ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению
учебно-методический материал по теме
Данный материал отражает работу педагога-психолога в условиях внедрения ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению
Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации.
Конкретизируя понимание сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, О.М. Краснорядцева и др. определяют профессионала-педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.
Контингент педагогов нашего детского сада представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий. Так, с высшим образованием работают 14 педагогов (1 из педагогов с непедагогическим образованием), со среднем педагогическим образованием – 17. Высшая категория у 4 педагогов, первая категория – у 14 , 4 педагога не имеют пока категории. Половина педагогов работает более 20 лет, четвёртая часть менее 3 лет, только начинают свой путь в педагогике, не имея опыта. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.
Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, которые привыкли считать занятие – основной формой работы с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра.
Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения реализации ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений.
Всё это позволило сопоставить истинные и только представляющиеся таковыми факторы, выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГТ.
1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.
2. Недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.
3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов (67%) к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.
4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.
5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области». Это касается, например, тех педагогов, которые привыкли считать, что изо-деятельность – это формирование умений и навыков. Им будет непросто перестроиться на образовательную область «Художественное творчество», задачи которой, прежде всего, направлены на развитие творчества детей.
6. В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – бегать, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система обучения, и слово «занятие» в программе, как считают наши педагоги, должно присутствовать, но нужно отличать его от школьного урока. Далее игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности.
7. Проблемы возникают при реализации образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация» и области «Труд». При реализации образовательной области «Безопасность» возникают непонимания с формированием гендерной принадлежности, которую часто сводят к поло-ролевому воспитанию.
8. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.
9. Опрос в форме анкетирования показал, что только 37% педагогов получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада.
Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, снижающую эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.
Формы проявления недовольства и непонимания у педагогов выражались следующим образом:
– пассивные формы проявления;
– активные формы проявления;
– негативное отношение, стремление защититься от нововведений.
Поэтому ещё раз повторюсь, что просто необходимо повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса,ихпрофессиональной компетентности в условиях внедрения и реализации ФГТ.
Важная задача – умение настроить на внедрение ФГТ весь педагогический коллектив. Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России. Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Целью психологического сопровождения для меня является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.
В ходе психологического сопровождения наметила решение следующих задач:
– формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;
– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;
– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
– помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГТ организуется в несколько этапов:
–на подготовительном этапе основными задачами являются: изучение инновационного потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды;
– практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь;
– на обобщающем этапе основная работа будет заключаться в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы, по которым наработан интересный опыт, и им можно поделиться с коллегами.
С опорой на результаты мониторинга мы выделили несколько направлений психолого-педагогического сопровождения:
1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации планирования и деятельности в соответствии с ФГТ, знакомство со спецификой реализации ФГТ в ДОУ.
2. Актуализацию интереса к ФГТ и мотивационную готовность воспитателей ДОУ. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности, она позволяет объединить и «заставить» работать в системе, т.е. ради единой цели.
3. Направление педагогов ДОУ на повышение квалификации для получения новых специализаций, более высоких квалификационных категорий.
4. Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе видеоконференций, сеть районных и городских методических мероприятий.
5. Психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОУ по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.
6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.
Тема реализации ФГТ в образовательном процессе для нас новая, но, тем не менее, есть определенные наработки преподавателей, методистов города и наших педагогов, которые успешно представляются через мастер-классы, нестандартных форм работы. На прошедших у нас семинарах с использованием мультимедийных технологий изучали:
– нормативно-правовую базу обновления содержания дошкольного образования, ознакомились и изучили приказ № 655, СанПины;
Взаимодействие педагога – психолога со специалистами ДОУ
в условиях реализации ФГТ.
