Современная семья и ее роль в духовно-нравственном развитии ребенка
статья

Каширина Светлана Сергеевна

Какую цель сегодня выводят на первый плант современные родители? Чего они хотят от своих детей? Именно об этом пойдет разговор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная семья

и ее роль в духовно-нравственном развитии ребенка

Большинство взрослых людей — родители. В своей жизни каждый человек проживает много ролей: кто-то инженер, строитель, педагог, рабочий или писатель, к тому же сын или дочь, ребенок, друг, брат и др., но все равно человеку всегда важно состояться в роли родителя. Роль родителя — особая и очень ответственная роль. С ее проживанием человек испытывает массу чувств, которые зачастую очень разнятся: гордость за ребенка идет рука об руку со стыдом и чувством вины, радость соперничает с обидой и злостью... Эта роль накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека — его ребенка. Родительская роль — это своего рода мост, проводник, по которому проходит информация рода и транслируются запросы времени и общества.

Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая сложилась на сегодняшний день.

Не секрет: когда началась для нашей страны «эпоха перемен», многие оказались в ситуации кризиса своей жизненной компетентности. Стабильность сменилась постоянной неопределенностью, коллективная ответственность — индивидуальной, смена идеологических ориентиров размыла представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном. В результате многие из нас оказались не готовыми адаптироваться к этим изменениям. Пока взрослые были заняты своей адаптацией, дети оказались без опоры на взрослую модель успешной жизненной стратегии. Жизнь изменилась стремительно. И как следствие — старые стратегии воспитания оказываются не эффективными, не потому, что они плохие, неправильные, а потому, что изменился мир.

Во времена «перестройки» главной задачей для родителей было просто накормить и одеть детей, т.е. обеспечить семью материальными благами, и соответственными стали и задачи воспитания: развивать в детях качества, которые помогли бы ребенку выжить, добиться цели любым путем. Зачастую это такие качества, как хитрость, жестокость характера, лицемерие, эгоизм, хваткость; о доброте, сопереживании здесь речь не шла. Изменились жизненные ценности, сменились приоритеты. Образование перестало цениться, так как образованные люди оказались «не у дел». И вот теперь то поколение детей стало родителями. Если пользоваться метафорой, что родитель — «проводник» культуры, традиций и ценностей для ребенка, можно сказать, что в цепи произошли «короткое замыкание», сбой: с одной стороны, есть огромный пласт культуры, нравственных ценностей, который остался в предыдущем веке, с другой — есть реальность, жизнь в которой требует совсем других ориентиров.

Если говорить о сегодняшнем дне, ситуация в какой-то мере стабилизировалась, хотя появилась сильная полярность в обществе (большая разница в уровне жизни населения).

Какую цель сегодня на первый план ставят для себя родители, чего хотят от своих детей? «Чтобы хорошими людьми стали». А что под этим подразумевается? — Умение успешно добиваться своих целей, проявление самостоятельности, ответственности, способности разрешать жизненные проблемы, быть устойчивыми к «ударам судьбы» и прежде всего успешно адаптироваться к любым условиям жизни. Таковы главные ценности личности на сегодняшний момент.

В чем видится главная проблема современных родителей? В условиях современной действительности многие родители чувствуют колоссальную ответственность за воспитание своих детей. Общество предъявляет большие запросы («Вы должны», «не должны», «обязаны») и претензии, которые родители боятся не выполнить, а ведь речь идет об их детях. В последние лет десять наблюдается настоящий бум в средствах массовой информации по развитию и воспитанию детей. Мир развернулся к ребенку. Огромное количество книг, передач на телевидении, компьютерная продукция ориентированы на ребенка. Родителей все учат, как надо воспитывать и развивать ребенка: учит мама, бабушка, книги, телевизор, радио, различные журналы, детский сад, школа, и зачастую этот поток несет в себе весьма противоречивую информацию. Родитель оказывается в затруднительном положении. Ведь ему очень хочется быть «правильным родителем» и сделать для своего чада все возможное — вырастить из него идеального человека, который будет и успешным, и счастливым, и просто самым-самым. Сколько обиды и разочарования испытывают родители, когда не могут воплотить в жизнь все замечательные идеи, о которых услышали или прочитали... Невозможность соответствовать всем услышанным или прочитанным правилам усиливает родительское беспокойство и тревогу. Вслед за этими, и без того трудно переносимыми чувствами, возникает вина за то, что все происходит не так, как должно быть, что в свою очередь наводит родителя на мысль о своей некомпетентности.

Ирина Млодик так начинает свою «Книгу для неидеальных родителей»: «Работая психологом, я видела много детских глаз, общалась с огромным количеством родителей, слышала множество детских историй из уст уже выросших детей и отчетливо поняла тогда, какая пропасть нередко лежит между двумя этими вселенными — миром взрослых и миром детей. И эта бездна очень часто не дает возможности и тем и другим ощутить радость от взаимного существования, осложняет жизнь, калечит судьбы. И не потому, что с детьми или родителями что-то не так, просто они мало знают друг о друге, часто говорят на разных языках и не всегда готовы услышать голоса другой вселенной».

