Семья и общество в духовно-нравственном развитии ребенка.
статья на тему
Традиции и современный подход общества и семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_obshchestvo.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Гринева Ирина Павловна, воспитатель
ГБДОУ №75 Приморского района
Санкт-Петербурга
«Семья и общество в духовно-нравственном развитии ребенка»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка
за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира - от этого в
решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
Традиционная народная культура складывалась тысячелетиями, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений. Она имеет глубочайшие исторические корни. Поэтому сейчас в обществе и семье необходимо возрождать и сохранять культурные традиции для подрастающего поколения.
Каждый человек, чтобы почувствовать себя увереннее в современном мире должен ощущать свои корни. Это, прежде всего, дом, семья и, конечно, же память, которую мы несем в своей душе. Возрождение и сохранение традиций, обычаев способствует укреплению родственных контактов, связи поколений, утверждению духовных ценностей.
Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру. В семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
Современные же условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей (особенно городского ребенка) и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для всестороннего развития личности ребенка.
В связи с этим, традиционную культуру необходимо возрождать, прежде всего, в семье. Так как клубок семейных проблем начинается именно с потери нравственных и духовных ценностей, с разрыва связи поколений, что характеризует состояние современной семьи как кризисное. Все это негативно отражается на социализации детей, ведет к реальному отходу от семьи.
Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая система взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, школы. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
К сожалению, воспитание даже в лучших семьях нередко сводится лишь к умственному развитию детей, к овладению ими иностранными языками, хорошими манерами, к разностороннему развитию в различных областях науки, искусства и культуры. В этих целях родители нередко обращаются к помощи репетиторов, домашних учителей. Однако, все это действительно полезно лишь тогда, когда сами родители в итоге не оказываются на втором плане и когда конечной целью воздействий на ребёнка является нравственность. Главное в нравственности - отношение к другому человеку как равному себе, как другу, но не как средству решения собственных проблем.
Психологи говорят о том, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи видят причину проблемного подросткового возраста. Между тем, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами, это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.
Сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни, а также взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей среды, использование в воспитании детей богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.)
В последнее время ведутся споры о степени активности образовательных учреждений в процессе духовно-нравственного воспитания и педагогического сопровождения семьи в этом вопросе. Среди современных специалистов образования немалая часть отстаивает позицию, утверждающую, что образовательные учреждения не должны нести ответственность за духовно-нравственное воспитание детей, что это воспитание целиком является прерогативой семьи. Однако, отечественная школа, признавая ведущую роль семьи в воспитании, всегда поддерживала семью и помогала ей в решении воспитательных задач.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае - за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Утверждение новой педагогической парадигмы требует перехода от модели воспитания как назидательного воздействия к модели развития активного нравственного сознания детей и взрослых, позволяющих решать актуальные задачи развития, воспитания ребёнка и его социализации.
Семья для ребенка - источник любви и общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и обществе
В статье раскрываются проблемы нравственного и духовного воспитания детей в современном обществе....
НОД в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"
НОД по гендерному воспитанию в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"...
НОД в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"
НОД по гендерному воспитанию в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"...
Статья "Роль семьи и общества в формировании у ребенка представлений о здоровом образе жизни"
Статья о здоровом образе жизни...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание» тема: «Курай»
Цель: Продолжать знакомить детей с башкирским национальным музыкальным инструментом «Курай». Коррекционно-образовательные задачи: обобщать знания детей...
Роль семьи и общества в формировании у ребенка представлений о здоровом образе жизни
Как заложить привычку к ЗОЖ в семье....
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.Ребенок в семье и обществе.9 мая-День Победы.С чего начинается Родина.Помним.Гордимся.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Ребенок в семье и обществе.9 мая-День Победы.1).Презентация по теме:"Нравственно-патриотическое воспи...