Воздействие семьи на духовно - нравственное развитие ребенка
статья по теме

Украинчик Ольга Александровна

Консультации для родителей и воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 158»

«Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей»

Выступление воспитателя О.А.Максимовой

на заседании Совета педагогов

                                                     

Новосибирск

8.04.2010

Все родители убеждены в том, что они любят и знают своего ребенка, но на вопрос, в чем именно они видят проявление этой любви, большинство ответить затрудняются. А если предложить назвать положительные качества  своего ребенка, то независимо от возраста, образования, практически все родители называют не более трех – четырех положительных качеств своего ребенка. При этом ответы стандартны («добрый мальчик», «ласковая девочка», «он не жадный»), поэтому возникает вопрос, а знают ли родители своих детей?

Родительская любовь, как правило, - это любовь к ребенку во имя его будущего, а не во имя удовлетворения собственного родительского чувства. Люди перешли к одиночно – коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависит от возраста детей и качества жизни. Дети много времени проводят в дошкольном учреждении, посещают дополнительные школы, кружки. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи, и с каждым годом семьи любого уровня дохода тратят больше сил и времени на поддержание привычного уклада жизни. И родители, и дети фактически «не знакомы» друг с другом. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильность. Отсюда желание окружить ребенка своеобразной «защитной стеной», которая обеспечивала бы ему максимальный материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги и т.д.).  Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу терпимости и взаимопонимания. Показателен такой пример. Нашим детям в ходе бесед и игр индивидуально предлагались задания ассоциативного эксперимента, когда на слово – стимул ребенок отвечает словом или словосочетанием, ассоциативно отражающим его смысл. Особенно важным является личностный смысл, которым ребенок обозначает слово – стимул.

Для проведения этого задания отобрали слова – стимулы, обозначающие родственные связи внутри семьи: семья, мама, папа, дом. Результаты ярко осветили проблему детско–родительских отношений. Так, на слово – стимул «мама» ответы не отличались разнообразием: «она готовит вкусно», «она меня лечит», «красивая», «мне все покупает» и т.д. Другими словами, мама для ребенка остается, пожалуй, самым светлым и нужным человеком. Что касается слова- стимула «папа», детские представления оказались несколько другими. Так, примерно большее количество детей в группе считает, что «он работает», «играет с телефоном», «смотрит телевизор», «всегда ругается», «никогда со мной не играет» и т.д. К сожалению, ответов с положительной эмоциональной окраской было не так много. В них вошли такие ответы: «папа умный», «папа все умеет», «папа меня любит».

Интересны и показательны реакции на слово – стимул «семья», «дом». Тревожным фактором являются отрицательные ответы, такие как «рыцарский замок, где борьба»,  «ругаются», «маленькая семья». В основном ответы положительные: «мы все», «моя семья», и даже есть такие ответы, которые основаны на рекламе «майонез», сок «моя семья».

Думается, приведенных примеров достаточно для вывода о том, что посредством детской речи можно узнать о действительном положении дел в любой семье. В целом этот вывод не очень утешителен. Можно привести и такой пример: в конце дня, когда родители приходят в детский сад за своими детьми, первые слова детей говорят сами за себя. Вместо слов «здравствуй, мамочка» или «папочка», доносятся: «что ты мне купила?», «ты мне купишь что-нибудь?». Самое интересное в этом наблюдении является то, что на отказ дети реагируют крайне агрессивно и все равно добиваются своего желания.

Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, устоях, привычках, обязанностях и т.д. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни.

Переход от традиционно патриархального уклада жизни к современному образу жизни преимущественно городской нуклеарной (т.е. состоящей из двух поколений, родители и их дети) семьи вызвал глобальные изменения в отношениях родителей и детей, наставников и учеников. Главное изменение состоит в том, что те отношения, которые основывались на одном решении родителей, сменяются коллегиальным, а право суждения о достоверности и необходимости обретаемых знаний становится исключительным правом детей.

Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально статусное положение ребенка в обществе. При этом возникает серьезная проблема сохранения духовно – нравственного воспитания ребенка в семье. Духовность и нравственность стали почти обузой для современного российского общества так как никем не контролируются и не фиксируются. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер. Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие, порядочность. Вместе с тем духовность – результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для ее формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Нельзя полюбить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд – высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки». Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов («мама спит», «нужно не шуметь», «раздели конфету на всех или предложи попробовать»), терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая»), соблюдения этикета и т.д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребенок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдет неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Духовное развитие заключается, во-первых, в освобождении от принуждения извне, когда ценность принимается не под давлением, во-вторых, в объеме и круге установленных личностью ценностей, когда их палитра многоцветна, как и  сама жизнь. Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Любовь – одна из важных сфер семейного взаимодействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т.п. Она создает единую психическую и духовно-эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему сложно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны  помнить, что их любовь к ребенку – залог его психического здоровья. Все, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности.

Родители не знают, как нужно любить своего ребенка. Их присутствие дома, рядом с ребенком на прогулке, постоянные поучения, даже специальные занятия – это еще не любовь. А ведь именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило: родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят ему: «Я тебя люблю», «Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире». На это отводится не менее получаса в день. Американские педагоги так и говорят – «на любовь». Для наших родителей  полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь. Важнейшая потребность, которую испытывает ребенок, вступающий в общение, - получить от партнера «поглаживание», т.е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это- необходимое условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.

Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а за пониманием. Можно предложить  родителям обратить внимание на то, как часто и за чем подбегает к ним ребенок во время прогулки, в гостях, дома. И они сами увидят, что он ничего не взял, ничего не взял, ничего не сказал, а хотел дотронуться до мамы. Для ребенка важно это прикосновение. Он спокоен, мама рядом, здесь, с ним. Иначе говоря, она обращает на него внимание.

Василий Андреевич Сухомлинский говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, презирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его (ребенка) надо сделать».

Незыблемая основа духовно - нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка

Роль семьи в духовно-нравственном развитии ребенка....

Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание ребенка

Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе....

Семья и общество в духовно-нравственном развитии ребенка.

Традиции и современный подход общества и семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка....

Родительское собрание «Духовно-нравственное развитие ребенка в детском саду и семье»

Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье.Задачи:1. повы...

Современная семья и ее роль в духовно-нравственном развитии ребенка

Какую цель сегодня выводят на первый плант современные родители? Чего они хотят от своих детей? Именно об этом пойдет разговор....

Родительское собрание во второй младшей группе на тему " Духовно-нравственное развитие ребенка в детском саду и семье"

Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Задачи:· Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться друг с другом поближе.· Укреплять и под...