Существует огромное количество развивающих учреждений, пособий, игровой продукции, нацеленных на всестороннее развитие детей. Родители, чтобы исполнить свой родительский долг, все это обрушивают на своих чад, чтобы они не стал и хуже других. Начинают прямо с пеленок всесторонне развивать детей, что не всегда оказывается адекватным их истинным потребностям. А те родители, которые оказываются очень занятыми своей профессией или просто зарабатыванием денег, ищут для своих детей различные образовательные и досуговые центры, которые бы и их крох развили до предела.

Безусловно, замечательно, что существуют такие учреждения, и у нас появился огромный выбор образовательных услуг. Только очень часто современные родители считают, что исчерпывают свой родительский долг, обеспечивая лишь условия для развития ребенка. К ребенку, начиная с первых лет жизни, приглашают воспитателей и учителей, водят в различные центры развития, а мама, перепоручая воспитание ребенка «специалистам», выступает в качестве «менеджера». Вместо семейного очага семья становится своеобразным «офисом», где у каждого свой ритм жизни и свои «функциональные обязанности».

Почему же так происходит? Сегодня сложно точно определить критерии хорошего родительства. И родитель, не выдерживая колоссальной ответственности перед своим ребенком, предпочитает ее переложить на специалистов, которые гораздо лучше все знают и понимают про ребенка. В советские времена с этим было проще. Все знали «социальный заказ» и хорошо понимали, за какое поведение ребенка родителю «должно быть стыдно», а за какое — «очень стыдно». Теперь каждый родитель вынужден самостоятельно решать, что и как необходимо воспитывать у своего чада.

Исследования семьи в условиях кризисного общества выявляют возросшую отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Дети часто предоставлены сами себе или «удачно определены» в развивающие центры. Вместо общения с родителями ребенок «общается» с телевизором или компьютером. Специалисты отмечают равнодушие к проблемам детей: родители стали реже, чем раньше, и с неохотой посещать консультации, организованные воспитателями, родительские собрания. Психологи отмечают возрастание негативного восприятия родителями детей. Большинство родителей с трудом способны развить тему «какой у меня хороший ребенок», а о том, «какой плохой ребенок», могут говорить часам. Одновременно и сами дети затрудняются сказать что- то хорошее друг о друге.

С чем это связано? По мнению специалистов, это результат воздействия общества на семью. В условиях социальной и экономической нестабильности под гнетом страха «не справиться» с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть, — родители сами становятся неуверенными, эмоционально нестабильными, появляется новый социальных страх — страх неуспешности детей. Родители боятся, что ребенок, неподготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем. Ребенок оказывается в таких условиях, где ему приходится доказывать свою «конкурентоспособность» чуть ли не с раннего детства. Многие родители рассматривают дошкольное детство всего лишь как подготовку к школе, лишая его возможности полноценно прожить целый этап своей жизни. Заботясь о раннем обучении, родители часто ущемляют право ребенка на игру, свободное время, собственный выбор видов деятельности. «Он должен усвоить все, что возможно, тогда что-нибудь из него да получится».

Итак, совершив небольшой экскурс в современную ситуацию развития родительского института, мы увидели, что главные приоритеты в воспитании ребенка — его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания в будущем. Такие категории, как нравственность, духовность, занимают далеко не первые места, и особой востребованности в них не чувствуется.

Существует ряд работ (Святитель Игнатий Брянчанинов), в которых проводится подробный анализ причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества: изменились нравственные представления о браке и семье, разрушена иерархия семейных взаимоотношений; утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Ярко проявляется культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста, что привело к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.

Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: не имея навыков совместного переживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей участия, поддержки. Прервалась преемственность педагогической традиции в семье: родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка.

Таким образом, институт родительства оказался в настоящем кризисе: старые критерии не годятся, а новые не выработались.

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Родитель сам должен стать носителем духовно-нравственной культуры, которую мы стремимся привить детям. Необходимо создавать условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Сложности на пути решения этих задач: отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности; отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей.

Необходимо задуматься о создании эффективной и жизнеспособной системы родительского образования. И на сегодняшний день есть интересные предложения, которые уже имеют опыт действия.

  • Создание в ДОУ, СОШ на базе психологических консультаций курсы повышения родительской компетентности и эффективности.
  • Создание сайтов для родителей по актуальным вопросам детского развития и воспитания.
  • Создание в СМИ программ по вопросам воспитания и развития детей.

Все эти мероприятия направлены на одну цель: повысить компетентность родителей. Создать благоприятные условия для встречи двух миров: мира взрослого и мира ребенка. Чтобы человек ощущал огромную радость и удовлетворение от того, что он является родителем!

Самкова И. А.,

педагог-психолог ДОУ № 1969, Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"

Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"...

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка с помощью игры

Развитие  духовно-нравственных качеств личности ребенка с помощью игры Острецова Марина Григорьевна,воспитатель, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение Куйбышевско...

Родительское собрание "Роль семьи и детского сада в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребенка, через знакомство с программой "Истоки"

Ддуховно-нравственное воспитание ребенка, привитие ему правильных ценностей в жизне в ответе и семья и детский сад.Только вместе мы воспитаем гармоничную личность....

Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре

laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...

Доклад на тему «Создание современной среды в ДОУ по духовно- нравственному воспитанию в соответствии с приоритетными задачами Стратегии развития образования Белгородской области»

В целях создания нормативных правовых и методических условий реализации приоритетных направлений «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 202...