Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Кузнецова Светлана Владимировна

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_i_perehod_veshchestva.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Тема: Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой.

Цель: развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Безопасность».

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

  1. побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  2. формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  3. развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы.

Образовательная область «Социализация»

  1. воспитывать потребность беречь и не загрязнять атмосферу
  2. формировать умение оценивать работу товарища;
  3. совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.

Образовательная область «Здоровье»

  1. развивать потребность в здоровом образе жизни и прогулках на свежем воздухе, проветривании помещения;
  2. формировать речевой выдох,
  3. формировать умение пользоваться термометром.

Безопасность

  1. сформулировать представлении об опасности горячей воды и осторожном ее использовании;
  2. сформировать потребность в безопасном использовании термометров.

Образовательная область «Познание»

  1. закрепить представление о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком;
  2. стимулировать детей к рассуждению о пользе расширения тел при нагревании и о его возможной опасности;
  3. сформировать представление детей о том, что теплый воздух поднимается вверх;
  4. совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Методы и приемы:

Практические: физминутка, научный опыт, нахождение картинок, игровая модель состояния вещества.

Наглядные: рассматривание трех видов веществ, наблюдение за опытом.

Словесные: рассуждения и выводы об увиденном, установление причинно-следственных связей.

Материалы и оборудование: стакан с водой, деревянный брусок, пустой стакан, схемы веществ, пустая бутылка, воздушный шарик, емкости с горячей и холодной водой, термометры.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Двигательные паузы, игровые упражнения.

Игровая

Игровые ситуации, творческие игры.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение, экспериментирование.

Коммуникативная

Беседа, ситуативные разговоры, вопросы.

Музыкально-художественная

Танцы, музыкальные импровизации

Трудовая

Познавательные опыты и задания

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность     детей

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель предлагает детям пойти по дорожке, которая приводит их к посылке от дедушки Зная. В нем три стакана: в одном налита вода, в другом деревянный брусок, а третий стакан пустой. (Дети рассматривают посылку).

- Что находится в стаканах. (Жидкость. Твердое тело и газ)

Дети рассматривают содержимое посылки.

Сформирован интерес предстоящей деятельности, сделан вывод.

2

- На  первый взгляд третий стакан пустой, но это не так. В нем находится воздух.

- Чем отличаются жидкость, твердое тело и газ?

Дети рассматривают схемы. (Физминутка).

- Покажите твердое тело. (Дети стоят плотно друг к другу, крепко держась за руки. Их трудно разъединить, сломать, разбить).

- Покажите жидкость. (Дети продолжают держаться за руки, но не так крепко и находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Жидкость можно перелить в другой стакан, т.е. легко разъединяется ).

- Покажите газ. (ребята не держатся за руки, свободно распределяются в любом направлении, занимая любой объем).

Дети доказывают, что в третьем стакане воздух – смесь газов.

Моделируют три состояния вещества, определяют присутствие воздуха.

Доказано присутствие смеси газов в пустом стакане. Найдены отличия между твердым телом, водой и газом. Обеспечена потребность детей в движении, снятия мышечного и умственного напряжения.

3

Проводится беседа о воздухе – его пользе для жизни людей и животных, чистый воздух, обогащенный кислородом, полезен для здоровья. Чистый воздух в лесу, на реке, где много растений, так как растения выделяют кислород, поэтому и в квартирах и у нас в группе обязательно живут комнатные растения. Кроме того, чтобы в помещении был свежий воздух, помещение необходимо проветривать. Чтобы быть здоровым, нужно проводить больше времени на воздухе, заниматься утренней зарядкой, физкультурой и т.д. Но не везде на улице свежий и чистый воздух: вблизи дороги, возле крупных заводов воздух загрязнен выхлопными и другими вредными для жизни и здоровья людей газами. Вот почему люди обязаны беречь окружающую природу, не загрязнять атмосферу, очищать воздух для своего же блага.

Рассуждают, слушают, делают выводы.

Усвоены основные параметры воздуха, его полезность для всего живого. Обеспечена потребность в прогулках на свежем воздухе и здоровом образе жизни.

