять в детских душах доброту».
Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим, воспитание понимания, сопереживания, доброты....
Посеять в детских душах доброту
Статья...
Педагогический совет "Посеем в детских душах доброту".
На педсовете идет обсуждение системы нравственного воспитания, обсуждается нравственный облик воспитателя, ведущий рассказывает о принципах педагогической деятельности. В практической части педагоги о...
"Посеем в детских душах доброту"
Развлечение для детей совместно с родителями в рамках семейного клуба «Гармония»...
Памятка для родителей Посеять в детских душах доброту"
ldquo;Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!” ...