Реорганизация системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами.
статья по теме
Образование понимается как достояние личности, как один из этапов её развития и становления, как средство её самореализации в жизни. В этой связи меняются и государственный заказ, и запросы индивида, что приводит к пересмотру целевых основ функционирования системы образования, содержания, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reorganizatsiya_sistemy_dosh_obraz_v_sootvetstvii_s_tselevymi_orientirami.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
К концу XX века в полной мере проявилась глубокая зависимость современной цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Е. В. Дворак указывает, что современное образование выступает как основной фактор обеспечения культурного сдвига, обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности общества. Образование понимается также как достояние личности, как один из этапов её развития и становления, как средство её самореализации в жизни.
В этой связи меняются и государственный заказ, и запросы индивида, что приводит к пересмотру целевых основ функционирования системы образования, содержания, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.
Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной прежде всего на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребёнка» (А. Г. Асмолов, Т. В. Кудрявцев). Для реализации новых целей создаются и функционируют педагогические системы, в структуре которых можно выделить следующие группы элементов:
- цели образования;
- содержание образования;
- методы и средства воспитания, обучения, развития;
- организационные формы образовательного процесса;
- педагоги;
- воспитанники;
- родительское сообщество, социальные институты;
- взаимосвязи элементов.
Все названные элементы объединяются в целостный образовательный процесс на основе единой образовательной цели – поддержка развития личности ребёнка. Таким образом, педагогическая система выстраивается с ориентацией на цели образования и для их достижения, она всецело подчиняется целям образования как осознанному образу предвосхищаемого результата. Выделяют три уровня целей.
Первый уровень целей – социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования. В заказе отражается определённый общественный идеал формируемой личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования представлены следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
- Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности и, прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения проявлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Второй уровень целей – это цель для каждой образовательной программы, для различных типов и видов образовательных организаций. На данном уровне социальный заказ представлен в понятиях и категориях педагогики.
Так, цель примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой) представлена следующим образом: «создать каждому ребёнку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребёнка к миру».
Третий уровень целей – это те педагогические цели, которые реализуются повседневно в процессе общения и проведения педагогических мероприятий с детьми. Они конкретизируются в определённых условиях, описываются через систему взаимосвязанных задач.
Сегодня сохраняются несогласованность целей на разных уровнях, а также несоответствие средств реализации целей и задач их гуманистической сути, подмена целей средствами, примат средств над целями. Это можно проследить при переходе от уровня социального заказа государства к уровню образовательных программ и затем к уровню задач, реализуемых в повседневной работе педагога. Так, до сих пор, отвечая на вопрос о том, что является целью их работы, педагоги нередко говорят: «Дать детям знания…» До тех пор пока в массовой практике знания, умения и навыки будут пониматься как образовательный результат и цель образовательного процесса, а не как средства решения задач поддержки индивидуального развития, результативность дошкольного образования будет невысока.
Способность детализировать цели, конкретизировать их в задачах без потери смысловой основы – важнейший показатель профессиональной компетентности руководителей и педагогов дошкольной организации. Планируя повседневную работу по решению поставленных задач, важно не потерять стратегическое направление и вместе с этим «не выплеснуть дитя из купели» в стремлении сформировать личность с заданными свойствами в ущерб поддержке развития индивидуальных личностных качеств каждого ребёнка.
Большинство педагогов (на сегодняшний день) видит противоречие между признанием конечной цели образовательного процесса в том, чтобы помочь человеку стать самим собой, наиболее полно раскрыть его возможности, поддержать процессы самоактуализации, и необходимость решения единых для всех программных задач с использованием групповых форм организации детской деятельности. Чтобы снять это противоречие, руководителям и педагогическим работникам необходимо следующее.
- Уяснить, что главная задача педагога – не организация усвоения знаний, а построение взаимодействия на основе определённого содержания, обеспечивающего передачу культурных ценностей, накопления опыта, освоение компетенций, личностное становление ребёнка.
- Понять, что главный результат образования заключается в изменениях, происходящих в самом ребёнке.
- Безоговорочно отказаться от менторских моделей взаимодействия с детьми (и родителями воспитанников), примата (преобладания) словесных и наглядных методов в пользу практических, от доминирования информационно-рецептивного и репродуктивного методов, освоить и активно использовать метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) и исследовательский методы организации детской деятельности.
- Оставить в прошлом представления об определяющей роли занятий и других форм организации непосредственно образовательной деятельности и начать использовать потенциал разных видов деятельности в режимных моментах, увеличивать долю самостоятельной деятельности детей.
Решение множества задач дошкольного образования сопряжено с переходом от сообщения информации к погружению детей в определённые ситуации. Ситуативный подход позволяет формировать совокупность таких компонентов субъектного опыта, необходимых и достаточных для становления субъектности, как ценностный и операциональный опыт, опыт рефлексии, привычной активизации и сотрудничества. Данный подход даёт и возможность решать выделенную в ФГОС задачу формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности. В рамках игровых, обучающих, естественных, проблемных ситуаций дети овладевают общими способами действий, «т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Это является базовой предпосылкой учебной деятельности.