Направление деятельности педагога – психолога |
С руководителем ДОУ: |
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели; 2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения; 3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций (педагогическийколлектив, родители); 4. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и сотрудников (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников); 5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива; 6. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайта ДОУ; 7. Предоставляет отчетную документацию; 8. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу); 9. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей; 10. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК; 11. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно – образовательного процесса; 12. Участвует в городской экспериментальной площадке, курсах повышения квалификации; 13. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях; 14. Участвует в работе аттестационно – экспертной группы ДОУ. |
Состаршим воспитателем: |
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ; 2. Формирует содержание психолого – педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты; 3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно – образовательного процесса; 4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого – педагогическим вопросам; 5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; 6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители); 7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого – педагогических консилиумов; 8. Участвует в подготовке и проведении методических объединений для педагогов района, округа, города; 9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения в нем психологического комфорта; 10. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно – развивающей среды в группах и ДОУ в целом; 11. Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности, городской экспериментальной площадке; 12. Оказывает поддержку в развитии ИКТ; 13. Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год); 14. Проводит психологическое сопровождение конкурсов («Знай – кА!», «Знатокиприроды», «Серебряный колокольчик», физкультурные соревнования, «Воспитатель года»…); 15. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой; 16. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей; 17. Участвует в разработке и внедрении плана работы «Клуба неравнодушных родителей» (проводит психолого – педагогические гостиные для родителей). |
С воспитателем: |
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников; 2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий; 3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности; 4. Составляет психолого – педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников; 5. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально – психологическую компетентность; 6. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника; 7. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивных сферах у детей; 8. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя; 9. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования; 10. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания; 11. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом; 12. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями; 13. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей); 14. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий; 15. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация и развитие ВПФ), просвещает воспитателей по данной тематике; 16. Проводит совместно с воспитателями групповые детско – родительские занятия, с целью гармонизации детско – родительских отношений и создания единого семейно -образовательного пространства; |
С музыкальным руководителем: |
1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя; 2. Оказывает психологическое сопровождение детей с проблемами в эмоционально – волевой сфере на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга; 3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях; 4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка; 5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональном развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий); 6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей; 7. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию; 8. Осуществляет сопровождение на занятиях ( развитие памяти, внимания, координации движений, эмоционально – выразительных движений) при подготовке к проведению праздников, досуга; 9. Осуществляет психологическое сопровождение детей на музыкальных, творческих конкурсах, помогает адаптироваться к новым условиям ( конкурсы вне детского сада), 10. Участвует в проведении музыкальной терапии; 11. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях; 12. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений; 13. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий. |
С воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре: |
1. Участвует в составлении программы психолого – педагогического сопровождения по физическому развитию; 2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию; 3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья; 4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья; 5. Способствовать развитию мелкомоторных и основных движений; 6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; 7. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению; 8. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию; 9. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий; 10. Осуществляет психологическое сопровождение детей на спортивных соревнованиях, помогает адаптироваться к новым условиям (соревнования, конкурсы вне детского сада), способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т.д.); 11. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика, динамические минутки, телесноориентированная терапия и т.д.) |
С педагогом дополнительного образования по ИЗО – деятельности: 1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности педагога доп. образования по ИЗО - деятельности; 2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по эстетическому развитию; 3. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка; 4. Оказывает психологическое сопровождение детей с проблемами в эмоционально – волевой сфере на занятиях по ИЗО – деятельности; 5. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ"
Действующие уже сейчас ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса: «Задачи психолого-педагогическ...
Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в МБДОУ
Информационная справка о реализации основной общеобразовательной программы....
«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»
«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»...
Обеспечение психолого-педагогических условий - залог успеха реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Презентация доклада по обеспечению психолого-педагогических условий для реализации основной общеобразовательной программы ДОУ....
Статья "Роль старшего воспитателя в обеспечении психолого-педагогических условий реализации Программы в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников"
В статье раскрыта роль старшего воспитателя в обеспечении психолого-педагогических условий реализации Программы в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положите...
Перспективный план инновационной работы по теме «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей» (филимоновская игрушка).
В публикации представлено перспективное планирование иннвационной работы на 2016-2017уч.год по теме "Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстет...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОУЧИНГ – КЛУБА «СЕМЬЯ ОТ А ДО Я»
В статье расказывается об обеспечении детей - инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающими детский сад, психолого-педагогической помощью в условиях коучинг-клуба...