4

- Давайте убедимся, что воздух находится везде. Убедиться в этом нам поможет опыт.

Воспитатель опускает в воду пустую бутылку с небольшим отверстием. Из бутылочки на поверхности появляются пузырьки.

- Что выходит из бутылки?  (Воздух).

Наблюдают за опытом, высказывают свои предположения, проговаривают признаки присутствия воздуха.

Закрепляют признаки присутствия воздуха, развивают мыслительные операции.

5

- Теперь давайте посмотрим, как себя ведет воздух при нагревании и охлаждении. Опыт: на пустую бутылку надевают воздушный шарик. При погружении бутылки в в горячую воду шарик надувается, при погружении в холодную – сдувается.

- Что произошло с воздухом? (При нагревании воздух расширился, при охлаждении – сузился). Теплый воздух поднимается вверх.

- А что значит нагревание? ( Это значит повысить температуру воздуха, воды или твердого тела). Температура горячей воды может быть так высока, что не безопасна для человека. От нее можно получить сильный ожег.

При нагревании частички воды начинают двигаться быстрее и в какой-то момент разлетаются – вода испаряется.

Наблюдают за опытом, отвечают на вопросы, ищут причинно-следственные связи.

Усвоены свойства воздуха при нагревании и охлаждении, сформированы понятия нагрева, температуры, испарения воды. Установлены причинно-следственные связи.

6

Воспитатель предлагает рассмотреть термометры для измерения температуры воздуха, воды и тела человека.

- Как выглядят термометры? (у них всех есть шкала с делениями и цифрами и трубка с ртутью).

 - Давайте определим температуру окружающего воздуха. (22-23 С).

- Температуру воды в двух сосудах (20 и 36 С) .

- А какая нормальная температура тела человека? (36,6 С).

- А если человек заболел? (Температура повышается. Болит горло.)

А как нужно обращаться с градусником, чтобы не навредить себе? (Убирать в футляр, не допускать его падения).

Ртуть очень вредна для человека, ей можно отравиться. Если градусник разбился, нужно тут же сообщить взрослым и не трогать ртуть руками.

Дают полные ответы на вопросы, знакомятся с разными видами термометров.

Обеспечена потребность в безопасном владении термометром.

7

Итог:

- Какие три вида веществ вы знаете?

- Что происходит с воздухом при нагревании?

- Как мы измеряем температуру веществ и тела?

- Как пользоваться термометром правильно?

Закрепляют полученные знания.

Активирован предметный и глагольный словарь по данной теме, расширен кругозор.

Итоговое мероприятие: мультимедийная презентация со слайдами по теме, детское развлечение с подвижными играми, музыкальным сопровождением и танцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия с пособиями одного вида - обручем.

конспект физкультурного занятия с детьми третьего года жизни....

Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Свойства воды – переход воды из одного агрегатного состояния в другое»

Закреплять представления детей о свойствах воды (бывает холодной и теплой, прозрачная, без запаха,  в воде растворяются некоторые вещества, которые изменяют ее цвет и запах);формировать уме...

Статья: Опорные звуки или как перепрограммировать одни звуки в другие.

Одной из основных задач, которые необходимо решить, приступая к анализу речевых нарушений, является их классификация  по месту и способу образования, чтобы одни звуки перепрограммировать в другие...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРИРОДА И Я – ОДНА СЕМЬЯ. СТАНЬ ДРУГОМ ПРИРОДЫ».

Помочь детям осознать своё отношение к природе; понять, почему к ней надо бережно относиться и в чём это может выражаться; дать представление о нравственной стороне отношения к природе. Познаком...

Мастер-класс для педагогов "Эбру- рисование одной жидкостью на другой"

МАСТЕР КЛАС С ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЭБРУ- РИСОВАНИЕ ОДНОЙ ЖИДКОСТЬЮ НА ДРУГОЙ » .ПОДГОТОВИЛА: ШЕВЕЛВА ДАРЬЯ НИКОЛАЕВНА МАДОУ д/с №183 г. Тюмень Цель: Познакомить воспитателей с нетради...