Структурной основной образовательной ситуации и мотивационной основой познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной деятельности дошкольников должна стать учебная задача. В отличие от работы по решению практических задач, основная цель деятельности детей в рамках учебных задач заключается «в усвоении общих способов выделения свойств предметов или явлений» и «в решении определённого класса конкретно-практических задач». Именно обращение от результатов деятельности к способам становится достоянием старшего дошкольника, во многом определяющим успешность учебной деятельности в школе.
При этом не всякая учебная задача может стать центральным звеном учебной деятельности, а лишь такая задача, которая содержит в себе учебную проблему. Поэтому важнейшим аспектом профессиональной компетентности педагога является владение технологиями проблемного обучения, позволяющими конструировать различные формы организации детских видов деятельности.
Формулировка учебной проблемы, создание проблемной ситуации – наиболее сложный и ответственный момент конструирования занятия. А. М. Матюшкин сформулировал следующие требования к проблемным ситуациям.
1. Решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого.
2. проблема должна соответствовать учебной информации, которую познаёт обучаемый, а также уже имеющейся у него информации.
3. Формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений.
4. Проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей а её решении.
5. Проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся.
6. В процессе решения проблемы должна возникнуть потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с данной проблемой.
7. Проблемная ситуация должна строиться с учётом основных дидактических принципов обучения.
8. В основе проблемной ситуации должно лежать противоречие.
Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, по словам С. Л. Рубинштейна, обычно начинается мышление.
При создании проблемной ситуации педагогу необходимо так сформулировать проблему, чтобы в процессе её разрешения были достигнуты и цели детей (помочь персонажу, найти ответ на проблемный вопрос, решить практическую задачу, выявить закономерность, выполнить творческую работу и т.д.) и программные задачи.
Таким образом, проблема должна вбирать в себя и переносить в область интересов детей программные задачи, обеспечивать педагогу возможность решать их через то, чего хотят воспитанники (цель детей).
Рассмотрим примеры (таблица 1).
Соотношение программных задач и целей деятельности детей
№ | Программные задачи | Ситуация | Проблема | Цель детей | Учебная задача |
1 | Обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах, учить применять их для решения учебной задачи | Снегирь хочет устроить птичью столовую для пернатых, зимующих в наших краях | Снегирь не знает, как это сделать | Помочь снегирю | Рассказать снегирю, что нужно для создания столовой, поделиться знаниями о зимующих птицах |
2 | Обобщить и дополнить знания детей о строительных профессиях, материалах, из которых строят жилища | Поросята из английской народной сказки «Три поросёнка» остались без дома | Поросята не знают, какой дом им нужен, как его построить | Помочь поросятам | Выяснить, какие бывают дома, какой дом нужен поросятам, кто и из чего его может строить |
3 | Обеспечить условия для применения детьми знаний о дорожных знаках, их назначении | Жители Цветочного города все время попадают в проблемные ситуации на дороге | Опираясь на сюжетные картинки, дети самостоятельно выявляют проблему – в городе нет дорожных знаков | Помочь жителям Цветочного города | Пояснить, для чего нужны знаки, подобрать необходимые знаки для каждой ситуации |
С осознания сути проблемы начинается образовательный цикл. Его структура для детей старшего дошкольного возраста и соответствующие ей этапы образовательной ситуации представлены в таблице 2.
Структура образовательной ситуации
№ | Компоненты деятельности | Этапы работы | Задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и детей |
1 | Проблема цель работы детей на занятии (мотив) | Мотивационно-ориентировочный | Выявление сути проблемы, актуализации потребности её разрешить, формулировка цели, волеизъявление детей |
2 | План | Поисковый | Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий |
3 | Исполнительские действия | Практический | Реализация плана (использование педагогом различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, с другой – решить программные задачи) |
4 | Оценка | Рефлексивно-оценочный | Выявление факта и путей достижения цели (разрешения проблемы), применявшихся знаний, умений, нашедших применение личностных качеств детей |
Таким образом, вместо распространённого в массовой практике занятия, представляющего собой набор различных форм работы, объединённых по тематическому принципу, мы видим четкую структуру.
Подобный подход к построению взаимодействия с детьми в образовательном процессе делает реальным разворот к ребёнку всей педагогической системы. Педагогам необходимо научиться видеть в ребёнке субъекта деятельности, соответствующим образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательное пространство.
ОГКОУ МОДДДДДВ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА: РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ
С ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ.
материал подготовлен:
старшим воспитателем
Е. С. Черных
Магадан сентябрь 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования"
Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования....
Статья «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами образования, в информационно-образовательной среде детского сада»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста ...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...
Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО....
Сюжетно-ролевая игра в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами указанными во ФГОС
Сюжетно-ролевая игра в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами указаннымиво ФГОС Направления развития и образования детей (в соот...
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Составители: Аксютенко О.С., Боровская З.Н., Грязева Н.М., Княжевская И.В., Концевая О.Ю., Лишаева Л.А., Лукашова Н.В., Серкова М. А. В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и о...
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования(в соответствии с требованиями ФГОС ДО)...